Теория привязанности Гордона Ньюфелда
Теория привязанности как понятие появилась после войны. Впервые о негативном развитии ребенка, лишенного матери, заявил специалист в области психологии Джон Боулби. Его концепция: для гармоничного развития детям необходима взаимосвязь со взрослым человеком, который будет постоянно заботиться о них.
Уже в 90-х Ньюфелд сформулировал теорию альфа-родительства, взяв за основу теорию привязанности. Согласно этой модели «alpha»-взрослый с полной ответственностью обеспечивает ребенку безопасные и комфортные условия развития, устанавливая с ним тесную эмоциональную взаимосвязь. В контексте теории привязанности часто можно услышать выражение «деревня привязанности». Означает оно заботу о детях со стороны всех взрослых людей, вне зависимости от степени родства.
В своей концепции Гордон Ньюфелд (Gordon Neufeld) рассматривает привязанность как потребность детей в физиологическом, эмоциональном, психологическом контакте со взрослыми, так называемый бондинг.
По мнению автора теории, существует шесть уровней развития привязанности:
- Привязанность через чувства характерна для новорожденного. Самыми важными людьми становятся те, кто проявляет постоянную заботу о нем. Как правило, малыш больше всего слышит материнский голос, ощущает нежные прикосновения рук, рассматривает лицо матери. Если же нарушается врожденный инстинкт, то младенец сообщает об этом громким плачем. Именно в таком возрасте проявляется наибольшая зависимость детей от родителей.
- Перешагнув годовалый рубеж, малютка демонстрирует желание быть похожим на маму, папу. Он тянется ко взрослым. Именно поэтому ребенок старательно копирует поведение, жесты, манеру разговора родителей.
- Принадлежность, верность становятся приоритетами на третьем году жизни малыша. Он считает, что родные люди – это его собственность. Например, когда маленький человек говорит «моя мама», то подразумевает человека, к которому привязан. Для него нет такого понятия, как «биологическая мать». Принадлежность проявляется в стремлении быть послушным, верным дорогим ему людям.
- Четырёхлетки демонстрируют собственную значимость для окружающих. Очевидное стремление малыша понравиться маме и папе делает его мягким, покладистым. Он изо всех сил стремится заслужить одобрение взрослых.
- Малыш пятилетнего возраста «влюбляется» в своих родителей – рисует сердечки, поет песни о любви. Такая эмоциональная близость позволяет расставаться с родными ему людьми надолго. Малютка сохраняет привязанность, даже если мамы и папы нет рядом.
- Гордон назвал психологической болезнью самый последний уровень привязанности – стремление быть познанным. Шестилетка делится с родными людьми самыми сокровенными тайнами, чтобы быть ближе к ним, чтобы его понимали. Однако, по словам автора теории, зачастую ребенок остается непонятым. Тогда родители в поисках ответов на вопросы начинают экстренно штудировать книги о воспитании.
Восстановление привязанности
В подростковом возрасте появляются сложности, связанные с ослаблением уровня привязанности к родителям. Дети отдают предпочтение общению со сверстниками. Чтобы родителям восстановить отношения с детьми, доктор предлагает сделать конкретные шаги:
- Общайтесь с детьми тет-а-тет, не торопите их, дайте возможность раскрыться и установить доверительные отношения с вами
- Организуйте семейные выходные, праздники, путешествия. Постарайтесь основную часть времени проводить вместе, тогда со сверстниками он будет встречаться реже.
Не пытайтесь изолировать сына или дочь от друзей – это может закончиться протестом или подростковым бунтом. Действуйте мягко, терпеливо.
Как укреплять привязанность?
Каким же образом современные родители могут воплотить в жизнь основные принципы родительства? Доктор Ньюфелд дает ряд конкретных рекомендаций.
Возьмите ответственность за отношения на себя
Дети строят отношения с родителями просто и естественно, не задумываясь о последствиях. Поэтому не стоит ждать, что ребенок первым придет мириться после ссоры или попросит прощения за содеянный проступок. Возьмите ответственность на себя – спланируйте совместное времяпровождение, домашний распорядок. Объясните сыну или дочке, что ваши отношения важнее учебы, личностных достижений.
Не забывайте, что дети перенимают у родителей манеру поведения – будьте достойным примером для подражания.
Сохраняйте связь на расстоянии
Ньюфелд предлагает родителям использовать практику наведения мостов – «bridging», то есть сохранения чувства близости при разлуке. Чтобы ребенку было легче построить свой мостик, положите ему с собой вашу фотографию или особенный сувенир, имеющий значение для вас обоих. Провожая в детский сад или школу, напомните, что с нетерпением ждете его возвращения, чтобы вместе поиграть или обсудить школьные новости. Наведение мостов поможет вам правильно выстроить взаимоотношения, чтобы ни произошло.
Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет
Гордон не раз высказывался против новомодных учений, устанавливающих границы между детьми и родителями. Ставить в угол, игнорировать, угрожать Бабайкой – такие приемы, применяемые родителями, мешают привязанности.
Дисциплина необходима. Вряд ли кому из родителей понравятся бесконечные истерики малыша у кассы в магазине или на детской площадке. Чтобы обезопасить себя и свое чадо от неприятных ситуаций, спланируйте заранее маршрут прогулок, посещений общественных мест. Например, обходите стороной тот магазин, где малыш потребует купить тридцатую по счету машинку.
Удовлетворяйте жажду привязанности
Не бойтесь избаловать ваших дочек и сыночков, давайте им столько любви, сколько необходимо. Не отказывайте детям, если просят поиграть с ними или поговорить по душам. Родителям порой кажется, что просьбы маленького человека бесконечны. Однако это не так. Как только потребность в заботе будет удовлетворена, он перестанет вас так часто беспокоить. Глубокая детская привязанность уменьшает шансы на замену другой на стороне.
Создавайте правила и традиции
Определите комплекс правил на основе традиционных семейных ценностей. Помимо безопасности и здорового образа жизни не забудьте про совместное проведение времени, общение. Например, собираться вместе за ужином, обсуждать события прошедшего дня или устраивать выезд на природу с пикником по выходным. Семейные совместные традиции учат детей выполнять правила.
Чем может помочь лагерь «Sportzania»
«СпортЗания» поможет вашим детям не только провести каникулы с пользой, но и на время забыть про гаджеты. Коллективная трудотерапия научит работе в команде, разовьет критическое мышление, умение рассчитывать на свои силы, планировать досуг и деятельность. Живое общение со сверстниками, участие в различных мероприятиях, занятость полезными делами перенаправят энергию в нужное русло, сделают возможным переосмысление своего поведения.
Специалисты найдут индивидуальный подход к каждому подростку, помогут осознать причины и последствия деструктивного поведения, создадут условия для развития личности и формирования положительной самооценки, скорректируют проблемы восприятия мира.