• Вход
  • Чат
Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание

Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание

С чем может быть связано нежелание школьника делать домашнюю работу. Как родителям реагировать на эту ситуацию и какие шаги предпринять, чтобы решить данную проблему.

Одна из самых распространенных жалоб родителей звучит примерно так: «Ребенок ничего не хочет делать». И с такой ситуацией сталкиваются многие семьи, когда их чадо вместо того, чтобы учиться или хотя бы помогать по дому, бездельничает, предпочитая проводить время за телефоном или компьютером. Но почему подросток ничего не хочет делать и как с этим бороться? Справиться с причиной подобного поведения помогут нижеприведенные рекомендации.

Почему важно отличать лень от апатии

Проблема апатии заключается в том, что это состояние является косвенным симптомом целого ряда соматических заболеваний, таких как болезни печени и пищеварительной системы. Поэтому чем раньше будет выявлено беспокоящая ребенка патология, тем меньше времени и сил потребуется на ее лечение, а значит, подросток быстрее вернется к нормальной жизни.

Если в физиологическом плане с ребенком все нормально, но на лицо все признаки апатии, значит, причина кроется в серьезном заболевании психического характера – например, депрессии, шизофрении или пограничном расстройстве личности.

К сожалению, из-за того что современные подростки эмоционально неустойчивы, не всегда можно быстро определить, чем именно вызваны такие перемены в поведении. Однако при первых же тревожных сигналах нужно обращаться за помощью к специалистам. Если все дело в обычной лени, с этой проблемой поможет справиться психолог. В случае развития полноценной апатии нужен специалист не в психологии, а в психиатрии.

Как понять — у подростка лень или апатия

В апатичном состоянии ребенка не интересует ни учеба, ни друзья, ни близкие. Даже если он постоянно сидит в телефоне, он делает это не для развлечения, а просто по привычке. Также для подростка с апатией характерно пренебрежение собственным внешним видом и питанием. Все реакции школьника становятся заторможенными, а ответы на любые вопросы – безэмоциональными и односложными. При этом на попытки выяснить, что именно его беспокоит, ребенок не сможет дать вразумительного объяснения и назвать причину своего состояния.

В то же время ленивый подросток может спокойно рассказать, чем конкретно ему лень заниматься, а также с чем именно такое поведение связано. К примеру, ему очень не хочется готовиться к контрольной, но он с радостью откликнется на просьбу матери выгулять собаку или с интересом обсудит с отцом последние технологические новинки.

Почему подростки бывают ленивыми

Лень у подростков в большей степени имеет физиологический характер. Дело в том, что всего за год ребенок может подрасти на 12 см. И вполне естественно, что при таких условиях у школьника начнется дефицит кальция, железа и целого комплекса витаминов, что, в свою очередь, сказывается не только на физическом, но и на эмоциональном состоянии. 

Кроме того, из-за быстрых изменений в организме происходит и раскоординация работы большинства систем – нервной, гормональной и сердечно-сосудистой. В результате возникают перепады сосудисто-мышечного тонуса, что чаще всего проявляется в резких скачках физического состояния. К примеру, ребенок может с легкостью переносить длительные нагрузки, но при этом периодически по непонятным причинам падает от усталости.

Ребенок может уснуть на уроке или отключиться дома в процессе выполнения домашнего задания. Естественно, у родителей такое поведение школьника вызывает лишь недовольство, поскольку он посмел отдыхать прежде, чем разобрался с заданными упражнениями. Учителя же начинают чаще вызывать к доске, поскольку расценивают действия ученика как проявление личного неуважения.

Периодически накатывающаяся разбитость в большинстве своем является побочным эффектом физиологического созревания тела.

Однако это не единственное основание для проявления лени. Таким школьник может стать и по другим причинам, а именно:

  1. Обычная усталость. Среди взрослых бытует мнение, что в период юности ребенок обладает нескончаемым запасом энергии. Но это заблуждение. Длительная монотонная нагрузка – причем не только физическая, но и интеллектуальная – детям дается в разы сложнее, чем взрослым. Поэтому нужно с пониманием относиться к потребностям подростка. Также важно предоставить ребенку личную свободу и возможность периодически оставаться наедине с собой, что благотворно скажется на его психическом здоровье.
  2. Отсутствие мотивации. Это может быть связано с несколькими причинами: ребенок не понимает смысл навязываемой деятельности, у него отсутствуют жизненные перспективы, в попытке что-то сделать школьник потерпел неудачу и т.д. С каждой такой ситуацией нужно разбираться в индивидуальном порядке.
  3. Слабая воля. У детей, которые выросли в определенных условиях, плохо развит навык волевого усилия. При гиперопеке ребенка фактически приучают быть беспомощным, потому что все за него выполняют родители. А при авторитарном стиле воспитания, привыкнув слушаться, школьник начинает действовать только после прямого указания от взрослого. Лень же, по сути, обеспечивает ребенку передышку перед очередным заданием от близких.
  4. Пресыщение. Возможность получить все, что пожелаешь, со временем негативно сказывается на вкусе к жизни, заставляя искать все более сильные раздражители в попытке вернуть себе прежний интерес к окружающей действительности. Дети очень быстро привыкают к комфорту, а любые ограничения и необходимость прилагать усилия вскоре начинает восприниматься ими как нарушение личных прав. В результате, вместо любопытства и каких-либо стремлений школьник испытывает лишь лень и скуку. И в плане коррекции это один из самых сложных случаев, требующий длительной реабилитации. Так что убрать эту черту из характера ребенка будет очень непросто.
  5. Лень как признак протеста. Если в семье наблюдается неразрешенный конфликт, он крайне негативно будет сказываться на отношениях. Когда ребенок не может противостоять воле родителей и видит, что с его мнением не считаются, естественно, в нем зарождается обида. И поскольку дети не всегда способны выразить свои чувства напрямую, негатив начинает появляться в форме саботажа: игнорируются просьбы и не выполняется то, что взрослым особенно важно. Таким образом дети неосознанно пытаются взять реванш за ту несправедливость, с которой им пришлось столкнуться ранее, пусть даже выиграть в этом противостоянии вряд ли смогут.
  6. Лень как один из способов сохранить лицо. К примеру, ребенок хочет избежать насмешек со стороны своих сверстников, желает присоединиться к какой-то группе, но не может похвастаться интеллектом или талантами. В таком случае лучше прослыть ленивым, а не глупым и неумелым. Причина подобного поведения заключается в заниженной самооценке ребенка. Как правило, такое можно наблюдать у детей, чьи родители пытаются вылепить из своего чада лучшую версию себя. 
  7. Лень как обычный образ жизни семьи. Бывает, родители требуют от своих детей того, что им самим совершенно не свойственно. Ребенок же, с детства наблюдая за взрослыми, постепенно перенимает их взгляды на жизнь, поведение и отношение к окружающим. И если родителям свойственно потребительство, брюзжание и привычка перекладывать ответственность на других, то и подросток со временем станет точно таким же.

Как помочь и не навредить

rebenok-delaet-domashnee-zadanie.jpg

Чтобы помочь своему ребенку, родители ни в коем случае не должны делать следующее:

  1. Заставлять. В данной ситуации главная задача взрослого – восстановить мотивацию своего чада к обучению, саморазвитию и активной жизни в целом. Важно научить ребенка получать радость и удовольствие от своей деятельности, чего будет крайне сложно добиться, если подросток ощущает строгий контроль и действует только по указке.
  2. Ругаться. Такой способ наказать ребенка не только опасен для его ментального здоровья, но и фактически бесполезен. Если часто повышать голос на подростка, со временем он попросту привыкнет к такому поведению своей родни и перестанет обращать на крики взрослых какое-либо внимания. Поэтому если и использовать этот прием, то лишь в экстренных случаях в моменты опасности.
  3. Винить. В ходе школьного обучения детям приходится сталкиваться с большими нагрузками. Подростковый возраст, экзамены, подготовка к поступлению – все это достаточно сложные испытание для любого ребенка. Пытаясь везде успеть, дети быстро выматываются, из-за чего теряется концентрация, дает о себе знать накопленная усталость. В таком случае чадо нуждается не в осуждении, а в поддержке и в подтверждении того, что родители его любят независимо от успехов в учебе, всегда готовы прийти на выручку.
  4. Принимать решение за ребенка. Одна из основных ошибок родителей – это попытка спланировать жизнь чада, предварительно с ним не посоветовавшись. Взрослые записывают детей в разные кружки или секции, руководствуясь своими представлениями о том, что ему сейчас нужнее всего. Лучше предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать то, чем он хотел бы заниматься, пусть и ограничив в выборе.

Хорошим решением будет обратить внимание на интересы собственного ребенка. Одним детям нравится изучать все новое, при этом не имеет значения, каким именно предметом заниматься. Другие отдают предпочтение конкретной тематике и относятся к познанию как к прикладному процессу, призванному помочь им разобраться в интересующих вопросах. Наблюдая за своим ребенком, нужно постараться определить его темперамент и то, от чего он обычно получает удовольствие.

Кроме того, нужно самим подавать пример своему чаду. Дети очень многое перенимают именно от родителей. И когда взрослые активно читают книги, стараются развивать свои навыки, повышают квалификацию, ребенок со временем тоже начинает тянуться к новым знаниям. Если же родители любят заниматься спортом, то и дети будет очень активным. Поэтому один из самых лучших советов для родителей будет звучать так: нужно стремиться самому быть тем человеком, каким хочется видеть своего ребенка.‍

Задайте правильные вопросы

Нельзя помочь ребенку, если неизвестна причина произошедших с ним изменений. Выяснять это поможет ряд наводящих вопросов:

  1. «Как давно у тебя пропало желание что-либо делать?». Это позволит понять, что именно послужило отправной точкой для развития у ребенка текущего состояния. Дело в том, что желание ничего не делать для людей в обычной ситуации не характерно, а для детей – тем более. Каждый ребенок от природы крайне любопытен и азартен. В попытке познать мир он может часами закидывать пруд камнями, наблюдая за кругами на воде, бегать, ломать или строить и получать наслаждение от каждого момента своей активности. Однако рано или поздно он начинает сталкиваться с преградами в виде правил и ограничений, что сразу охлаждает его пыл: что-то сломал или разбил – получил выговор от родителей, слишком активничал в детском саду – воспитательница заставила всю прогулку просидеть рядом с ней. И столкнувшихся хотя бы с парой подобных ситуаций, ребенок начинает терять прежний азарт. А если, к тому же, что бы он ни делал, в ответ получает лишь негатив, естественно, такое отношение быстро отобьет желание вообще чем-либо заниматься.
  2. «Из чего сейчас состоит твой обычный день?». Если ребенок не залеживается в кровати по утрам, следит за гигиеной и внешним видом, не забывает питаться – это уже хороший знак. Если же он не против еще и посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или пообщаться с друзьями в соцсетях – значит, ему просто не хочется лишний раз напрягаться, что обычно наблюдается при сильной усталости. А вот когда школьнику вообще ничего не хочется – он только лежит на кровати и вообще не интересуется окружающей действительностью, тут уже пора бить тревогу. Ребенку явно нужна помощь специалистов.

Главное — понять, чего именно не хочется

Выяснить у человека, чего ему конкретно хочется, чем бы он желал сейчас заняться, парой не так уж и просто. Зачастую ответы на эти вопросы весьма расплывчаты и практически не содержат никакой конкретики. Зато при попытке выяснить, что человеку не нравится, он отвечает четко и прямо. Так же это работает и с детьми. И, как правило, в моменты лени чаще всего они не хотят: 

  1. Прикладывать усилия. Подобное можно наблюдать в 2 случаях: если школьник в принципе не против научится какому-то новому делу, но из-за отсутствия необходимости изучать что-то новое или работать над собой решает отказаться от этой идеи. Ребенку раньше все давалось с легкостью, но стоило ему столкнуться с препятствием, как он оказался в тупике, потому что просто не умеет преодолевать трудности.
  2. Делать то, что говорят родители. Когда у ребенка весьма напряженные отношения с родными, а чаша терпения уже переполнена, он начинает борьбу с их попытками навязывать свои желания и идеи. А поскольку арсенал подростка в данном случае крайне ограничен, остается только занять пассивно-агрессивную позицию и просто игнорировать все озвучиваемые взрослыми просьбы и поручения.
  3. Заниматься привычными делами. Если человек долго занимается каким-либо делом, которое вполне его устраивает, но при этом точно не является занятием на всю жизнь, обязательно наступит момент, когда оно превратится в рутину и будет приносить лишь скуку. Такая же картина порой наблюдается и у детей. В таком случае достаточно предложить ребенку хорошую альтернативу, и он снова вернется к активной жизни.

Эффективные упражнения

Разобравшись с причинами изменений в поведении ребенка, можно переходить к практике. Подтолкнуть ребенка к выходу из сложившейся ситуации можно следующими простыми упражнениями.

Упражнение «Подогрей хотелку!»

Достижение любой цели в жизни начинается с желания. Если человек хочет чего-то добиться, он пойдет и воплотит это в жизнь. Однако хотеть можно по-разному. И именно от степени желания будет зависеть, решится человек взяться за дело или отложит его до лучших времен.

Данное упражнение поможет слегка поднять градус желания и подтолкнуть ребенка к активным действиям. Для этого нужно нарисовать своеобразный термометр с десятибалльной шкалой, где 0 – совсем не хочется, а 10 – очень хочется. 

Затем школьник должен выбрать любое свое желание и указать, на сколько баллов он сейчас хочет заняться его воплощением. После этого пусть представит все приятное, как-либо связанное с этой затеей, и укажет на шкале, как сильно поднялся градус желания. И если прежнее значение изменилось хотя бы на 2 балла, значит, пора заняться делом.

Упражнение «А это точно моя цель?»

Как правило, близкие ребенка, особенно родители, считают, что знают его лучше, чем он сам. Замечают его математические наклонности, помнят, как он хорошо сортировал камешки по размерам и решал логические загадки, хотя даже еще ходить не умел. Поэтому хотят всячески помочь ребенку, направляя в нужное русло, чтобы он смог реализовать все свои таланты. Правда, что чадо думает по этому поводу, никого не заботит.

Нужно предложить ребенку такое упражнение: пусть нарисует на листе круг, все пространство в котором будет символизировать какое-то важное дело или решение, касающееся его текущей или будущей жизни. А затем спросить, какая доля от этого пирога принадлежит только ему, а какая – его окружению (родным, друзьям, преподавателям), которое подтолкнуло школьника реализовать данную идею.

К примеру, если он самостоятельно занимается столярным делом, ищет дополнительные обучающие материалы в интернете, пытается перенять навыки трудовика в работе с деревом и на переменах больше времени проводит в мастерской, а не с друзьями, значит, это сугубо его затея. Но если стать столяром школьника подталкивает отец, который в детстве сам любил мастерить всякое из ДСП, но в дальнейшем не смог реализоваться на этом поприще, или учитель, увидевший талант в своем ученике, теперь отправляет его на любые тематические конкурсы и олимпиады, тут нужно хорошо подумать, какая доля принадлежит школьнику, а какая – остальным причастным. Возможно, вся эта затея продвигается только его окружением и не имеет к желаниям ребенка никакого отношения.

Упражнение «Почему я ленюсь?»

Многие наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда, казалось бы, желаний масса, а вот выбрать что-то одно и приступить к делу лень.

По факту же, лень – это не плохая черта характера, а такой механизм психики, призванный беречь ресурсы организма. Иными словами, если человек не видит смысла чем-то заниматься или не имеет для этого сил, тут же возникает апатия. Поэтому, когда ребенок проявляет лень, можно предложить ему выполнить следующее упражнение:

  1. Надо установить таймер хотя бы на 10 минут и посвятить это время отдыху. То есть все этой время совсем ничего не делать. Только отдыхать.
  2. Как только время пройдет, нужно спросить у него: с чем именно связано его нежелание заниматься именно этим делом.
  3. Затем предложить поразмышлять над тем, что он сможет получить, если все-таки пересилит свою лень. Только говорить нужно о чем-то конкретном и легко достижимом, а не мыслить категориями типа «поможет с выбором профессии», «упростит поступление в ВУЗ», «позволит получить высокооплачиваемую работу». Дети не заглядывают так далеко в будущее: им важнее то, что с ними происходит в настоящем. И если возможные плюсы перевесят минусы, ребенок сделает соответствующие выводы и приступит к работе.

Что делать, если ребенок не хочет учиться

Если подросток ничего не хочет делать, в том числе и учиться, побороть это состояние можно следующим образом:

  1. Обратиться за помощью к школьному психологу. Так будет проще выяснить, как ребенок ведет себя в школе среди сверстников, пока родители заняты работой. Это позволит лучше узнать своего малыша, а также выяснить, не является ли его апатия результатом напряженных отношений в детском коллективе.
  2. Лично или с помощью психолога проверить когнитивные функции чада – память, речь, способность воспринимать информацию и концентрировать внимание. Если результаты соответствуют возрастным нормам, проблемы с обучением ребенку не грозят. В противном случае у него могут возникнуть существенные трудности в освоении новой информации, что по итогу и станет причиной нежелания учиться.
  3. Понаблюдать, насколько хорошо ребенок воспринимает новую для себя информацию за пределами школы. Любит ли он посещать музеи, нравится ли ходить на дополнительные образовательные курсы, читает ли он в свободное время. Если хотя бы на один из этих вопросов можно дать утвердительный ответ, значит, проблема кроется не в ребенке, а в школьных педагогах и реализуемых ими образовательных методиках. В этом случае стоит пообщаться с самими преподавателями или даже сменить школу.

Если подросток ничего не хочет делать, не стоит его третировать, так как это все равно не принесет желаемого результата и настроит его против своих же родителей. Лучше понять причину такого состояния и уже затем помочь ребенку решить данную проблему.

Читайте также

Вам может понравиться