• Вход
  • Чат
Как научить ребенка выражать свои эмоции — упражнения и игры

Как научить ребенка выражать свои эмоции — упражнения и игры

Виды и способы выражения эмоций, методики развития эмоционального интеллекта, список популярных игр, направленных на обучение контролю и выражению эмоций.

Чтобы ребенок стал воспитанным, интеллектуально развитым, коммуникабельным человеком, родители должны уделять внимание его эмоциональному развитию. Помогает развить эмоции игра для детей, специально разработанная педагогами-психологами. Эмоциональное развитие — обязательная часть формирования личности. Без него человек не сможет адекватно реагировать на жизненные ситуации, корректно взаимодействовать с окружающими, принимать взвешенные решения, выражать чувства и желания.

Виды и способы проявления эмоций

Американский психолог Роберт Плутчик составил так называемое «Колесо эмоций». В центре этой своеобразной схемы находятся 8 основных эмоций: радость, гнев, печаль, страх, неудовлетворенность, удивление, доверие, предвкушение. С каждым основным видом связаны производные варианты эмоционального выражения.

Центральное кольцо на схеме — аффективные выражения, среднее — базовые, наружное — определенные сложные. По мере удаления от центра «колеса» менее выраженным становится эмоциональное переживание. Сложная эмоция — результат развития базовой, а базовая формируется из аффективной реакции на возникшую ситуацию.

Аффект — эмоциональная реакция на раздражитель. Это раздражение кратковременное, оно исчезает почти сразу после ликвидации раздражителя, не интегрируется в личность. А вот эмоция — итог преобразования аффекта, на который повлияло субъективное восприятие.

В психологии выделяют 3 составных элемента эмоции:

  • возбуждение;
  • телесные и физиологические проявления, например, тремор, покраснение лица;
  • экспрессивные проявления, например, интонационные изменения речи.
Девочка подросток

Психологи выделяют 3 способа эмоционального проявления:

  • открытое проявление, оно же уверенное, — явно выражаемое послание личности окружающим, когда человек дает понять причину своих эмоциональных изменений;
  • закрытое, оно же ненастойчивое, — личность никак не проявляет эмоциональное состояние;
  • агрессивное — личность перекладывает ответственность за проявленные ею эмоции на окружающих.

Способы выражения ребенком своих эмоций

Дети выражают эмоции в разной форме: словесно, поступками и действиями либо «переваривая» ситуацию внутри себя. Ребенок плачет и капризничает, когда его что-то не устраивает, смеется и шалит, когда ему весело и радостно.

Родитель совершает большую ошибку, когда запрещает малышу выражать эмоции, считая такое детское поведение неприличным и неуместным. Например, когда говорит: «Не плачь. Мальчики не плачут» или «Не смейся так громко. А то люди будут ругаться». То есть это прямой запрет выражения эмоций, который может привести к психологическим проблемам у ребенка, к агрессии и неадекватному поведению.

Дети более старшего возраста уже могут объяснить словесно, что чувствуют. Но тут возникает иная проблема: ребенок может делить эмоции только на положительные и отрицательные, не видя «полутонов». Поэтому родители должны развивать представления ребенка об эмоциональной составляющей личности.

Эмоциональное развитие в дошкольный период проходит в несколько этапов:

  • в 1-ый год жизни контроль эмоций отсутствует, возникает сильное, но кратковременное возбуждение;
  • с 2-х лет проявляется интерес к окружающим людям;
  • к 3-ем годам формируется восприимчивость к нюансам межличностных взаимоотношений;
  • в 4 года проявляется способность анализа поступков;
  • после 5 лет формируется навык эмоциональной регулировки поступков и действий;
  • к школьному периоду закрепляется эмпатия, проявляется навык контроля эмоций.

Методы развития эмоционального интеллекта у ребенка

В эмоциональном развитии ребенка должен участвовать родитель. Для этого он может использовать разные методы:

  1. Совместные творческие занятия. Рисуя и мастеря с ребенком, необходимо включать в процесс эмоциональную составляющую. Например, изобразив зайчика, малыш должен сообразить, что зверек веселый, потому что у него в лапках морковка. Более старшему ребенку взрослый может предложить рисование персонажей с разными эмоциями.
  2. Совместное прочтение художественных книг. Важно, чтобы родитель обсуждал с ребенком сюжет произведения, что чувствуют персонажи, почему они так поступают.
  3. Беседа по поводу беспокоящей ситуации. Несовершеннолетний должен без боязни и стеснения обращаться к родителю, если его что-то сильно волнует или беспокоит. А родитель должен выслушивать ребенка, «переваривать» ситуацию с ним. То есть должно установиться взаимопонимание и доверие. Когда ребенок проговорит проблему, выслушает советы и подсказки взрослого, он успокоится, поймет, как действовать. Если же столкнется с родительским игнором, то может начать для устранения проблемы применять агрессию.
  4. Сочувствие и участие со стороны родителя. Вне зависимости от того, решит ли ребенок проблему быстро или медленно, или ничего не предпримет, взрослый всегда должен находиться рядом. Для несовершеннолетнего вне зависимости от возраста родительская моральная поддержка крайне важна.
  5. Похвальба со стороны родителя. Каждое положительное детское достижение должно стать предметом родительской гордости. Нельзя критиковать самого ребенка, но можно — его негативные действия и поступки. Родитель сам не должен демонстрировать перед ребенком примеры отрицательного эмоционального поведения, потому что тот непременно станет их копировать.
  6. Использование развивающей эмоции игры для детей. Для ребенка игра — способ познания мира. Поэтому в игровой процесс обязательно следует включать эмоциональную составляющую. Рекомендуются сюжетно-ролевые игры, в которых игрушки представляются персонажами с определенным характером, поведением, с особенными манерами взаимодействия друг с другом.

Цели игр на развитие навыка выражения эмоций

Существует множество игр, способствующих эмоциональному развитию. Как любое дидактическое занятие, они имеют образовательные и воспитательные цели.

Эмоции ребенка

Образовательные:

  • знакомство с основными эмоциями;
  • формирование навыка распознавания эмоционального состояния по разным проявлениям;
  • активизация и расширение индивидуального словаря ребенка по соответствующей теме.

Воспитательные:

  • эмоциональное обогащение;
  • формирование умения открыто и правильно проявлять чувства посредством разных адекватных и приемлемых способов;
  • регулирование негативных эмоций, мешающих личностному становлению.

Список популярных игр

Дидактических игр, способствующих эмоциональному развитию, очень много, и родителю следует при выборе занятия ориентироваться на предпочтения ребенка. Предлагаем несколько эффективных и востребованных у педагогов игр:

  1. Для занятия нужны карточки, изображающие разные эмоции. Их необходимо разложить на столе изображением вниз. Ребенок берет любую карточку, не показывает никому изображение. Задача игрока — узнать изображенную эмоцию, передать ее посредством мимики, телодвижений, голоса. Остальные игроки должны определить, какую эмоцию им показывают.
  2. Можно поиграть в своеобразную версию «Испорченного телефона». Дети рассаживаются за столом. Все игроки, кроме одного, закрывают глаза, не подглядывают. Взрослый демонстрирует «не спящему» участнику эмоцию посредством мимики и телодвижений. Этот игрок «будит» сидящего рядом, воспроизводит увиденное. Затем второй игрок показывает аналогичное третьему, и так далее. Последний игрок говорит, какую эмоцию ему показали. Если ответ неверный, взрослый опрашивает всех детей на предмет увиденного, чтобы определить, где в цепочке была искажена передача информации.
  3. Можно предложить детям поиграть в киносъемки. Ребята выбирают режиссера и сценариста. Остальные игроки становятся актерами, претендующими на главную роль. Сценарист выбирает любого персонажа, например, из сказки или мультфильма. Режиссер задает какую-либо эмоцию. Каждый актер по очереди должен сказать определенную фразу так, как ее бы произнес этот персонаж в определенном настроении.
  4. Когда ребенок захочет порисовать, можно предложить ему изобразить определенную эмоцию, не называя ее. Остальные ребята должны догадаться по рисунку, какую эмоцию нарисовал их товарищ.
  5. Взрослый называет животное и определенную эмоцию. Например, «бегемот» и «удивление». Ребенок должен мимикой и телодвижениями изобразить удивленного бегемота.
  6. Очень хорошо помогает развить мимическое эмоциональное проявление игра «Зеркало». Дети садятся лицом к лицу. Один игрок изображает мимикой эмоцию. Второй пытается повторить на своем лице аналогичную мимику.

Работа с эмоциями в детском лагере

Отдых ребенка в лагере подразумевает участие в развивающих программах, направленных в том числе на эмоциональное развитие. Лагерные программы SportZania имеют несколько полезных направлений: образовательные, семейные, сюжетно-ролевые и прочие. Посредством лагерных игр и занятий ребенок совершенствует личностные качества, учится коммуникабельности, правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми, корректному выражению эмоций.

В лагерях SportZania педагоги помогают ребенку развивать эмоциональный интеллект — крайне важное умение воспринимать и понимать чужие чувства. К завершению лагерной программы ребенок становится более общительным, гибким, сообразительным, креативным, уверенным в себе, самостоятельным, ответственным. Он получает знания и навыки, которым не научат школьные учителя, но которые крайне значимы для будущих успехов. Заказав программу на sportzania.ru, родитель делает шаг к обеспечению благополучного будущего ребенка в социальной сфере, для его успехов в работе и построении отношений.

Упражнения, расширяющие эмоциональный словарь

Ребенок должен учиться не только выражению и восприятию эмоций, но и пониманию их словесного обозначения. Поэтому следует предлагать дошкольнику занятия на расширение эмоционального словаря. 

Работа с эмоциями в детском лагере

Предлагаем несколько подходящих упражнений:

  1. Дети делятся на две команды. Взрослый мимикой изображает эмоцию либо демонстрирует ее схематичное изображение. Команды поочередно называют слова, синонимично обозначающие изображенную эмоцию. Побеждают ребята, назвавшие больше обозначений.
  2. Взрослый показывает репродукции портретов. Игроки, внимательно рассмотрев изображенного человека, должны сказать, какое у него настроение, какое выражение глаз. Ребята должны назвать как можно больше определений.
  3. Взрослый демонстрирует сюжетные картинки, персонажи которых испытывают разные эмоции. Ребята должны подобрать как можно больше слов, характеризующих изображение. Например, к картинке, на которой компания друзей празднует день рождения, можно подобрать следующие слова: веселье, смех, радость, улыбки, праздник, ликование.

Упражнения, переключающие отрицательные эмоции

Ребенка нужно учить переключению отрицательных эмоций, иначе он начнет выражать негатив деструктивным и агрессивным поведением. Вот несколько подходящих занятий:

  1. Если какой-либо ребенок не может найти взаимоотношения с группой, можно предложить ребятам сказать хорошее слово об этом товарище. Каждый ребенок по очереди называет положительный эпитет.
  2. Ребенок берет игрушку или какую-нибудь вещь, пытается подобрать для нее добрые слова.
  3. Игрок становится перед зеркалом, разглядывает себя, произносит фразу: «Свет мой, зеркальце, скажи, мне всю правду доложи…». Затем продолжает речь как бы от имени зеркала, говорит о себе положительные и позитивные вещи. Это занятие формирует положительное ощущение себя самого.

Обзор дидактической игры «Эмоции»

Эта развивающая эмоции игра для детей используется педагогами для индивидуальных и групповых занятий, может также применяться родителями при домашнем обучении ребенка. Она полезна для дошкольников и учеников начальной школы.

Дидактическая игра «Эмоции» распространена в дошкольных учреждениях. Ее цель — формирование навыка проявления и распознавания эмоций, развитие умения управлять чувствами и корректно реагировать на них.

Задачи:

  • расширение представлений об эмоциях;
  • развитие умения различать позитивные и негативные чувства;
  • формирование навыка определения эмоционального состояния по визуальным признакам;
  • социализация;
  • речевое развитие, тренировка умения вести беседу, строить фразы;
  • совершенствование логического мышления и творческих способностей;
  • воспитание усидчивости, тренировка концентрации внимания;
  • улучшение пространственной ориентации, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Для игры нужно распечатать, вырезать и наклеить на картонную основу изображения мальчишечьей и девичьей голов без лиц. Части лица в разных эмоциональных вариациях необходимо распечатать и вырезать отдельными картинками.

Играть в «Эмоции» можно разными способами. Самый распространенный вариант, когда педагог раскладывает изображения перед игроками, а те прикладывают к головам разные части лица, пока не получится заданная эмоция. Игроки должны словесно объяснить, что чувствует получившийся человечек, в каких ситуациях возможна такая эмоциональная реакция.

Можно попросить игрока изобразить мимикой аналогичную эмоцию. Либо предложить вспомнить книжных и мультипликационных персонажей, испытавших аналогичное эмоциональное состояние.

Можно организовать попарную игру. Один игрок создает выражение лица на картонной голове девочки, другой — на голове мальчика. Затем от имени этих персонажей ребята придумывают диалог, содержательно и интонационно соответствующий созданным эмоциям. 

 

Читайте также

Вам может понравиться