• Вход
  • Чат
Как отдохнуть после школы: сколько времени необходимо ребенку и что необходимо знать родителя

Как отдохнуть после школы: сколько времени необходимо ребенку и что необходимо знать родителя

Мозгу необходимо отвлечься, не чувствовать напряжения. Именно поэтому психологи советуют делать что-то, что не требует дополнительной умственной нагрузки. К таким занятиям относят творчество, прогулки, небольшую физическую активность.

Школьные будни для современных детей – это настоящий квест. Благодаря развитию новых технологий, процесс обучения становится все более динамичным с каждым днем. Если еще несколько лет назад учитель задавал домашнее задание с расчетом на то, чтобы ученик успел сходить в библиотеку, обработать полученную информацию, структурировать и представить ее в классе, то теперь этот процесс ускорился во много раз. Именно потому важно говорить о таком режимном моменте, как отдых от учебы.

Подростковый лагерь

Почему важно учиться отдыхать  

Современный ученик посещает уроки, ходит в кружки для всестороннего развития, общается со сверстниками. Во время занятий школьник одновременно проверяет выставление оценок по всем предметам в режиме онлайн на платформе электронного журнала и обрабатывает поток ненужной информации, которая появляется в ленте или мессенджерах. Это награда и наказание за наличие смартфона.

Такой темп жизни опасен для неокрепшей психики, поэтому важно позаботиться о качественном отдыхе. Нужно помнить, что постоянная концентрация внимания приводит к стрессу. Как дополнительное осложнение на этом фоне возникает нарушение памяти. Все перечисленные причины ведут к появлению синдрома хронической усталости. Это самая большая проблема современных школьников.

Сколько времени нужно отдыхать после школы

Вопрос об отдыхе от учебы серьезно рассматривают преподаватели и психологи. Эта тема требует особого внимания. Психологи рекомендуют школьникам отдыхать по 1-2 часа в день. Именно столько времени требуется для того, чтобы настроиться на выполнение домашнего задания и освободить мысли от прошедших школьных занятий, которые, безусловно, были насыщенными.

Ни в коем случае нельзя сразу приступать к выполнению домашнего задания. Даже в группах продленного дня, которые все еще существуют, стараются дать детям возможность почитать или позаниматься рисованием между последним уроком и выполнением домашнего задания.

Правильный отдых для мозга   

Нельзя называть отдых от учебы пустой и бессмысленной тратой времени. Важно понимать, что мозг работает так, как это не видно глазу. Процессы внутреннего характера не останавливаются ни на секунду. Например, когда человек спит, его мозг занимается переработкой информации. Если говорить простыми словами, то такую работу можно сравнить с процессом сортировки. Нейронные сети делят материал на нужную информацию для дальнейшего развития и неважные данные, то есть такие, какие не пригодятся в дальнейшем. В это время выстраиваются схемы будущих двигательных навыков, создаются специальные ассоциации.

Вопреки заблуждениям, лучший отдых для мозга – это не сон и не пассивное бодрствование. Мозг переходит в стадию расслабления, когда работают разные его отделы, но делают это по очереди, то есть нагрузка распределяется равномерно, нет акцента на чем-то одном. На практике это означает регулярную смену деятельности. То есть после долгой и активной нагрузки на зрительную зону важно подключить движение, нагрузить тело двигательной активностью. Если ребенок долго занимался музыкой, то можно предложить ему почитать или приготовить ужин вместе с мамой – так происходит кардинальная смена ведущей деятельности.

dosug.jpg

Как правильно отдыхать

Психологи называют отдых от умственной деятельности лучшим инструментом для дальнейшего увеличения продуктивности. Это действительно так. Правильно организованный отдых способствует уменьшению тревоги и раздражительности. После смены деятельности улучшается концентрация внимания. Помимо этого, чередование отдыха и процесса обучения способствует восстановлению физического состояния организма.

Для современных школьников учеба – это главный приоритет. Многие привыкают к определенному ритму жизни и уже не могут отойти от него. Это большая ошибка. Отдых необходим.

Не забывайте об активных прогулках и спорте    

Полезной привычкой становится обязательное включение в распорядок дня прогулок на свежем воздухе. Клетки мозга отказываются работать на полную мощность, если испытывают недостаток кислорода. Именно поэтому детям рекомендуют проводить на свежем воздухе по 2 часа ежедневно.

Пешие прогулки лучше совершать подальше от больших, загруженных машинами дорог. Оптимальный вариант – парки или эко-парки. Под прогулкой нельзя подразумевать поход в магазин или торговый центр. Чрезмерное скопление людей только вредит. Иногда даже взрослый человек замечает, что после поездки в торговый центр, покупки продуктов или вещей он чувствует себя разбитым и усталым. На детей яркость локаций, обилие рекламы действует еще более негативно.

Смените деятельности

Хорошие результаты демонстрирует такая практика, как полная смена детальности. Если ученик выпал из учебного процесса на период каникул, уехал куда-то и получил массу новых впечатлений, то ему хочется быстрее вернуться к учебной деятельности. Этот закон успешно работает в обоих направлениях.

Для быстрого восстановления нервных клеток идеально подходят занятия спортом. Достаточно уделять этому 4 раза в неделю, общая продолжительность каждого занятия может составлять 40-50 минут. Если сделать нагрузку регулярной, то клетки мозга будут делиться активнее. Но даже в том случае, если возможности встроить тренировки или занятия спортом в ежедневное расписание нет, альтернативой этому могут стать часовые или полуторачасовые пешие прогулки.

Занимайтесь чем-то, что не требует умственных усилий

Мозгу необходимо отвлечься, не чувствовать напряжения. Именно поэтому психологи советуют делать что-то, что не требует дополнительной умственной нагрузки. К таким занятиям относят творчество, прогулки, небольшую физическую активность.

Отложите телефон

Отдельного внимания заслуживает вопрос об использовании гаджетов. Вопреки заблуждениям, мозг не отдыхает за игрой. Наоборот, он находится в постоянном напряжении. Азарт и удовольствие, которое испытывает ребенок во время игры в телефоне, обусловлен выбросом короткого дофамина.

Дофамин напрямую влияет на положительные эмоциональные реакции. Здесь речь идет не о качественном дофамине, а о быстром выбросе, который влечет за собой требование дальнейших действий. Другими словами, каждая новая победа в игре-бегалке приносит радость, но при этом требует еще больших усилий для перехода на новый уровень. После такого сеанса игры остается чувство недоумения. Вроде бы, выброс адреналина произошел, удовольствие получено, но сам ребенок чувствует себя усталым и неудовлетворенным.

Проводите меньше времени в соцсетях

Современный ученик обычно состоит в школьных чатах. Как правило, это чат с учителем и чат без педагога, где постоянно общаются одноклассники. Если ребенок ходит к репетитору или на секцию, тогда у него есть дополнительные группы для онлайн общения. Параллельно на смартфон приходят уведомления из новостной ленты или из игр, в которые он играет в свободное время. Все это психологи относят к категории информационного мусора.

Чаще бывайте на природе   

Школьник не сможет самостоятельно организовать себе отдых на природе, поэтому задача по организации такого типа релакса ложится на плечи родителей. Длительное нахождение на природе действует расслабляюще, способствует устранению признаков усталости глаз, мозга, тела.

Замечайте настоящий момент

Этот совет в большей степени относится к родителям школьников и студентов. Взрослые должны научить своих детей наслаждаться текущим моментом, исключить гонку за оценки, знания, похвалы – только так ребенок научится понимать разницу между временем, предназначенным для работы, и периодом отдыха.

Занимайтесь тем, что любите

Огромное удовольствие доставляет то, что особенно нравится. Если ребенок любит рисовать, то необходимо дать ему возможность заниматься творчеством. Те же рекомендации касаются танцев, занятий музыкой, чтения, фотографирования.

luchshie-detskie-lagerya-na-more.jpg

6 идей для отдыха, или как учиться отдыхать

Не стоит ожидать, что время для отдыха и расслабления найдется само собой. Идеальный вариант – внедрение полезных привычек в каждый рутинный день, создание особых условий для наслаждения жизнью.  

Ежедневник

Сегодня в продаже можно найти самые разнообразные варианты ежедневников. Правил ведения не существует – в этом заключается прелесть использования этого метода. Кому-то нравятся ежедневники, куда можно записывать некоторые мысли, а кто-то предпочитает записывать каждое сделанное дело.

Планирование

Существует целая теория, которая носит название «тайм-менеджмента». Она предполагает планирование дел на разные периоды времени.

В обычной жизни достаточно использовать некоторые принципы и приемы тайм-менеджмента, чтобы правильно расставлять приоритеты. Сначала можно попробовать планировать дела на неделю, потом на месяц, затем научиться ставить перед собой более масштабные цели.

Списки

Составление списков хорошо расслабляет мозг. Этот способ помогает учиться мыслить схематично, что пригодится любому школьнику в учебной деятельности. Вопреки заблуждениям, списки можно составлять на любые темы.

Рефлексия

Именно так называют способность, когда человек учится анализировать свои действия. Проведение работы над ошибками помогает избегать повторения таких же ошибок в будущем. Для анализа также отлично подходит составление списков. Можно задаться вопросом о том, чего ребенок хочет в будущем, как он видит себя через год или пять лет. Это довольно интересное занятие, которое заставляет мыслить не шаблонно.

Медитация и дыхательные упражнения

Отличного результата можно достичь, если использовать специальные приемы медитативного типа, упражнения дыхательной гимнастики. Примеры есть в открытом доступе, скачать их не составит труда. Упражнения призваны расслаблять и настраивать на гармоничное настроение.

Медитации – это размеренные повторения действий или фраз. Основное свойство медитативных практик – постепенное расслабление мозга, переход к так называемому спящему режиму.

Творчество

Что касается творчески заряженных людей, то им гораздо проще отдыхать. Они получают удовольствие от того, что занимаются своим любимым делом. Когда речь идет о школьниках разных возрастных групп, то здесь на помощь могут прийти различные материалы для занятий творчеством. К ним относятся: оригами, вырезание из бумаги, наклеивание специальных наклеек, использование антистрессовых раскрасок.

Физическая активность      

Чтобы отдохнуть и расслабиться, не подойдут чрезмерные физические нагрузки. Занятия в секциях тоже нельзя назвать отдыхом в полном смысле слова. Они работают лишь как смена деятельности и приносят пользу, но от них тоже нужно отключаться.

Лучший способ расслабления с помощью физической активности – это растяжка или йога. Упражнения в этом стиле направлены на вдумчивую работу над собственным телом. Тело расслабляется качественно и постепенно.

Дети.jpg

Все дети разные, им нужен разный режим работы и отдыха     

Нет единых правил по организации отдыха для ребенка. Все дело в том, что дети разные, им нужен разный режим работы и отдыха. Некоторые дети отказываются от дневного сна в двухлетнем возрасте, другие предпочитают поспать пару часов днем даже в том случае, если уже ходят в первый класс.

Главное условие – выстроить такой режим, в котором школьник чувствовал бы себя максимально комфортно. Когда ребенок устает в школе, то занятия рисованием сразу же после уроков не принесут ему удовольствия. В этом случае можно постараться передвинуть занятия на более позднее время. Но при этом нельзя забывать о том, что следует выделить время на выполнение домашней работы. Особенно тяжело отдых дается гиперответственным детям. Им постоянно кажется, что они чего-то не сделали, не успели или забыли. В этом случае только взрослый поможет правильно расставить приоритеты, выстроить режим и подобрать творческие занятие по душе.

Читайте также

Вам может понравиться