В обществе уже давно установилась однозначное отрицательное отношение ко лжи. Но люди продолжают врать, а в массовой культуре то и дело иллюстрируются ситуации, когда обман становится частью успешной стратегии.
В таких условиях надеяться на то, что ребенок не будет лгать, невозможно. Однако смотреть на ложь сквозь пальцы и умиляться обманам от детей не стоит. Это не приведет ни к чему хорошему. Поэтому важно понять, почему ребенок врет, научиться распознавать ложь и доходчиво объяснять, почему так делать не стоит.
С какого возраста ребенок начинает врать
Детство – это очень сложный этап жизни для человека. Мир представляется большим и непонятным, отличить фантазии от реальности порой непросто, как и разобраться в том, что хорошо, а что – плохо.
Именно в детстве закладываются основные особенности человека, с которыми он проживет всю жизнь. Поэтому так важно на этом этапе дать детям основные моральные установки, научить поступать правильно и привить хорошие качества, которые помогут в будущем.
Детство можно разделить условно на несколько этапов. На каждом из них ложь ребенка обычно кардинально отличается:
- Первый этап: до 3-х лет. Если ребенок и врет в этом возрасте, то скорее всего не специально. Он еще не научился отличать реальность от фантазии и использует обман по незнанию и в редких случаях – для защиты себя.
- Второй этап: 4-5 лет. Фантазии все еще продолжают играть важную роль в жизни, поэтому их не всегда получается отделить от реальности. Но появляются первые зачатки осознанности, и иногда ложь может применяться целенаправленно.
- Третий этап: 5-10 лет. Ребенок в полной мере учится отделять фантазии от реального мира, а ложь становится инструментом, которым ребенок пользуется в полной мере осознанно.
Но это не значит, что на втором этапе можно смотреть на всю ложь сквозь пальцы, а на третьем наказывать за каждый обман. Нужна более комплексная работа и понимание, почему ребенок лжет.
Причины и виды детской лжи
У обмана много лиц и еще больше причин. Не стоит считать, что каждая ложь – недоработка родителей, педагогов, а также поступок, который требует наказания.
Ложь в детском возрасте сильно отличается от лжи взрослых. Чаще всего она используется не для получения выгоды, а по куда более сложным и комплексным причинам.
Ложь можно квалифицировать:
- Обман во спасение. Ребенок знает, что за совершенный поступок понесет наказание, и использует ложь, чтобы спастись. Такое поведение характерно для семей с авторитарным укладом, где ребенок не чувствует себя безопасно.
- Ложь во избежание чувства стыда. Ребенок может лгать, чтобы не испытывать стыда, поскольку не оправдал родительских ожиданий, а также для сокрытия поступка, который считает постыдным. Это естественная реакция, так как он не хочет, чтобы его самооценка пострадала.
- Ложь для поднятия самооценки. Хвастовство – вид лжи, который часто используют дети, которым не хватает любви. Они пытаются получить ее через одобрение и придумывают невероятные истории.
- Рэкет-ложь. Ребенок может врать о своем эмоциональном состоянии или скрывать свое истинное поведение, потому что то, что он испытывает, считается неприемлемым в семье.
- Подражание. От ребенка невозможно ничего скрыть. В том числе и того факта, что родители тоже время от времени лгут. Если ребенок наблюдает подобное регулярно, то это станет для него нормой.
- Ложь-компенсация. Дети врут, чтобы эго их родителей не страдало. Например, хвастаются отличными оценками друзьям родителей, чтобы мама и папа чувствовали себя счастливо.
- Ложь-манипуляция. Ребенок врет, чтобы получить то, что сильно хочет.
- Ложь как копинг-стратегия. Ребенок лжет себе, потому что получил травму, которую стремится заменить ложью. Воспоминание травмирует его, вызывая негативные эмоции, а других способов облегчить свое состояние он не видит.
- Пассивно-агрессивная ложь. Ребенок врет намеренно в надежде получить наказание. Как правило, абсолютно беззастенчиво. Обычно такое поведение связано с психологическими травмами.
- Вежливая ложь. Детей с детства учат, что существуют морально-этические нормы, которые важнее честности. Поэтому нельзя говорить, что не понравился подарок или ребенку не приятны объятия тети, которую он видит первый раз в жизни.
- Созависимая ложь. Жизнь ребенка, родители которого попали в алкогольную или наркотическую ловушку, не легка. Но он любит своих родителей, поэтому лжет, что все хорошо. Даже когда это совсем не так.
- Игровая ложь. Ситуация, которую часто практикуют взрослые. Подталкивают ребенка ко лжи намеренно, а после разоблачают и демонстративно наказывают.
Это самые частые причины лжи. Если поискать, наверняка найдется еще несколько, но отталкиваться в работе лучше всего от этих.
Почему дети говорят неправду: возрастные особенности
Ложь в 5 и в 12 лет сильно отличается, поэтому имеет смысл рассмотреть особенности этого явления в каждом возрасте чуть подробнее.
От 2 до 4 лет
То, что мы называем ложью в таком возрасте – следствие бурной фантазии. Наказывать или переубеждать ребенка не стоит. Напротив, лучшим решением будут поощрение и попытка дать фантазиям творческое начало.
Если ребенок рассказывает о драконах, которых видел во дворе, можно попросить его их нарисовать или придумать сказку о них. Это будет полезнее, и хорошо прокачает воображение малыша.
4-5 лет
Появляется настоящая ложь. Ребенок учится обманывать по-настоящему, но делает это, чтобы порадовать самых дорогих и любимых людей в его жизни – родителей.
Он может сказать, что почистил зубы (хотя ненавидит это делать), чтобы родители почувствовали себя счастливым. В этом возрасте уже можно говорить с детьми об обмане, но ругать за ложь стоит в исключительных случаях. Выстраивание доверительных отношений – настоящий ключ к успеху.
6-7 лет
Появляется новый тип лжи – хвастовство. Ребенок попадает в новую для себя среду и выстраивает первые прочные отношения с окружающими. Желание казаться лучше, чем он есть – естественно.
Но оставлять ложь без внимания не стоит. Хвастовство – это желание получить любовь и поддержку из-за их нехватки в реальности. Стоит постараться искоренить эту ложь не нравоучениями, а тем, чего не хватает ребенку.
8-10 лет
Желание нравиться всем набирает обороты, поэтому в ход могут идти самые невероятные истории. Для родителей ребенок – отличник и лучший ученик в классе, а среди учеников за ними прочно закрепилась репутация долларовых миллиардеров.
Ребенок хочет внимания и выдумывает небылицы. Важно объяснить ему, что авторитет достигается не этим, а вся ложь рано или поздно вылезает наружу.
После 11 лет
Начинается переходный возраст. Ребенок может лгать из-за желания продемонстрировать свою независимость, защитить личные границы и стать самостоятельным, не зависящим от родителей.
Бунт – это норма для такого возраста. Давить на ребенка нельзя, но и оставлять ситуацию без внимания также чревато последствиями.
Источники лжи
Ложь не появляется на пустом месте. Существует несколько популярных источников этого явления, о которых следует знать каждому родителю:
- Недостаток любви и заботы. Ребенок чувствует себя ненужным, поэтому активно лжет, чтобы привлечь к своей персоне внимание. Хвастается, часто рассказывает, как его любят в семье.
- Защита. Ребенку сложно слышать критику в свой адрес, поэтому он лжет, чтобы не получать порцию очередных нравоучений, сравнений с окружающими, ставящих под сомнение его способности и достижения.
- Строгость в семье. Если ребенок знает, что за любой промах последует жестокое наказание, он не перестанет ошибаться, но станет лгать, чтобы избежать последствий и не получить выговор.
- Запрет на проявление эмоций. Если постоянно говорить ребенку, что те или иные эмоции постыдны, он начнет замыкаться в себе и лгать, что ничего не чувствует. Жить станет труднее и ему, и родителям.
- Ложь во благо. Если родитель наглядно демонстрирует, что поступок ребенка его расстроил, хороший малыш попытается так больше не делать, а когда не получится – начнет лгать.
Источник лжи чаще всего кроется не в ребенке, а в отношении к нему окружающих. И в этом заключается главная проблема. Ребенок начинает травмировать себя ради других и делает обман естественной частью своей жизни.
Как определить детскую ложь
Большинство людей плохо владеет языком тела, а дети точно не способны одновременно врать и скрывать свою ложь, поэтому жесты выдают их с головой.
Основные признаки лжи:
- отсутствие зрительного контакта;
- зажатая поза, попытка обнять себя;
- акцент на руках: например, ребенок разговаривает и одновременно вертит в руке карандаш;
- ребенок прикрывает рот, будто зевает;
- статичное, скованное поведение;
- ребенок трогает шею, поправляет воротник;
- болтливость, попытки детализировать выдумку.
И это лишь часть признаков. Но главный, пожалуй, один – поведение тела ребенка отличается от привычного, становится другим.
Как отличить ложь от фантазии
В раннем возрасте ребенку свойственно выдавать фантазии за реальность. Это нормально, и отличить их от правды достаточно легко. Едва ли в реальности ребенку мог повстречаться единорог.
Однако существует тип фантазий, которые нельзя отличить от реальности. Например, ребенок рассказал, как отважно отпугнул собак на улице, тогда как в реальности он убежал от них.
У такой невинной лжи есть 2 функции:
- показаться лучше, чем есть, поднять самооценку;
- смоделировать то, как ребенку хотелось бы себя повести, чтобы потом сделать это в реальности.
И та, и другая цели абсолютно естественны, поэтому не стоит ругать ребенка за это. Доверительное общение было бы полезным шагом. Важно ведь то, почему ребенок так поступил.