• Вход
  • Чат
Как мотивировать подростка на учебу

Как мотивировать подростка на учебу

Чтобы точно понять причину отсутствия у подростка стремления к учению, необходимо поговорить с ним. Возможно, в этом деле должен помогать психолог.

Подростковый период отмечается перестройкой не только физического, но и психического состояния организма. Ребенок начинает интересоваться взрослыми проблемами, но может утратить интерес к учебе. Одни родители в такой ситуации заставляют детей учиться, другие выбирают более мягкий метод мотивации. Важно правильно выбрать способы, как мотивировать подростка на учебу, ориентируясь на личностные и психологические особенности тинейджера.

Почему подросток не хочет учиться?

Когда ребенок, бывший в начальной школе отличником и прилежным учеником, в старших классах или в колледже внезапно становится троечником и разгильдяем, у многих родителей такие резкие изменения в успеваемости и поведении вызывают недоумение. Согласно статистическим сведениям, лишь 30% подростков любят учиться и без проблем посещают школу, остальные 70% не любят учебу.

Когда в пубертатном возрасте происходит кардинальная психическая перестройка организма, ребенок начинает более категорично и болезненно реагировать на определенные факторы. Но у каждого подростка причины нежелания учиться индивидуальны:

  1. Скучный и приевшийся образовательный процесс. Действительно, каждодневные походы в школу, уроки, внеклассные мероприятия, домашние задания утомляют. И еще более утомительными они становятся в переходные годы, когда хочется развлекаться с друзьями, влюбляться, общаться на интересные подростковые темы.
  2. Ощущение себя взрослым. Пубертатный период — самый сложный этап взросления. Тинейджеры серьезно и болезненно воспринимают события, которые взрослым людям кажутся несерьезными. Первая любовь, ссоры с друзьями, любимые фильмы, сплетни о знаменитостях — все это кажется подростку настолько значимым, что учебу можно задвинуть на второй план.
  3. Потеря энтузиазма из-за страха перед будущим. Родители постоянно пугают ребенка тем, что с плохими оценками он никогда не сдаст экзамен, не поступит в университет. Добавляют страха учителя, которые постоянно намекают, что такие-то вопросы по пройденным темам будут в экзаменационных листах, и, если школьник их не знает, то будет плохо. Поверьте, такие запугивания не прибавляют желания учиться, а, наоборот, провоцируют отказ от учебы.
  4. Семейные проблемы. Чтобы подросток хорошо учился, атмосфера в семье должна быть здоровой и благоприятной. Даже при всем стремлении ребенок не может полноценно работать вопреки обстоятельствам, когда у него дома родители злоупотребляют алкоголем, ругаются, когда у домочадцев практически нет личного пространства. Негативно влияет на детское поведение и отсутствие поддержки, участливости, одобрения с родительской стороны.
  5. Слабое понимание предмета. Интеллектуальные способности у детей разные. Также нужно учитывать разделение на «технарей» и «гуманитариев». Нередко бывает, что ребенок прекрасно осваивает одни учебные предметы, но не понимает другие. А если нет понимания, то и стремления к обучению не появится.
  6. Учебная перегрузка, переутомление. С каждым очередным годом обучения образовательная нагрузка повышается, домашние задания становятся сложнее, учителя требуют посещать дополнительные занятия. На хобби и отдых у учащихся почти не остается времени. Согласно статистике, 60% школьников из-за учебы не отдыхают полноценно, почти не развлекаются. Детская психика не выдерживает перегрузки, результатом становится протест, выражающийся отказом учиться.
  7. Синдром гиперактивности. Таким детям сложно на чем-либо сосредотачиваться, просидеть смирно 45 минут урока — для них невыносимая пытка. В этом случае психологи дают совет определить ребенка в спортивную или хореографическую секцию по его предпочтению. Так школьник будет сбрасывать накопившуюся энергию с пользой для организма.
  8. Неинтересная образовательная методика. Согласно статистике, 50% школьников отмечают неинтересное преподавание предметов, еще 30% детей считают, что в школе не преподают полезные для будущей профессиональной жизни дисциплины. Действительно, многие учителя не умеют выстраивать учебный процесс так, чтобы вызвать у учеников интерес.
  9. Сложные отношения с учителями. Тут могут быть виноваты обе стороны. Ребенок может быть грубым, капризным, склонным хамить и провоцировать учителей. Так и учителя бывают несправедливыми, позволяющими себе некорректно высказываться в адрес учеников, выбирать любимчиков, незаслуженно снижать оценки. Выяснять истинную причину конфликта должны родители при поддержке школьной администрации.
  10. Конфликты с одноклассниками. В классе ребенок проводит почти весь день, поэтому хорошие взаимоотношения между учениками влияют на желание посещать занятия, находиться в школе. При конфликтах со сверстниками не только ухудшаются показатели учебы, но и возникают психологические проблемы у подростка. Родителям необходимо поговорить с классным руководителем и педагогом-психологом. Возможно, сам ребенок имеет поведенческие особенности, которые не нравятся одноклассникам.

Перечисленные факторы, почему подросток не хочет учиться, лишь основные. Причем на поведение ребенка могут действовать одновременно несколько факторов.

Как мотивировать подростка.png

Чтобы точно понять причину отсутствия у подростка стремления к учению, необходимо поговорить с ним. Возможно, в этом деле должен помогать психолог. После выяснения причины останется мотивировать школьника подходящим способом. Мотивация у подростков — триггер, побуждающий двигаться в определенном направлении, действовать, развиваться, получать знания, добиваться поставленных целей, становиться инициативным и ответственным.

Заставлять либо мотивировать — что правильно?

Мотивация подростков в психологии — то, что подталкивает их к движению в выбранном направлении. Направленность движения может быть разной, связанной с приобретением знаний, поступлением в университет, саморазвитием, приобретением чего-то желанного, повышением качества жизни и многим другим. Применимо конкретно к обучению, мотивация — это методы, побуждающие ученика продуктивно учиться.

Родители, не способные мотивировать тинейджера, заставляют его делать то, что считают нужным. Подросток с его тонкой психикой прекрасно чувствует и понимает родительское давление. Если на ребенка младшего школьного возраста повлиять проще, то подростки воспринимают давление в штыки, у них «включается» стремление действовать наперекор. Поэтому единственным действенным вариантом втянуть подростка в учебный процесс является мотивация.

Когда родитель говорит: «Если ты не сдашь экзамен на хороший балл, то в этот универ точно не поступишь», то это не мотивация, это давление методом запугивания. Школьные учителя в основной своей массе тоже слабо представляют, что такое мотивация. Каждый школьник хоть раз слышал подобную учительскую фразу: «Сегодня мы рассмотрим интегралы. Эта тема точно будет на экзамене».

Если бы учителя подходили к организации учебного процесса с применением техник мотивации, то вызвали бы заинтересованность у гораздо большего количества учеников. Одна из таких техник — предварительное рассказывание увлекательной и познавательной информации, вводящей в тему урока.

Например, на уроке биологии учитель может сказать: «А вы знаете, что в глубине океана возле Мадагаскара водится рыба латимерия, которую называют живым ископаемым, потому что это самый древний из существующих видов. Эта рыба родственница динозавров, ее предки жили на планете 400 миллионов лет назад. А еще латимерию называют кистеперой рыбой, потому что ее плавники напоминают лапы земноводных. Сегодня на уроке мы выясним, чем кистеперые рыбы отличаются от лучеперых».

Согласно статистическим опросам, старшеклассники говорят, что ходили бы в школу или колледж с большим интересом и желанием, если бы:

  • учителя преподавали интересно;
  • педагоги, родители и одноклассники оказывали постоянную моральную поддержку;
  • было ощущение собственной защищенности в школьных стенах;
  • почаще организовывались развлекательные мероприятия и конкурсы с приятными наградами;
  • педагог-психолог всегда готов был пообщаться, дать совет;
  • родителям можно было безоговорочно доверять;
  • дома было больше личного пространства, имелось место для работы и отдыха;
  • школьная администрация разрешила самоуправленческий принцип организации школьников;
  • распределение времени было правильно организовано.

Нередко родители мотивируют подростков по принципу «пряника». Например: «Вот станешь отличником к концу учебного года, и папа купит тебе компьютер». Это не лучший вариант мотивации. С высокой вероятностью школьник начнет хитрить, списывать, чтобы получать высокие оценки. Он просто «купит» то, что обещал родитель, но не повысит свои знания. Тут все зависит от родителей: им важны высокие отметки или реальные знания ребенка.

Методы мотивации подростков

Чтобы школьник заинтересовался учебой, он должен понимать практическую значимость учения: как полученные знания принесут пользу во взрослой жизни, как повлияют на успех в карьере, как помогут хорошо учиться в колледже или институте, добиться высокого социального статуса.

Для мотивации подростков к учебе психологи дают следующие советы:

  • поддерживайте проявления подростковой самостоятельности, воспринимайте подростка как равного себе, не проявляйте недоверие, не умаляйте его возможности и умения, помогайте ему только при его просьбе;
  • отмечайте только личное развитие подростка, не сравнивайте его со сверстниками;
  • не позволяйте критики в адрес ребенка в присутствии посторонних людей, особенно, если она не конструктивная, а если что-то не устраивает, общайтесь с подростком наедине;
  • будьте для подростка положительным примером, не забывайте о своем развитии и правильном поведении.

В психологии выделяют 5 видов мотивации к продуктивному обучению. Чтобы правильно выбрать метод повышения мотивации, нужно узнать, чего хочет школьник, к чему стремится, чем именно привлекателен для него процесс обучения.

Подросток — представитель «идейных»

Некоторые подростки могут посвятить годы учебы определенной идее, либо они каждый год меняют идейное наполнение своей жизни, постоянно с огненным энтузиазмом хватаются за новые цели и стремления. Обычно это дети с мечтательным, вдохновленным складом характера, в дополнение наделенные огромным воображением. «Идейные» подростки склонны к участию в сложных и крупных проектах, но, если на пути к успеху возникнут преграды и трудности, такие ребята «гаснут», теряют интерес, переключаются на другие идеи.

«Идейный» подросток свернет горы и добьется желаемого, только если будет чувствовать моральную поддержку. Даже если родитель считает идеи ребенка глупыми, критиковать их не нужно. Мотивация в данном случае заключается в родительской и педагогической демонстрации уверенности в том, что у подростка все получится. Еще одна рекомендация — найти для ребенка единомышленников, которые будут его стимулировать и вселять уверенность.

Подросток — экстраверт

Такие тинейджеры любят привлекать к себе внимание, становиться центром компании. Для них крайне важно чувствовать себя значимым и нужным. Такую личностную особенность можно использовать, чтобы мотивировать ребенка к учебе. Одобрительные и положительные отзывы об учебных достижениях — вот мотивация для школьника-экстраверта.

Но следует помнить, что экстраверты падки на чужое влияние, в том числе негативное. Вот почему правильная мотивация заключается в том, чтобы окружить подростка людьми, которые ценят и уважают повышение знаний и развитие интеллектуальных способностей. Родителям и учителям важно следить за окружением такого ребенка. Еще один полезный совет заключается в том, чтобы на публике, например, в присутствии одноклассников, хвалить школьника-экстраверта за хорошую работу и прилежное поведение.

Подросток — лидер

У таких подростков гипертрофирована амбициозность, они стремятся стать лучшими среди равных. Причем чем сложнее достигаемая цель, тем интереснее школьнику. Лидеры действуют этапами, преодолевают ступень за ступенью на пути вверх. Многие взрослые полагают, что у подростков с лидерскими наклонностями проблем с мотивацией не возникает. Но тут кроется другая опасность: единственный более-менее крупный неуспех надолго выбивает ребенка из колеи.

Важно формировать условия, при которых у детей-лидеров развивается эмпатия. В противном случае такой ребенок вырастет в эгоиста и идущего по головам карьериста.

Мотивация у подростков

Действенный способ, как мотивировать подростка на учебу в этом случае, — ориентировать его правильно. Ребенок должен различать полезные и неполезные достижения. Так, успешная сдача экзамена перспективна, так как открывает путь в колледж или институт, а прохождение всех уровней в виртуальной игре не несет практической пользы. Второй важный совет для родителей — говорите и доказывайте ребенку, что любите и поддерживаете его вне зависимости от наличия и отсутствия успехов. Объясните тинейджеру, что единственный случай неуспеха — это не конец жизни, а толчок к развитию.

Подросток — исполнитель

В отличие от лидеров, такие подростки ориентированы не столько на результат, сколько на сам увлекательный процесс. Исполнителям нравится работать, когда они четко знают требования, когда перед ними поставлен конкретный план действий. Это усидчивые, ответственные, терпеливые ребята. Единственное, из-за чего может пострадать их мотивация, — трудности, даже незначительные, в усвоении учебной программы.

Мотивировать школьников-исполнителей можно регулярным, но мягким контролем. Необходимо спрашивать подростка об учебных достижениях, хвалить и награждать за успехи. А если случились промахи, вместо жесткой критики следует помочь ребенку найти варианты решения проблемы. Категорически нельзя «лепить» лидера. Во взрослой жизни дети-исполнители обычно легко находят свое место, становятся усердными и трудолюбивыми специалистами, настоящими профессионалами.

Подросток — предприниматель

Эти тинейджеры начнут что-то делать, только если их действия принесут пользу, будут выгодны. В их представлении любая деятельность должна оплачиваться и вознаграждаться. Дети-предприниматели хорошо представляют ценность времени и затрачиваемых сил, во взрослом возрасте они обычно ориентированы только на бизнес или высокооплачиваемую работу. Мотивировать такого подростка просто — он будет прилежно учиться, уверенный, что по достижению определенных результатов получит награду.

Важна последовательность сотрудничества с ребенком такого типа личности. Родитель должен обсуждать с подростком, какая награда положена за какой результат. Важно соблюдать пропорциональность: цена презента должна соответствовать уровню достижений. Это необходимо для формирования у школьника адекватного представления об оценке труда. Еще одна важная рекомендация — повышайте ответственность подростка по отношению к материальным ценностям, воспитывайте в нем понимание, что жизнь строится не только на материальной стороне.

Практические рекомендации по самоорганизации для подростков и родителей

Выбирая способ, как мотивировать подростка на учебу, важно помнить, что успешность получения образования во многом зависит от самого школьника. Родители и учителя в данном случае лишь повышают заинтересованность подростка в учебе, формируют оптимальные условия для повышения знаний. Но основа повышения интереса к учебе — самоорганизация, проявляемая самим ребенком.

Под этим понятием подразумевается умение школьника правильно и удобно организовать процесс обучения. Мотивированный подросток быстрее повысит знания, если научится держать в порядке рабочий стол, составлять планы на день, следовать составленному графику. Организованный ребенок не нуждается в участии и надзоре родителей, чтобы выполнять домашние задания и работу по дому.

Способность к самоорганизации можно при желании повысить. Ее развитие в руках самого подростка. Для повышения самоорганизации нужно:

  • обрести навык грамотного распределения времени;
  • сформировать для себя удобный режим работы и досуга;
  • не отодвигать важные занятия, в том числе учебу, в долгий ящик;
  • научиться постановке целей и поиску возможностей их достижения;
  • не допускать отсутствия в школе или колледже, не имея уважительной причины;
  • делать четкие графики сроков выполнения работы;
  • всегда завершать начатые дела;
  • при забывчивости установить напоминающее приложение в смартфоне;
  • четко распланировать не только учебное, но и досуговое время;
  • завести блокнот для записей школьных достижений;
  • по достижению разрешенного возраста попробовать устроиться на подработку.

Родители поначалу могут помочь ребенку в реализации перечисленных пунктов. Но в дальнейшем подросток должен сам справляться со всеми указанными задачами.   

 

Читайте также

Вам может понравиться