Грамотность в современном мире на вес золота. Подрастают молодые блогеры, ведущие свои каналы на Дзене, и мы видим, что нынешняя система образования, в отличие от советской, имеет значительные прорехи в разработках. Грамматические и иные ошибки режут глаза тем, кто привык к правильному написанию.
Проблема общества в том, что оно стало немного ленивым: от руки сейчас мало кто пишет, в основном используется компьютер, который сам исправляет ошибки. Однако он не является Высшим разумом и не может определить абсолютно все, а иногда даже советует неверные вещи. Поэтому всё-таки стоит «прокачать» собственную грамотность, чтобы повысить свой уровень и продемонстрировать интеллектуальную подкованность другим. В этой статье подскажем, как научить детей писать без ошибок: техники, секреты и основные правила для родителей.
Почему ребенок пишет с ошибками
Бытует мнение, что дети, делающие много ошибок в письменном тексте, просто ленятся и не хотят учиться. Но иногда это совсем не так. Можно выделить некоторые самые распространенные причины ошибок школьников:
- Это правило русского языка он еще не изучал. Например, при изучении материала учитель еще не дошел до правописания «жи-ши через и», и ребенок может где-то написать букву «ы» – то есть так, как он слышит.
- Ученик просто устал. Колоссальные нагрузки дома и на внеурочных занятиях провоцируют переутомление. А может, ребенок просто плохо себя чувствует, начинается ОРВИ. При этом внимание и концентрация при письме снижаются. Ошибки можно назвать «описками». В большинстве случаев внимательные дети знают, как правильно написать то или иное слово, просто мозгу в такой момент не до грамматики.
- Школьник боится получить неудовлетворительную оценку. Строгое семейное воспитание вырабатывает некую фобию плохих оценок – когда ребенок панически боится написать не на пятерку. Реже сам учащийся является перфекционистом высокого уровня, и, по его мнению, плохие отметки недопустимы в дневнике. В результате паники сосредоточенность на письме снижается, и ребенок допускает ошибки.
- На ошибки могут влиять особенности ребенка: например, он левша. Или среда, в которой он растет: у матери и отца – разный родной язык. Все это может создавать определенные проблемы на письме.
- Дисграфия. Отдельная сложная тема, которой стоит посвятить целый блок.
Что такое дисграфия
Дисграфия – это специфическое расстройство высших психических функций человека, при котором процесс письма сложно контролировать. Сильно страдает грамотность. Такое встречается среди школьников: слишком большой объем информации труден для обработки органами чувств, и на письме появляются грубые ошибки.
Другое расстройство под названием дислексия затрагивает навыки беглого чтения текстов. Эти два понятия разные, но некоторые их путают.
Дисграфию можно нейтрализовать целенаправленными тренировками и упражнениями, зная, как научить детей писать без ошибок. Но если пустить этот недуг на самотек, она будет сохраняться и во взрослом возрасте.
Частыми причинами развития дисграфии являются:
- неправильное функционирование определенных отделов головного мозга;
- родовые травмы, затрагивающие область головы;
- инфекционные заболевания;
- другие болезни;
- проживание в семье с носителями разных языков;
- ребенок – левша или переученный левша;
- психологическая неготовность к учебе в школе по сравнению с одногодками;
- проблемы с памятью.
Факторы, которые указывают на наличие у ребенка дисграфии:
- Ребенок не разбирает все тонкости произношения, фонетическое восприятие нарушено. Он может путать сходные звуки.
- Первоклассник проецирует собственные дефекты речи на письме. Например, если он картавит, то и пишет, как произносит.
- Малыш может перепутать буквы или слоги местами. Во время диктанта забывает, что было в начале предложения.
- Допускает ошибки и в безударных позициях гласных и даже в ударных.
Однако что касается воспитанников детского сада, в этом возрасте ставить такой диагноз, как дисграфия, не стоит: мозг еще не полностью готов к подобным задачам с точки зрения физиологии.
Дисграфию можно разделить на несколько типов на основании самых распространенных ошибок при письме:
- Акустическая. У школьника хорошая правильная речь, в ней он ошибок не допускает. Но, когда пишет слова, путает звуки на сходные акустически.
- Оптическая. Учащийся не может графически верно воспроизводить буквы: забывает, как они пишутся, их элементы. Поэтому иногда выдумывает несуществующие и совершает ошибки при письме.
- Артикулярно-акустическая. Школьник запоминает неверное произношение (дефекты речи), и эти ошибки встречаются у него при написании текстов. Часто это путаница с «р – л» (картон – калтон).
- Аграмматическая. Сложности при занятии словотворчеством, определении грамматических категорий. Ученик не может различать падежи, не знает, как образовать новые слова при помощи суффикса, как образуется множественное число, не способен выделить части у сложного предложения.
- Нарушение лингвистического анализа и синтеза. Школьник не способен выделить слова из речи, обозначать для них фонетические границы, разделять графически при написании. Ребенок пишет слова слитно, пробелы не делает, может пропустить несколько букв.
Дисграфия устраняется усиленными тренировками, а также в этом помогают и специалисты: психологи, логопеды и неврологи.
Рекомендации для родителей
Обучать грамотности ребенка вполне возможно и дома. Родители могут взять на себя такую функцию и расширить учебный процесс своими методами, чтобы научить детей писать без ошибок. У школьника сформируются устойчивые навыки, которые потом перерастут в привычку.
Что принесет пользу
- Занятие самопроверкой. Ребенок должен приучиться разбираться в том, что говорится в устной и пишется в письменной речи. После написания слова стоит обдумать его, проверить, не сделана ли ошибка. С опытом проверок начнут формироваться мыслительные шаблоны: ребенок будет проводить анализ слов до их написания.
- Регулярное списывание текста с исходника. Каждый день полезно переписывать фрагмент текста из учебника или книги. Для удобства правописания вначале следует выбрать крупный шрифт. Это развивает внимательность и каллиграфию, а также зрительную память.
- Регулярные тренировки. В день следует отвести не менее 20-ти минут на занятие письмом. Даже если не хочется, лень, все равно родители обязаны проконтролировать своего ребенка, чтобы в будущем он стал грамотным человеком. Необходимо выработать режим и для таких дополнительных занятий.
- Работа над почерком. Точное красивое изображение графических символов способно влиять на грамотность.
Что способно помешать прогрессу
Существует перечень самых «популярных» ошибок, которые совершают родители, мешая детям тренировать грамотность при письме продуктивнее:
- Получить похвалу и одобрение от взрослого – очень приятно для ребенка. Это успокаивает, приободряет и мотивирует. Но многие родители считают, что за малые успехи хвалить не надо. В этом состоит ошибка. Хвалить можно и нужно за любые мелочи.
- Если о ребенке учителя говорят не то, что желают услышать родители, нельзя его ругать и говорить, что он не является лучшим в классе. Нельзя делить кого-то на плохих и хороших. Это провоцирует чувство вины. Вдобавок критические замечания негативно отражаются на стараниях школьника постичь азы и так непростой грамматики.
- Проблемы учащегося не должны быть взвалены только на его плечи. Родители обязаны помогать ему во всем, проявлять участие, поддержку, поддерживать в сложных вопросах. Лучше быть вовлеченным в проблемы ребенка, интересоваться его делами. Например, можно вместе сделать домашнюю работу. Но проявлять себя не как надзиратель, а как соратник.
Базовые принципы помощи детям с дисграфией
Как реально можно помочь школьнику, страдающему дисграфией:
- Следить, чтобы ребенок не сидел в неудобной позе, занимаясь письмом долгое время. Необходимо показать, как сделать легкие упражнения для разминки спины пальцев, рук. Необходимо регулярно проветривать комнату. Если нужно потренироваться в грамотности, достаточно получаса в день.
- Научить пользоваться орфографическим словарем. Работа с ним тренирует зрительную память и аналитическое мышление.
- Если ученик допустил ошибку, не надо его ругать. Он получит дозу стресса, и дальнейшее занятие будет испорчено: рациональное мышление будет заблокировано, а нервная система выдаст эффект «ступора». Ребенку и так нелегко, он нуждается в одобрении и поддержке.
- При невозможности самостоятельно взять под контроль сложную ситуацию, стоит обратиться к репетитору или специалисту, который знаком с данной областью расстройств.
Как научить ребенка писать без ошибок: советы родителям
Есть несколько способов, которые помогут ребенку стать грамотнее, перестать испытывать трудности при письме и быть аккуратнее во время этого процесса. Это нехитрые секреты, доступные каждому. Подходят они разным детям: тем, кто не имеет проблем с написанием грамотных текстов и тем, кто страдает дисграфией.
Секрет №1: уделите внимание развитию мелкой моторики
Мелкая моторика рук напрямую влияет на работу коры головного мозга. И наоборот. Улучшается навык выполнять пальцами мелкую работу, развивается и мозговая деятельность. Задействовать можно любые техники, среди которых: лепка из пластилина, рисование, аппликация, игра на клавишах. Далее это благоприятно повлияет на обучение письму.
Секрет №2: занимайтесь каллиграфией
В современной жизни порой на первый план выходит умение быстро печатать на компьютерной клавиатуре, а не красиво и правильно писать шариковой ручкой. Однако работа с прописями – это тоже мелкая моторика. И, развивая каллиграфию, мы тренируем наш мозг. Не зря в Японии каллиграфии уделяют большое внимание. Однако сразу требовать от малыша идеальных букв не стоит. Все должно проходить постепенно, необходимо время, чтобы ребенок овладел техникой красивого письма.
Секрет №3: читайте вслух
Чтобы научиться писать грамотно, следует больше читать вслух, вдумываясь, и четко проговаривая каждое слово. Это тренирует восприятие сложных слов, запоминание их правописания: например, безударные гласные, парные согласные. Именно они становятся наиболее частыми ошибками. Можно превратить чтение в увлекательный процесс: читать по ролям, декламировать любимые стихотворения. Когда это будет проходить с интересом – обучение станет быстрее и продуктивнее.
Секрет №4: играйте в слова
Игра в слова основывается на хорошо известной всем «игре в города»: каждое новое название города начинается с последней буквы предыдущего. Эту полезную для развития мышления забаву можно расширить, называя не только города, но и породы собак, предметы интерьера, птиц, животных, продуктов питания и т.п. Можно выбрать любой вариант категории, какой больше всего интересен ребенку.
Секрет №5: создайте удобное рабочее место
Школьник должен иметь дома свое комфортное рабочее место с правильным освещением и удобной мебелью. Хорошо, если вместо стола будет парта – в этом случае небольшой наклон стимулирует выработку красивого почерка.
Поза, которую принимает ребенок, делая уроки, очень важна. Нельзя низко наклоняться над тетрадью, необходимо следить за спиной, не сутулиться. Эти простые правила в дальнейшем избавят учащегося от близорукости и сколиоза.
Секрет №6: концентрируйтесь не на ошибках, а на достижениях
Ошибки в диктанте учитель традиционно подчеркивает красной ручкой. Это акцентирует внимание на том, что ребенок сделал неправильно. А вот успехи – красивые буквы, например, – остаются без внимания. В домашней обстановке можно сделать по-другому: взять любую цветную ручку и выделять те буквы или целые слова, которые школьник написал красиво и правильно. Он будет стараться заниматься еще лучше.
Секрет №7: занимайтесь регулярно
Устранять негативное влияние дисграфии нужно регулярно. Занятия должны быть четко упорядочены по графику. К примеру, 2 или 3 в неделю будет достаточно для целого комплекса дел: письмо под диктовку, чтение вслух, тренировка мелкой моторики, прописи. Все эти занятия следует чередовать. Не нужно отдавать предпочтение чему-то одному, что более всего нравится ребенку. Скорее всего, это будет рисование и лепка. Необходимо проработать все методы работы над развитием мышления.
Упражнения для грамотеев
Школьный диктант является не единственным способом тренировки грамотности. Для этого существуют и другие упражнения, которые гораздо более увлекательны и интересны. Например, можно взять десяток самых разнообразных слов и составить из них историю. У детей получаются забавные, смешные, трогательные рассказы, иногда они могут быть и сказочными, от этого творческое мышление разовьется еще лучше.
А вот еще некоторые упражнения, помогающие тренировать грамотность и мышление
С ног на голову!
Интересным заданием станет предложение пересказать известные сказки и истории по-новому. Золушка, Кощей Бессмертный, Иван-Царевич и даже Бэтмен вполне могут играть совсем другую роль или удивительно поменяться местами. Такое упражнение развивает фантазию и творческое мышление. Сочинять можно все, что угодно, даже небылицы.
Слово дня
Игра на расширение словарного запаса. Утром родитель называет ребенку новое слово, объясняет его значение, записывает на стикер. Дается задание: употребить это слово пять раз в течение дня, но обязательно уместно. Вечером ребенок пробует составить два предложения с данным словом или целую историю.
Словарные слова
В конце учебника по русскому языку обычно приведены словарные слова. Каждый день следует учить по несколько слов.
Орфографическое чтение
Это задание на чтение вслух разных текстов. Далее их необходимо внимательно записать. Форма слов запоминается посредством артикуляционной моторики. Главное в процессе грамотного чтения – все слова отчетливо проговаривать по слогам.
Чтение в обратном порядке
Ошибки в окончаниях допускаются, потому что конец слова видится глазу размыто. Поэтому обратный диктант, когда читают с конца, а не с начала, помогает запомнить эту часть слова правильно. Чем чаще будет проводиться такое упражнение, тем меньше ошибок на письме будет делать школьник.
Карточки
Давно применяемый метод карточек со словами отлично себя показал в упражнениях на грамотность. Необходимо подготовить карточки с теми словами, в которых ученик делает ошибки чаще всего. Далее их следует развесить над столом для лучшего запоминания зрительно. Можно попросить ребенка сначала писать слово, а потом уже взрослый показывает карточку с верным написанием.
Буквы вокруг нас
Письмо без ошибок – это результат также и хорошей внимательности. На улице полезно обращать внимание на вывески магазинов, рекламные щиты – как пишутся сложные слова. Это запомнится, и потом будет воспроизводиться на письме без ошибок.
Тренировка памяти рук
Руки имеют свою память. Это доказано учеными. Мозг даже может что-то забывать, а память рук в этом случае не подведет. Поэтому правильное написание слова рука способна воспроизвести самостоятельно. Однако для этого нужны регулярные тренировки.
Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе
Чтобы помочь школьнику писать диктанты на пятерки, следует включить в домашнюю работу некоторые важные аспекты:
- Серьезная работа над ошибками. Всё, что отметил учитель красной ручкой, каждое замечание необходимо прорабатывать. Те пробелы, которые имели место на уроке, нужно заполнять сразу, чтобы снова не сделать подобные ошибки.
- Подготовка карточек с особо сложными случаями. К ним стоит обращаться, чтобы вспомнить и заучить правильное написание. Двух раз в неделю будет достаточно.
- Проведение домашних диктантов. Это поможет школьнику на уроке быть собраннее, он уже будет готовым к такому виду проверочной работы. Это снизит напряжение в школе.
- Развитие устной речи. Она напрямую влияет на способность грамотно писать текст. Для этого необходимо много читать. Если попадется незнакомое или сложное для восприятия слово, его нужно выписать в специально заведенный словарик. Все, что ребенок прочитал, он должен уметь пересказать.
- Смена ролей. Предложите ребенку игру, в которой он сам будет учителем. Мама или папа садятся за парту и пишут диктант, при этом допуская в нем ошибки. Ребенок будет самостоятельно делать проверку текста, и объяснять, почему это считается ошибками. Регулярные занятия избавят учащегося от страха перед диктантом и тестами в школе.
Не стоит взваливать непосильную ношу на ребенка в начальной школе. Способность грамотно писать без ошибок при постепенных регулярных тренировках сформируется у него к 10-ти годам. Поэтому даже если он пока с трудом запоминает правила, ему помогут простые упражнения с родителями, а также занятия с психологом и логопедом. Если не лениться, подросток сможет без труда познать русский язык, все его правила и тонкости в устной речи и на письме.