Активное слушание объединяет приемы и техники, позволяющие родителям понимать и принимать чувства своего ребенка, улавливать его настроение и в соответствии с этим строить правильную стратегию поведения с ним.
Оно позволяет также в полном объеме воспринимать информацию, которую старается донести до человека собеседник и воспринимать ее целиком без искажений.
Техники активного слушания ребенка
К наиболее распространенным приемам активного слушания можно отнести следующие:
- Перефразирование. Родитель старается понять, правильно ли он понял ребенка, повторяя за ним сказанное, но несколько видоизменив и задав уточняющий вопрос.
- Пауза. Если во время диалога создается впечатление, что говорящий о чем-то умалчивает, можно дать ему время, правильно расставляя и увеличивая паузы. Это не только даст дополнительное время на раздумье, но также дать возможность как следует сформулировать свою мысль.
- Интерпретация представляет собой вывод из всего сказанного, который один собеседник делает выслушав другого.
- Эхо. Повторение части фразы за ребенком, для того чтобы акцентировать на ней внимание.
- Развитие мысли. Если в процессе разговора ребенок озвучил мысль, развитие которой может привести к значимым выводам, взрослый начинает развивать ее, задавая уточняющие вопросы, высказывая те или иные предположения.
- Замечания, возникающие по ходу разговора. С их помощью можно решить сразу две задачи: контролировать ход беседы, а также получать от ребенка другую, не менее значимую информацию.
- Сообщение о восприятии, которые должны показать ребенку, что его понимают и принимают.
Несмотря на то, что эти приемы могут показаться очевидными и предельно простыми, они имеют важный смысл. И их использование позволяет легко развить диалог и разговорить даже самого замкнутого на первый взгляд ребенка.
Как научиться слушать ребенка активно?
Активное слушание объединяет навыки, обучиться которым может каждый человек при наличии у него желания. Для этого следует:
- Во время разговора сосредоточиться на своем собеседнике; его мыслях, эмоциях, чувствах, информации, которую он стремится донести. Влияние отвлекающих факторов следует свести к минимуму.
- Не перебивать собеседника. Даже если возникает ощущение, что все и так понятно и не терпится поделиться своим видением вопроса, его необходимо дослушать до конца.
- Осознавать разницу между тем, что говорит ребенок и как это понимает родитель.
Но главным условием активного слушания всегда была, есть и будет искренность, позволяющая найти ключ, способный открыть любые двери и разрушить непонимание.