Каждому родителю важно разобраться, как определить способности ребенка. Окажется ли он вторым Моцартом или проявит себя как олимпийский чемпион, хочется знать заранее. Чтобы не совершить ошибок и способствовать гармоничному развитию, желательно углубиться в эту тему.
Когда формируются способности
Еще до поступления в школу юный человечек открывает в себе множество талантов и умений. Некоторые из них могут вырасти во что-то большее, и это следует вовремя заметить близкому окружению, ведь от таких аспектов зависит будущее личности.
Психологами выявлены периоды, когда происходит развитие способностей у детей:
- В раннем детстве ребенок бессознательно стремится к занятиям, отвечающим его склонностям. Чтобы определиться с тем, как развивать малыша в творческом плане, надо внимательно понаблюдать за ним. Юный творец проявит себя в музыке, танце или рисовании.
- В 3–4 года нужно уделить внимание практическим навыкам, занятия разными видами творчества помогают в этом.
- В старшем дошкольном возрасте требуется подготовиться к поступлению в первый класс, поддержат в этом подходящие кружки или секции.
Став школьником, ребенок уже сознательно определяется с выбором интересов, а к подростковому периоду склонности становятся устойчивыми. Родители должны научить подростка самодисциплине и ответственности в отношении выбранной деятельности.
Виды способностей
Дети обладают врожденным потенциалом, который родители способны рассмотреть и развить. В дошкольном возрасте уже получится выявить способности ребенка. Теория интеллекта Х. Гарднера выделяет:
- языковую,
- логико-математическую,
- натуралистическую,
- пространственную,
- музыкальную,
- физическую,
- интра- и интерперсональную одаренности.
Каждая отличается сферой, куда направлен интерес:
- писательское творчество,
- математика,
- природа,
- музыка,
- спорт,
- умение чувствовать себя или других.
Способностями принято называть такие психологические личностные качества, которые на протяжении всей жизни можно совершенствоваться. Они помогают достигать успеха в определенных сферах. Одаренность определяют как высокий уровень их развития.
Выделяют также:
- Интеллектуальную (общую), когда ребенка отличает высокая познавательная потребность. Такие дети целеустремленные, активные и любознательные, их выделяет развитое мышление и внимательность, склонность к экспериментам. Малыши любят конструировать, рисовать, лепить и аналогичные продуктивные занятия;
- Специальную. В этом случае в будущем существует возможность достичь большого успеха в конкретной дисциплине. Математика или владение музыкальными инструментами, рисование или другая деятельность может удаваться замечательно, но в других сферах одаренность может отсутствовать.
Талантом обладают редкие дети, разглядеть его легче, но для нужно немало сил. Еще реже встречается гениальность, но такие люди способны внести существенный вклад в культурное наследие.
Способности, склонности и задатки
У маленьких детей присутствует интуитивное чувствование, в какой сфере деятельности получится быстрее достичь результата. Потому крохи отдают таким областям предпочтение, а родители могут распознать склонности. Выявление творческих задатков доступно уже в возрасте около 4–5 лет.
Обнаружив склонность, мама и папа могут помочь сформировать способность ребенка, и в дальнейшем сын или дочь добьются значимых результатов на профессиональном поприще. Без поддержки талант может не проявиться вовсе.
Задатки можно рассмотреть, обратив внимание на любимую деятельность малыша:
- будущие художники склонны лепить, создавать аппликации, рисовать, легко находят новые приемы и с удовольствием рассматривают окружающий мир, замечая особенности и красоту;
- музыканты чувствуют звучание, запоминают и узнают песни, воспроизводят услышанное, много поют или тянутся к инструментам;
- артисты эмоциональны, любят выступать, хорошо подражают другим людям или персонажам;
- журналисты и писатели очаровываются книгами, сочиняют свои истории или стихотворения, отличаются богатой фантазией и быстро приобретают большой словарный запас;
- спортсменов отличает подвижность, упорство, отличная ловкость и координация.
Уделяя ребенку внимание, родители легко обнаружат подобные склонности. Следует помнить, что даже целый набор выдающихся качеств не становится гарантией успеха в жизни. Усилия нужно направить не только на конкретную сферу деятельности, но и на развитие личностных качеств.
Как понять, какие способности есть у вашего ребенка
Задача мамы и папы состоит в создании таких условий, в которых малыш может опробовать разные виды деятельности. Как определить способности ребенка:
- сводить малыша к психологу на диагностику, чтобы определить тип интеллекта с помощью тестов;
- наблюдая, вникнуть, что именно он пытается сделать, — изучить, как живут муравьи, найти сокровища, построить город;
- порасспрашивать воспитателей о том, какие игры ребенок предпочитает.
Определение предпочтений — первый шаг, чтобы в дальнейшем расширить творческую активность, нужно поддержать детские устремления.
Как раскрыть способности малыша
Развитие способностей у детей зависит от отношения близкого круга, от внимания мамы и папы. Психологи рекомендуют опираться на следующие рекомендации:
- Родители должны воспринимать ребенка как уникальную личность, не пытаясь навязать собственные амбиции и желания.
- В доме нужно создать доброжелательную творческую атмосферу, где малышу будет не страшно экспериментировать, постараться дать возможность проявить разные склонности.
- Не стоит препятствовать желанию опробовать себя в разных сферах и начинаниях.
- Необходимо наблюдать за крохой, а также демонстрировать любопытство и искренний интерес к деятельности.
Не надо сравнивать способности ребёнка с другими ребятами или с тем, какими в детстве были родственники, отец или мать. Не стоит требовать быстрого результата, но нужно поощрять любые успехи и самостоятельность, и тогда получится раскрыть детские способности.
Ошибки, которых можно избежать
Задумываясь, как определить способности ребенка, некоторые родители совершают неосторожные действия, которые приводят к пагубным последствиям. Желательно избегать:
- попыток реализовать собственные желания через навязывание их детям;
- желания воспитать «удобную» личность, когда склонности и даже одаренность, проявившуюся в раннем возрасте, игнорируют, потому что создает определенные трудности;
- восприятия ребенка очередным проектом, который при должном вложении материальных средств обязан предоставить определенную отдачу. Малыш может не оправдать таких ожиданий, но обретет бесценный опыт, ругать за это нельзя;
- развития только сильных сторон, допуская пробелы в остальных областях. Гораздо разумнее вырастить гармонично развитого, самодостаточного человека, разбирающегося в собственных устремлениях;
- чрезмерной критики, так как такое отношение отбивает желание продолжать.
Чтобы в дальнейшем ребенок вырос талантливым и с удовольствием занимался любимым делом, мама и папа должны оставаться к нему чуткими и внимательными.