Память – целая совокупность процессов физиологии, психики и культуры, которая выполняет функции переработки знаний: их запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
Для школьника развитие памяти является ключевым моментом, влияющим на обучение, мышление и становление как личности. Улучшить данный процесс – одна из главных задач на этом этапе взросления. Ведь во взрослой жизни хорошо развитая память – это огромный плюс. Для этого стоит использовать игры, развивающие память для детей, как начальный этап тренировки разных видов памяти.
ТОП 15: Игры на развитие памяти ребенка
Простые и полезные игры, развивающие память для детей, подскажут, как в развлекательной форме начать развитие памяти с самого юного возраста.
«Что исчезло?»
Может принимать участие разное количество детей. Требуется взять небольшие предметы или рисунки. Их раскладывают на столе – сначала небольшое их количество. Ребенок смотрит, запоминает и отворачивается.
Руководитель убирает один из предметов. Ребенок должен назвать, что пропало. С каждым уровнем сложности предметов может быть больше, убирать опускается не одну, а две или три вещи.
«Все помню»
Игра для любого количества ребят. Дети садятся в круг. Назначается тема, слова из которой необходимо будет называть. Первый игрок называет свое слово, следующий – повторяет предыдущее и говорит свое, третий участник повторяет оба слова товарищей и произносит новое. И так – по цепочке. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
«Кукловод»
В игре участвуют двое. Тот, кто исполняет роль кукловода, завязывает участнику глаза и ведет его за руку по определенной схеме. Например: 3 шага вперед, остановка, шаг назад, четыре шага вперед, поворот направо, еще два шага вперед. Когда ребенку открывают глаза, он должен сам в точности повторить этот заданный путь без подсказок.
«Перепутались»
Количество игроков может быть любым. Требуется подготовить 5-6 игрушек. Взрослый выстраивает их в цепочку и приговаривает: «Игрушки стоят в очереди на пароходик. Первым стоял слоник, потом был поросенок, следом за ним – кукла, медвежонок и щенок». Следующая фраза ведущего: «Подъехал фургончик с мороженым – игрушки побежали, чтобы купить лакомство. А когда вернулись, забыли, кто за кем стоял в очереди. Дети, помогите игрушкам найти свои места!»
«Тренировка памяти»
Может принимать участие разное количество детей. На поднос раскладываются предметы, ребенок смотрит на них и запоминает. Потом они накрываются покрывалом, и он должен назвать, что видел.
«Пиктограмма»
Любое количество играющих. Подготовить бумагу и ручку. Ведущий называет слова, а игроки рисуют картинку, отождествляющую это слово. Спустя время дети должны вспомнить по своим зарисовкам, что за слова называл ведущий. Можно называть не только предметы, но и эмоции, явления природы и т.п.
«Вспомнить все»
Четное количество игроков. Дети разбиваются на пары и поворачиваются спинами друг к другу. В это время им необходимо наиболее четко представить в воображении своего партнера до мельчайших деталей. Далее ведущий задает вопросы: «Какой цвет глаз у друга по игре?», «В какую одежду он одет?», «Какие туфли на друге?» и т.п.
«Запомни фигуры»
В игре допускается любое число игроков, требуются только бумага и ручка. Руководитель демонстрирует шесть геометрических фигур в определенной последовательности. Каждая показывается около 7-ми секунд. После этого ученики должны нарисовать у себя на листах то же, что увидели, и в той же последовательности.
«Движение по памяти»
Играют два человека. На земле они должны прочертить линию в форме зигзага. Один игрок начинает, а второй продолжает. Каждый чертит по два метра. Затем оба запоминают, как выглядит эта линия. Потом они должны пройти по ней спиной вперед: один – идет, второй – считает ошибки.
«Чемодан»
Число задействованных игроков – от 2-х до 12-ти. Игра начинается словами: «Я беру чемодан и кладу в него помидор». Следующий участник продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него помидор, кубик». Каждый из игроков проговаривает предыдущие предметы из чемодана и добавляет свой. Цель: правильно перечислить все предметы.
«Рисуем по памяти»
Любое количество игроков. Первый участник рисует на большом листе (можно взять ватман) дом. Другой должен запомнить эту картинку. Ему завязывают глаза, и его задача – нарисовать окно, дверь, дерево рядом с домом.
«Не забудешь, что купить?»
В игре задействовано любое количество человек и предметы, которые как будто должны быть куплены в магазине (бутылочки, яблоки, пакеты с соком, игрушки и пр.). Игра начинается: ребенок «идет в магазин». Ему говорят, что он должен купить. Вначале это 2-3 предмета, потом больше. Малыш должен запомнить, что ему задали, и принести правильные «покупки».
«Пуговицы»
Играют двое участников. Дополнительно требуется подготовить пуговицы. Каждому ребенку дается по набору пуговиц разного вида. Наборы должны быть одинаковыми. Перед детьми – игровое поле, поделенное на клетки.
Водящий распределяет пуговицы по клеткам в произвольном формате. Необходимо запомнить, какие пуговицы и на каких клетках находятся. Далее поле накрывается листом бумаги или тканью. Второй участник выполняет задание повторить это распределение на своем поле. Потом первое поле открывается, чтобы сравнить, правильно ли получилось. В процессе развивается память, внимание, мышление и логика.
«Как приготовить кофе?»
Выбирается любой рецепт, который обычно готовится на кухне при ребенке. Желательно делать это каждый день. Например, яичница с беконом и помидорами. Ребенок должен пошагово по памяти рассказать всю последовательность действий родителя, который будет готовить блюдо.
«Найди свой домик»
Для игры потребуются разные игрушки и три коробочки. Это наш инвентарь. Каждую игрушку сажаем в коробку – теперь это ее «домик». Ребенок смотрит, запоминает, потом его просят отвернуться. В это время игрушки достают из коробок, отдают ребенку и просят вернуть их в свои домики.
Игры, развивающие двигательную память
Двигательная память, особенно у малышей, имеет большое значение в формировании способностей. Поэтому ее можно и нужно развивать. Для этого существуют интересные разноплановые игры.
«Села мошка на ладошку»
Для крохи от 1 года эта игра подойдет: надо прикоснуться пальцем к серединке детской ладошки и сказать: «Села мошка на ладошку». Далее надо пальцем гладить ладошку по кругу, словно мошка бегает. Потом резко убрать палец со словами: «Ой! Улетела!» Ребенок запоминает порядок из этих трех действий.
«Ладушки-кулачки»
Игра для самых маленьких. Надо сделать несколько хлопков со словами «Ладушки-ладушки», потом сжать ладони в кулаки и помахать: «Кулачки-кулачки». И так – несколько раз. Потом – спрятать руки за спиной и спросить: «Где же наши ручки?» Потом вернуть со словами: «Вот они!» Потом малыш будет повторять эту простую игру вместе с родителем.
«Dancing Queen»
Игра подходит для детей от 2-х лет. Сначала взрослый показывает несложные движения под музыку, потом ребенок повторяет все, что запомнил. Так развивается и двигательная память, и пластичность, и чувство ритма.
«Запрещенное движение»
Надо повторять движения за взрослым. Но существует одно запретное движение, которое повторять нельзя. Его оговаривают перед началом игры. Например, топанье ногой. Ребенок должен повторить все движения, кроме того, что запрещено.
«Робот»
Подходящий возраст для этой игры – 3-5 лет. Роль ребенка – робот, роль взрослого – механик. Родитель говорит, какие движения и в какой последовательности надо выполнить. Количество действий в цепочки можно начать с двух и постепенно увеличивать.
«Крокодил»
Это обычная классическая игра. Надо попросить ребенка показать какое-нибудь животное мимикой, жестами, пантомимой. Играть веселее в компании детей.
Игры для слуховой памяти
Развитию слуховой памяти лучше всего способствует заучивание песенок и стихов. Но есть и увлекательные игры, в которые понравится играть детям.
«Кто как говорит?»
Игра предназначена для детей 2-3 лет. Ребенку показывают картинки с изображением животных или игрушки в виде зверей и спрашивают: «Кто это? Как он говорит?» Если сложно, можно помогать. Потом малыш сам будет воспроизводить эти звуки.
«Веселый барабан»
Для упражнения нужен или настоящий барабан, или предмет, имитирующий его – например, кастрюля или тазик, перевернутые вверх дном. Можно создать простой ритмический рисунок и предложить ребенку повторить его. С каждым разом мелодия усложняется.
«Слушай внимательно!»
Подготовить предметы, сделанные из разных материалов: стекло, пластмасса, металл, дерево, бумага. Ребенок отворачивается и пытается на слух определить по характеру звука, по какому предмету стучит взрослый.
«Магазин»
Магазином может стать ящик или шкаф с детскими игрушками. Взрослый дает задание «купить в магазине» определенные игрушки. Вначале можно попросить 2-3 штуки. Их количество постепенно увеличивается.
«Цепочка из слов»
Один игрок называет слово, второй повторяет его и добавляет свое, третий произносит все предыдущие и добавляет новое. Проигрывает тот, кто допускает ошибку при перечислении всех слов или забывает что-то из цепочки.
Как развить зрительную память через игру
Зрительную память лучше всего начать развивать в возрасте 3-5 лет. Именно тогда она начинает формироваться. Восприятие при получении информации играет одну из главных ролей. Если поднять этот вид памяти на достойный уровень, ребенку будет легче учиться в школе. Несложные игры, развивающие память для детей – то, с чего стоит начать.
«Найди пару»
Нужно подготовить два одинаковых набора карточек с картинками. Изображения должны быть простыми, лишенными сложных деталей. Перед ребенком раскладываются все карточки; дается время, чтобы он их рассмотрел. Взрослый выбирает одну картинку, достает второй набор и предлагает найти такую же.
«Простой пазл»
Нужно распечатать две одинаковых картинки. Одну из них разрезать ножницами в произвольной форме на несколько крупных частей. Ребенок должен смотреть на целый рисунок и собирать такой же из кусочков.
«Начинающий художник»
Для игры нужны бумага и цветные карандаши. Взрослый рисует простую картинку, состоящую из прямых линий, кругов, квадратов, волнистых линий и пр. Ребенок должен повторить этот рисунок.
«Запомни картинки»
Необходимо взять шесть карточек с картинками, разложить их в любом порядке и дать ребенку время, чтобы он их запомнил. Потом – перемешать и предложить восстановить правильную последовательность карточек.
«Чего не хватает?»
Для этого занятия нужны разные бытовые предметы или игрушки. Взрослый раскладывает их на столе и дает малышу полминуты, чтобы внимательно изучить их. Когда ребенок поворачивается спиной, один из предметов убирают. Потом малыш должен сказать, чего не хватает на столе.
«Найди 10 отличий»
Перед игрой нужно найти в интернете и распечатать парные картинки, в которых требуется найти отличия. Это задание должен выполнить ребенок. Игра подходит для детей 6-7 лет.
Все развивающие игры приносят пользу, если выполняются детьми с удовольствием, сопровождаются весельем и положительными эмоциями. Если ребенку скучно, он недоволен или в плохом настроении, лучше сменить вид деятельности и вернуться к развлечению позже.