Немногим детям нравятся школьные занятия по английскому. И проблема обычно заключается не в лени и не в непонимании предмета, а в отсутствии мотивации, которую не могут дать ни родители, ни учителя. Даже опытные педагоги зачастую не представляют, как мотивировать ребенка учить английский, и допускают большие ошибки, еще больше отдаляющие школьника от предмета. В действительности заинтересовать ребенка иностранным языком не так сложно, для этого есть специальные методы.
Наиболее частые родительские ошибки в создании мотивации для изучения языка
Родители разных поколений совершают одни и те же ошибки, из-за которых ребенок теряет интерес к изучению языка. Мотивация эффективна, когда она не строится на негативе и давлении.
Главный принцип, как мотивировать ребенка ходить на занятия английским языком, с желанием учить английские слова, — не заставлять, а воздействовать с упором на интересы, предпочтения школьника. Педагоги должны знать, как мотивировать детей на уроке английского языка, — необходимо показать им, почему иностранный важен, какую несет практическую пользу, как его изучение пригодится в будущем. Важно строить занятия понятно, увлекательно, весело.
Рассмотрим наиболее распространенные родительские ошибки, нивелирующие стремление детей изучать иностранный язык.
Отрицательное отношение к школьному предмету и преподающему его учителю
Для ребенка родительский авторитет гораздо более значим, чем можно подумать. Припомните, что вы говорили в присутствии ребенка о школьных уроках английского. Если вы говорили, что учитель замечательно ведет занятия, что английский — важный и полезный предмет, то школьник будет мыслить аналогично. Если родитель постоянно говорит, что иностранный язык — бесполезный предмет, что можно прожить без него, то не стоит удивляться, что у школьника сформируется такое же пренебрежительное отношение.
Такую родительскую ошибку нужно исправлять аккуратно. Нельзя резко менять отношение к предмету: ребенок поймет, что это ложь, в итоге перестанет доверять родителям. Беседу нужно строить обтекаемо, например: «Да, в обыденной жизни я не страдаю без знания английского. Но в молодые годы я мечтал устроиться на работу в престижную иностранную компанию, но без языковых навыков меня не взяли». Или: «Знаешь, я так дискомфортно себя чувствую на отдыхе за границей из-за того, что не говорю по-английски».
Если же вам не по душе школьный учитель, если он пользуется устаревшими и неэффективными преподавательскими методиками, то не нужно его критиковать. Выходом из ситуации станут языковые курсы. Особенно ценятся языковые школы, в которых работают молодые преподаватели, носители языка, находящие индивидуальный подход к каждому ученику в зависимости от уровня знаний последнего, понимающие интересы современной молодежи.
Такие преподаватели работают в языковой школе «SportZania». Онлайн-курсы подразумевают применение современных образовательных программ сугубо на английском языке. Занятия организуются по увлекательной игровой методике «edutainment», без зубрежки и давления.
Неправильно выбранные цели
Чтобы мотивировать ребенка, важно правильно выбрать цель обучения. Обычно родители внушают представление о будущих перспективах: «Выучишь английский, сможешь устроиться в престижную заграничную фирму». Такая мотивация неплоха, если только применять ее для старшеклассников. Но вот для школьников до 10 лет такая мотивация неэффективна, так как они еще не ставят серьезные цели на взрослую жизнь.
В отношении школьников младшего возраста целевую планку нужно сдвинуть. Не нужно рассказывать о престижной должности и высокой зарплате. Расскажите лучше о том, что, хорошо зная английский, можно будет смотреть иностранные мультфильмы и комедии в оригинале, без перевода. Эффективно мотивировать ребенка может обещание отправить его летом в языковой лагерь «Спортзания», где он может найти друзей, весело и с пользой провести время.
Старшеклассников тоже следует мотивировать не только обещаниями престижной работы. Гораздо эффективнее ученика старшей школы заинтересует тот факт, что, зная английский, он сможет понимать тексты любимых песен, смотреть иностранные телепередачи и интервью, свободно переписываться с заграничными друзьями. Главное — «зацепить» ребенка именно тем, что для него значимо и интересно.
Отрицательная мотивация
Часто родители вместо формирования положительного восприятия иностранного языка начинают давить и запугивать ребенка. Например: «Вот не будешь учить английский, на работу тебя примут только уборщицей или посудомойкой». Вызов негативных эмоций никогда не сможет мотивировать школьника.
Мотивация на изучение английского должна строиться на положительных эмоциях: «Я знаю, что ты легко выполнишь это задание. Ты же у меня умница».
Непонимание ребенка
Есть родители, полагающие, что их ребенок должен учиться непременно отлично, ругающие его за малейшие промахи. Такая идеализация вредна и глупа. Школьник вправе ошибаться, а родители должны не ругать его, а попытаться разобраться, почему случилась неудача. Может быть, ребенок постеснялся спросить учителя о непонятом правиле. Или переволновался во время проверочного теста.
Родитель должен понять, что ребенок не всегда виноват в своих ошибках. Все ученики ошибаются, но это не мешает им во взрослой жизни становиться хорошими людьми и толковыми работниками. Выяснив причину слабой учебы, попытайтесь незамедлительно с ней справиться. И еще — обязательно хвалите ребенка даже за незначительные успехи в учебе. Это поднимет ученику самооценку, а с ней вырастут старательность, ответственность и внимательность.
Сравнение со сверстниками
Эту ошибку совершают многие родители. Как часто можно услышать из родительских уст фразы, подобные этой: «А вот соседская Машенька выучила наизусть стихотворение на английском. Такая умная девочка». В голове ребенка сразу прокручивается мысль, что он глупее и бестолковее соседской Маши. Такой метод воздействия приведет к обратному результату: школьник утратит всякий интерес к иностранному языку.
Вместо сравнивания с соседскими детьми родитель должен отмечать знания и достижения ребенка. Таким способом он будет подталкивать школьника по учебным ступеням вверх. Но даже если достижения в учебе поползли вниз, нельзя прибегать к критике. Вместо этого нужно напомнить ребенку о прошлых достижениях и дать толчок к новым успехам. Можно сказать, например, так: «В прошлой четверти ты допускал меньше грамматических ошибок на письме. Ты ведь можешь учиться лучше. Может, тебе нужна помощь?». Подобные фразы придают школьнику уверенность.
Рекомендации: как мотивировать ребенка на изучение английского языка
Психологами разработан ряд методов, как мотивировать детей на изучение английского языка, все они подразумевают формирование у школьника заинтересованности и активную вовлеченность родителей в процесс. Тезисно методы, как мотивировать ребенка на обучение английскому языку, звучат так:
- учить совместно с ребенком;
- применять игровые формы обучения;
- смотреть англоязычные видео, слушать аудиоматериал;
- читать с ребенком на английском;
- давать представление о практическом применении английского языка;
- хвалить ребенка;
- выбирать толковых преподавателей.
Рассмотрим методы стимуляции к изучению английского языка подробнее.
Проявление родительского интереса
Регулярно спрашивайте, какие новые знания ребенок усвоил, какие задания даются легко, а что вызывает сложности. Школьник должен осознать, что родителям не безразлична его учеба. Для него это будет показатель, что получение школьного образования — полезное дело, что его старания и конечный результат имеют значение.
Выбор толкового преподавателя
Школьного учителя выбирать не приходится. Но если школьник нацелен на более серьезное знакомство с английским языком, то без репетитора не обойтись. Выберите преподавателя с опытом работы, зарекомендовавшего себя как знающего подход к ученикам. После 2–3-х занятий спросите у ребенка, нравится ли ему преподаватель, легко ли дается предмет.
Использование интересных образовательных методик
Эта рекомендация актуальна и для преподавателей, и для родителей. Если школьник любит петь, то хорошим способом, как мотивировать ребенка учить английский, становятся иностранные песенки, аудиозаписи. Если школьнику нравится рисовать, пусть оригинально изображает английские буквы и слова. Если ученик спортивный и активный, пусть запоминает английские словечки в движениях. В общем, вариантов организации уроков множество, все они не только облегчают запоминание лексики, но и развивают воображение.
Игровые методы
Игровая форма изучения языка одна из наиболее действенных. Полезно использование и компьютерных, и дидактических обучающих игр. Однако играть на компьютере ребенку рекомендуется не дольше 30 минут в день. Замечательный вариант — игровые обучающие приложения, которые легко найти и скачать в интернете.
Интересная литература
Если книги учебные, это не значит, что они должны быть некрасочными и скучными. Сегодня недостатка в учебной литературе в книжных магазинах нет. Среди прочего можно выбрать яркие, красочные, изобилующие иллюстрациями детские пособия по изучению английского языка. По таким книжкам школьник может заниматься с репетитором, а может самостоятельно изучать English в дополнение к школьным домашним заданиям.
Новая информация
Обычно родители покупают распространенные сказки и рассказы на английском языке. Школьнику не интересно читать то, что он уже сотни раз читал на русском. Купите книгу, которую он точно раньше не читал. В книжных магазинах можно отыскать немало детских произведений современных английских писателей. Можно скачать интересные рассказы в интернете. Такой материал школьник прочтет с интересом, ведь он знает, что на русском языке этих произведений нет.
Перевод мультфильмов
Скачайте мультфильмы на английском, пусть ребенок попытается из перевести. Учить иностранный язык таким способом необычайно увлекательно и несложно, ведь мультипликационные персонажи обычно говорят простыми фразами.
Разбор песенных текстов
Если предыдущий вариант изучения языка рекомендован для младших школьников, то этот больше подходит для подростков. Наверняка у школьника есть любимая англоязычная музыкальная группа или исполнитель. Конечно, школьнику хочется узнать, о чем поется в любимых песнях. Это становится действенной мотивацией учить английский. А еще это замечательный вариант проведения занятий по аудированию. Если аудирование для ребенка пока сложновато, распечатайте на принтере английский текст песни.
Родитель не должен внушать собственные музыкальные предпочтения. Пусть школьник сам выбирает песни, по которым будет учить английский.
Смена видов учебной деятельности
Согласно исследованиям психологов, поддерживать качество обучения и интерес ребенка помогает смена видов занятий. Однотипность учебного процесса утомляет школьника. Оптимальное время для одного вида занятия — 15–20 минут. Например, сначала посмотрите англоязычный мультфильм, затем пусть ребенок выполнит упражнения, далее займитесь чтением рассказа.
Вовлечение ребенка в полезную деятельность
Замечательный способ, как мотивировать ребенка учить английский, — дать ему ощущение собственной полезности, значимости. Купив новую вещь, попросите ребенка прочитать информацию о ней на упаковке. Оказавшись за рубежом, просите школьника читать названия встречающихся на улице магазинов и клубов.
Правильное поощрение
Похвальба и поощрения полезны как мотивация учить английский, если с ними не перебарщивать. Более того, момент поощрения можно превратить в учебный процесс. Купив ребенку конфеты или фрукты, спросите, как эти продукты звучат по-английски. Отправившись в парк или зоопарк, попросите ребенка называть растения, животных.
Совместное обучение
Последняя рекомендация предназначена для родителей, которые сами не изучали английский в школьные годы, но хотели бы наверстать упущенное. Ребенок наверняка заразится родительским желанием учиться.