Заучивание стихов наизусть – распространенная практика в школах. Нередко дети сталкиваются с тем, что им это дается довольно сложно. В данной статье рассмотрим причины этого явления, дадим советы родителям и расскажем, как быстро выучить стих наизусть.
Почему бывает сложно запоминать стихи
Очень часто мы слышим, как родители говорят, что их дети хорошо учатся, но с большим трудом запоминают стихотворения совсем не могут запомнить ни строчки. В чем же причина такой плохой памяти на заучивание?
Оказывается, в височной доле головного мозга есть лимбическая система, которая состоит из гиппокампа и миндалевидного тела. Проблемы с сохранением и удержанием информации в долговременной памяти как у взрослых, так и у детей проявляются при нарушении работы лимбической системы. Чаще это происходит из-за приема определенных лекарственных препаратов или при гормональном сбое.
По утверждению Джима Квика, мозг является мышцей, которую необходимо тренировать.
Чтобы мозг мог обрабатывать и сохранять информацию, откладывать ее в долговременную память, необходимо развивать логическое мышление.
На плохое запоминание стихов также может повлиять и непонимание отдельных – новых, незнакомых, а также устаревших – слов и выражений. Ребенок зачастую не понимает смысла текста, предлагаемого для заучивания.
Что надо сделать перед заучиванием
Как большинство людей учат стихи? Вы скажете, что надо прочитать предложение несколько раз, попытаться повторить его, не подсматривая в текс. После этого следует присоединить к первой строчке стихотворения вторую и так далее. Этот метод заучивания называется «Снежный ком». Существуют и другие методы запоминания необходимого текста.
Прежде чем начать монотонно читать и механически запоминать, целесообразнее создать подходящую атмосферу. Одним нужно, чтобы в помещении отсутствовали члены семьи,была тишина за закрытой дверью. Некоторым людям легче сконцентрироваться, когда на фоне звучит тихая музыка, которая не будет отвлекать от заучивания.
Следующий этап в заучивании стихотворения – это прочтение его с выражением, правильной интонацией, не пропуская знаков препинания. Это необходимо для того, чтобы смысл не был искажен.
Бывает, в тексте автор использует устаревшие формы слов и выражений. Чтобы это место при заучивании не вызывало затруднения, необходимо обратиться к источникам, которые помогут расшифровать смысл непонятных лексических единиц, а также подробнее изучить исторические факты того времени, в котором автор жил и писал стихотворение.
Так, например, у Александра Сергеевича Пушкина были строки о памятнике, который он воздвиг себе, и тот «вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа». Зачастую ребенок запинается на этой строке, так как не понимает смысла устаревшего слова «глава», написанного автором. Непонятно и что это за «Александрийский столп». Прибегнув к источникам, мы узнаем, что Александрийский столп на самом деле – это Александровская колонна, памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, воздвигнутый в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади. Этот монумент сделан из цельного гранита, он самый высокий в мире.
Вернемся к стихотворению Пушкина. Этим Александр Сергеевич хотел сказать, что его слава более внушительна и масштабна, чем гранитный Александрийский столп.
После того как были разобраны значения устаревших слов и выражений, переходим к знакам препинания.
Разберемся на наглядном примере. Прочитайте предложение и поставьте запятую в нужном месте: «Казнить нельзя помиловать». Если поставить запятую после слова «казнить», смысл предложения обратится в казнь. Если запятую поставить после словосочетания «казнить нельзя», то получится утвердительный ответ – помиловать! Одна маленькая запятая может или убить человека, или даровать ему жизнь.
При заучивании стихотворения очень важно прочитать его с интонацией, обращая внимание на все знаки препинания: тире, запятые, двоеточия, иначе смысл может быть искажен. Случается, часто дети делают акцент на последние слова строки, не обращая внимания на знаки препинания, выставленные в середине. В качестве примера возьмем отрывок из стихотворения «Зимний вечер» А. Пушкина:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
Автор этих строк хотел донести до детей содержание песен старой няни. Если использовать паузу в конце строки, после слов «синица» и «девица», что часто делают дети, смысл станет совсем другим, то есть няню станут сравнивать с птицей и девицей.
Теперь перейдем к разнообразным способам заучивания стихотворений.
7 легких способов выучить стих за 5 минут
Существует множество разных способов быстро выучить любое стихотворение. Рассмотрим некоторые их них.
Способ 1: чтение стихотворения вслух и визуализация
Вы уже создали необходимую атмосферу (включили спокойную, мелодичную музыку, закрыли дверь, нашли тихую комнату). Прочтите стихотворение вслух, не спеша, вдумываясь в каждое слово, обращая внимание на каждый знак препинания. Важно представить себе картину происходящего, вообразите себя участником, «окунитесь с головой» в события того времени, что предлагает вам автор.
Разберем на примере стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя…
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Ученикам предлагается представить себя в старом деревенском доме-избе с низким потолком и большим дубовым столом. А за окном вьюга, она воет подобно голосу дикого зверя – иногда кажется, что плачет ребенок.
Посмотрев на старушку, сидящую у окна, видим, как ей грустно, тоскливо. Возможно она печалится о чем-то, может быть, уснула под звуки своего веретена. Погружая детей в этот вьюжный, холодный, серый день, легче проникнуться картиной того, времени. Им станет казаться, что они сидят именно в той избе, наблюдая за старушкой, и вместе с ней грустят. Сохранив этот настрой, предложите ребенку вдумчиво прочесть вслух стихотворение несколько раз, выдерживая паузы, улавливая ритм и тональность.
Способ 2: аудирование
Этот способ заучивания стихотворения будет действенным для тех, у кого хорошо развита аудиальная память. Предлагаем вам записать аудиозапись стихотворения на какое-либо устройство. Это может быть запись на магнитофонную ленту, на диктофон в телефоне.
Произносить слова необходимо четко, с интонацией и выражением. Есть готовые видеоролики в интернете. При таком способе заучивания стихотворения можно одновременно заниматься другой работой, главное – чтобы она не была умственная. Например, можно гладить белье, заниматься уборкой, поливать цветы. Прослушивать аудиозапись можно неоднократно – до тех пор, пока не запомнится текст.
Способ 3: переписывание
Хороший способ заучивания стихотворения – это переписывание. При этом способе включаются в работу одновременно несколько участков головного мозга, также активна и мелкая моторика рук. Главное условие – чтобы переписывание не стало небрежным и не напоминало черновую работу.
Не забывайте, что заголовок тоже надо писать. Все строки переписывайте аккуратно, используйте цветные авторучки, или пользуйтесь текстовыделителями, обозначая главные, ключевые слова. При объемном стихотворении можно написать себе шпаргалку, которая будет включать в себя первые слова строки. Это нужно не для того, чтобы подсматривать и использовать как палочку-выручалочку, а скорее для уверенности в запоминании окончания строки. Переписывать полезно и уже выученное стихотворение.
Способ 4: рисование стихотворения
Один из способов запоминания стихотворения – это его изображение на листе бумаги. Вы, наверное, замечали, что, прорисовав какие-то детали, они лучше откладываются в памяти. Предложите ребенку взять краски или хотя бы простой карандаш и схематично изобразить то, что надо запомнить.
При использовании цвета в рисунке легко запомнить определенные образы. Например, пожар – это оранжевый цвет, дождь – голубой, лес – зеленый и так далее. Чаще всего этот рисунок будет понятен лишь ребенку. При таком способе запоминания включается зрительная память.
Способ 5: игры и ассоциации
Этот способ запоминания можно отнести к игровым. При заучивании стихов с малышами можно перекатывать или перекидывать друг другу мяч, передавая его в такт.
Дети более старшего возраста смогут прожестикулировать или разыграть сценки, показывая руками и телом ход событий или героев стихотворения.
Для старшеклассников этот метод можно использовать как вариант закрепления выученного материала. Необходимо по пути следования к школе, домой, в магазин или в другое место проговаривать отдельные сцены и запоминать свое местонахождения. При размышлении о своем маршруте будут вспоминаться стихи.
Способ 6: пение
Для тех, кому не подошли перечисленные выше способы, предлагаем заучивание стихотворений при помощи пропевания – это как спеть песню.
Как правило, песни запоминаются быстрее при помощи ритма, тона, напевности, пауз. Попробуйте переложить стихотворение на уже знакомую мелодию. Не секрет, что часть русских классических произведений уже наложена на музыку, они исполняются как романсы.
Итак, заучивание стихов можно сделать любимым занятием – необходимо лишь выбрать свой способ для запоминания. Знайте, что, уча произведения разными способами, вы тренируете свою память, развиваете воображение, мелкую моторику, художественные способности. Вы становитесь интересным собеседником.
Способ 7: «блэкаут»
Не менее интересный метод заучивания стихотворения – это блэкаут. При этом способе запоминания ребенку предлагается прочитать текст несколько раз, затем начать вычеркивать из него небольшие слова в разных местах. В следующий раз прочитать стихотворение, пытаясь воспроизвести зачеркнутые слова. По мере их запоминания продолжать вычеркивать новые слова, уже более длинные. Это необходимо повторять до тех пор, пока все слова не будут вычеркнуты. Вот таким способом вычеркивания слов из стихотворения легко достигнуть желаемого результата, то есть выучить стих с легкостью.
Как не забыть то, что выучил
Наша память устроена так, что по прошествии определенного времени некоторые моменты мы забывает совсем или частично, они стираются из наших воспоминаний. Даже если когда-то вы очень хорошо знали стихотворение, которое легко и без определенных усилий слетало с ваших уст, может стереться или начать воспроизводиться с трудом. Скорее всего, возникнет вопрос: «Почему так произошло?»
Немецкий психолог Герман Эббингауз в конце 19 века провел экспериментальное исследование памяти. Он получил «кривую памяти», придя к выводу, что со временем информация уходит, стирается из наших воспоминаний.
Чтобы как можно дольше сохранить выученный вами стих, его необходимо повторять время от времени, а точнее, существуют определенные временные отрезки для этого:
- Первый раз следует повторить сразу после того, как прочитали.
- Второй раз повторить через 20-30 минут.
- В третий раз повторить нужно уже через день.
- В следующий раз – через несколько недель.
- Последний раз – 2-3 месяца спустя.
Таким образом, повторяя стихотворение через определенные отрезки времени вы сможете его воспроизводить без труда, так как оно отложилось в долговременной памяти.
Что поможет быстрее выучить стихотворение наизусть – советы
Есть несколько советов, которые позволят выучить стихотворение быстрее:
- Комфортная обстановка. Свет, звуки, окружение – это именно то, что нужно выбрать для запоминания стихотворения.
- Не навязывать ребенку помощь. Многих это лишь отталкивает, а мотивация учиться снижается.
- Не стоит зубрить непонятные вещи. Для начала стоит изучить все, что не знакомо – можно использовать для этого поисковую систему, словари.
- Определить основной тип памяти и задействовать его при заучивании.
- Делать паузы, чтобы не перенагружать мозг.
Также рекомендуется учить стихи заранее, методично. Это поможет закрепить информацию в голове.