Подскажем, на что можно копить ребенку, как научить школьника распоряжаться финансами и подтолкнуть его к самостоятельному заработку.
Почему нужно научить ребенка откладывать деньги
Чем раньше дети сообразят, как распоряжаться финансами, тем проще им стать самостоятельными. Если постоянно откладывать даже скромные суммы, можно собрать деньги на крупную и желанную покупку. Грамотно распределяя ресурсы в юном возрасте, прошлый школьник не испугается оплаты счетов.
На что можно копить ребенку — достойными целями могут стать новый смартфон, велосипед, игровая приставка. А начать можно и с небольших — набор стикеров с любимыми персонажами, фломастеры или маркеры.
Причин научить даже младшего школьника распоряжаться финансами несколько:
- Причастность к важному для семьи делу. Психологи рекомендуют начать погружать ребенка в денежные вопросы с 8 лет.
- Понимание ценности труда. Рассказ о том, что делают родители, чтобы получить деньги, на которые потом покупаются важные предметы, продукты и одежда, помогает малышу осознать, как устроен мир.
Когда дети идут в школу, им вполне можно выделять сумму на карманные расходы. Также денежная поддержка может стать элементом мотивации для обучения. Но с последним не стоит перебарщивать.
Как приучить школьника копить деньги
Родители обеспечивают базовые потребности малыша, предоставляя еду и одежду, канцелярские принадлежности в школу. Могут выдавать суммы на персональные нужды. Но у каждой юной личности возникают увлечения, мечты и желания, оплачивать которые мама и папа могут с неохотой. Это подходящий повод для разговора о финансах и обучения откладывать.
Цель
Четко сформулированная цель становится мотиватором для того, чтобы начать откладывать деньги. Чтобы научить малыша этому, стоит подарить ему личную копилку. Пусть первой желанной вещью будет что-то не слишком дорогое, на что получится собрать сумму за пару недель или месяц. Можно также составить список предметов, откуда в дальнейшем можно будет вычеркивать выполненные пункты.
Копилка может представлять собой не только фигурку для монет. Таковой может стать шкатулка или отдельный кошелек, куда будут укладываться купюры. Выделение определенного места или предмета помогает отслеживать накопления.
Нет спонтанным и быстрым покупкам
В детских магазинах и супермаркетах не стоит поддаваться на уговоры ребенка и спонтанно совершать незапланированные покупки. Если малышу что-то понравится, сначала нужно внести этот предмет в список целей, затем пусть он самостоятельно определит, какой из предложенных вариантов хочется в первую очередь.
Упражнение с расстановкой приоритетов поможет детям научиться планированию. В сочетании с финансами навык окажется невероятно полезным во взрослой жизни.
Обучение разумным тратам
Получив первые в жизни деньги, малыши стремятся купить сладостей, желанную игрушку или красивые наклейки. Не нужно пресекать это желание. Такой экономический опыт полезен — ребенку нужно увидеть и прочувствовать, что если потратить все деньги на спонтанные и сиюминутные «хотелки», то на что-то более важное их уже не хватит.
Выделите время на объяснение, сколько раз нужно отказаться от шоколадки, чтобы приобрести за накопленные деньги ролики, набор любимого конструктора или игровую приставку. Это поможет правильно расставлять приоритеты и экономить.
Финансовый план
Важным моментом в процессе накоплений будет планирование. Помогите ребенку составить план, четко расписав сумму в рублях, которую нужно собрать для совершения покупки, указав источник доходов и время, которое понадобится для выполнения мечты.
Поступление новых денежных сумм может происходить из разных источников:
- суммы на карманные расходы;
- подарки на день рождения от родителей и родственников;
- выполнение определенных домашних обязанностей.
Помните, что платить следует не за повседневные обязанности, которые разделены между всеми членами семьи, а за то, что ребенок обязался сделать дополнительно. Это поможет не превращать обычные рутинные дела, которые нужно выполнять в доме, в оплачиваемую работу, сохранит корректную мотивацию.
Финансовое планирование должно включать и учет доходов и расходов. Для этого можно воспользоваться и заметками на смартфоне, и специально заведенным блокнотом. Это поможет дисциплинировать малыша и привьет ему необходимые навыки по контролю за собственным бюджетом. Заодно это наглядно продемонстрирует, какие траты нужно исключить. Увидев, сколько уходит на чипсы, школьник осознает, что если на время от них откажется, сумеет быстрее получить то, что действительно хочет.
Если копить слишком долго — более года — или накопленного не хватает, научите ребенка искать аналоги желаемого товара и оценивать продукты и магазины, чтобы находить наиболее выгодные предложения.
Самостоятельный заработок
Подросткам доступны определенные виды работ, которые могут стать дополнительным источником дохода:
- выгул соседского щенка;
- выполнение уроков с младшими, репетиторство;
- присмотр за малышами дошкольного возраста и т. д.
С 14 лет, после получения паспорта, школьники могут трудиться неполный рабочий день, в сетях быстрого питания или раздавая рекламные листовки. Существуют и другие подходящие вакансии — расклейщики объявлений, простые задания в Интернете.
С 16 лет подростков могут взять на автомойку, подрабатывать в магазинах и кафе. А если научиться дополнительным навыкам, можно находить заказчиков в сети. Обработка фотографий или видеороликов, создание простых сайтов могут приносить дополнительный доход.
Правила обращения с деньгами
Подбирать объяснение о том, что такое деньги и как ими пользоваться, нужно, опираясь на возраст ребенка. Не забывайте напоминать детям, что накопить деньги на желанную вещь вполне возможно, если:
- сформулировать четкую цель;
- сразу откладывать в копилку часть от полученных средств;
- отслеживать расходы и доходы;
- находить новые источники заработка;
- принимать решения взвешенно;
- экономить;
- пользоваться финансовыми инструментами.
Одно из простых правил — не выносить из дома всю сумму накоплений. Это риск случайно истратить больше, чем планировалось, оставив копилку пустой. Научите выделять немного на повседневные нужды.
В игровой форме
Малышам подойдет игра в магазин. Необязательно для этого покупать соответствующий игровой набор. Игрушки могут стать товаром на витрине, нарезанная бумага или даже листья с деревьев окажутся заменой рублей. Так можно объяснить, как работает такое средство обращения как деньги.
Игры, похожие на реальную жизнь, необходимы для детского развития. Также они привлекают внимание, ведь малыши любят повторять за родителями.
В позитивном формате
Жалобы на то, что заработок дается с большим трудом, зарплаты постоянно недостаточно, хорошо впечатываются в детскую память и в итоге могут привести к тому, что успех — почти недостижим. Ребенок из-за этого может с разочарованием смотреть на необходимость получить образование и реализоваться в профессиональной сфере.
Принципы мышления успешных людей изложены во многих книгах о финансовой грамотности. Позитивные истории и высказывания формируют иное мировоззрение и помогают ребенку занять активную позицию в жизни.
Объясните детям, что деньги — не самостоятельная цель, а лишь инструмент достижения, средство, которое помогает улучшить жизнь себе и близким.
Реалистичный взгляд
Оценка возможностей необходима, чтобы воспитать в ребенке нужные навыки по обращению с финансами. Если первая цель — новейшая игровая приставка, копить на нее придется долго, а если малыш не достигнет желаемого в обозримом будущем, это демотивирует. Поддержите решение, если интересующая покупка требует серьезных накоплений и ожидания не менее полугода, но помогите достичь цели быстрее, добавив сумму.
Помните, что совершение покупки самостоятельно является грубой ошибкой со стороны родителей. Учитесь выдерживать баланс между щедростью и рациональностью. Показывайте личным примером, совершая добрые дела, что жадность не приводит к хорошему, но не совершайте крупных спонтанных покупок и позволяйте ребенку самостоятельно приходить к поставленным целям.
Как увеличить сбережения
Чтобы сумма в копилке прирастала быстрее, научите школьника в десять или двенадцать лет замечать возможности для подработки. Оказавшись на даче летом, подросток может помочь соседям прополоть грядки или подстричь газоны, а полученное вознаграждение отправить в счет будущей покупки.
В собственном доме или квартире найдутся заботы, которые мама и папа не успевают выполнить сами. Разобрать антресоли, организовать вещи в шкафу — эти задания можно поручить детям за вознаграждение.
С 14 лет дети могут взаимодействовать с банковской системой. Они могут открывать вклады и сберегательные счета на собственное имя. Такое действие поможет осознать преимущества работы с финансовой системой государства. Помогите с этим, заведите отдельную банковскую карты для школьника.
14- и 16-летние подростки могут устраиваться на разные вакансии, работать в Интернете. Эти возможности так же позволят преумножить личный бюджет.
Когда цель достигнута
Собранных денег достаточно, покупка совершена, заветная цель достигнута. Подтолкните подростка задуматься о будущем. Расскажите про финансовую подушку безопасности, предложите не тратить все, что он накопил, а часть отложить. А еще это момент для постановки новой цели, создание следующего финансового плана.
Улучшение финансовых навыков в будущем
Объяснив ребенку, на что можно копить, дав ему первые знания о том, что такое личный капитал и как взвешенно оценивать собственные расходы и доходы, родители действительно помогают стать ему более успешным человеком.
Но финансовую грамотность нужно повышать постоянно. Это не только планирование бюджета, но и понимание, что такое рациональные траты, расстановка приоритетов, а также какие выгоды приносит обращение к тем или иным банковским продуктам. Получать необходимые знания можно, читая изданную литературу или статьи в Интернете.
И не забудьте сказать, что накопить нужную сумму реально только в том случае, если каждое решение принимать взвешенно, не на эмоциях.