Одаренный ребенок — это малыш, обладающий способностями, превышающими свойственную для возраста норму. Родителям важно вовремя рассмотреть дремлющий талант и помочь развитию.
Одаренный ребенок: в чем особенности
По мнению психолога Д. Рензулли, одаренные дети отличаются значительным потенциалом в определенной сфере, там, где врожденные способности совпадают с мотивацией и творческим мышлением. Малыши могут быть и просто умными, различия покажет таблица:
Высокий уровень интеллекта |
Одаренность |
Усердно работают, чтобы добиться цели. Оценки и признание мотивируют стараться дальше. |
Длительный процесс приводит к скуке или разочарованию. Похвалы и традиционная система обучения не подталкивают работать. |
Чаще стремятся дать ответ. Умеют обрабатывать и хранить информацию, работоспособны, что может приводить к научным достижениям. |
Задают больше вопросов. Любопытны и могут так углубиться в тему, что легко превзойдут педагога. |
Любят занятия в школе. |
Считают групповое обучение тратой времени. Могут взять ответственность за собственное образование или привлечь родителей на помощь. |
Проявляют находчивость. |
Выдают оригинальные решения. |
Следует понимать, что одаренный ребенок — еще не вундеркинд, который опережает прочих и способен в нежные годы продемонстрировать культурно значимые достижения. Такие талантливые умы редкость, а вот направленности встречаются у каждого пятого дошколенка и нуждаются в родительской поддержке.
Природа детской одаренности
Психологи до сих пор спорят о том, какой ребенок может считаться по-настоящему одаренным. Существуют два подхода к этому вопросу:
- Каждый малыш талантлив по-своему, раскрытие зависит от индивидуального рассмотрения. Проблема этой позиции в том, что специфика особенного таланта смазывается. Подрастая, маленькая звездочка внезапно оказывается обычным школьником, и это негативно сказывается и на личности, и на настроении родителей.
- Одаренность проявляется у немногих, потому следует вовремя отыскать их и дать возможность дальнейшего развития. Становится актуальным вопрос создания методик для выявления детей, которых наделила особенными способностями и богатым умственным потенциалом природа.
Нужно помнить, что развивая только один задаток, пусть выдающийся, не получится совершенствовать одаренность. Необходимо гармоничное совершенствование с учетом интересов юного творца.
Сферы, в которых проявляется исключительный талант
Даже в юном возрасте можно заметить, что больше интересует ребенка. Психологи пришли к выводу, что одаренность может проявляться в конкретных сферах. Выделяют пять видов:
- интеллектуальная подразумевает умение концентрировать внимание, высокий уровень интеллекта, критическое мышление и способность анализировать;
- академическая характеризуется великолепной памятью, стремлением к обучению;
- креативная выражается в нестандартном образе мысли, богатом воображении, желании выражать себя в творчестве — актерском мастерстве, танцах или музыке, писательстве, рисовании;
- социальная предполагает наличие организаторских способностей и лидерских задатков, развитого эмоционального интеллекта, необходимого будущему руководителю, восприимчивости к чувствам других людей;
- психомоторная заключается в опережающем норы физическом развитии, интересе к спорту.
Врожденные способности, которыми могут обладать малыши, отличают их от сверстников. Помогают схватывать материал на лету, отлично запоминать услышанное и прочитанное, решать сложные задачи или рассуждать о темах, которые ровесникам неизвестны. Наблюдая за ребенком, можно увидеть эти особенности.
Как выявить одаренность
Одаренный ребенок — это не готовый продукт, наследственность не гарантия исключительного таланта. Требуется приложить усилия, для развития и воспитания. В 5–6 лет уже проявляются склонности и способности, которые можно раскрыть к 8 годам. Подсказать родителям, что малыш особенный, могут такие моменты:
- дети начинают говорить быстрее сверстников, читать или писать раньше них;
- отличаются хорошей концентрацией внимания;
- обладают внушительным словарным запасом;
- находят новые способы решения задач;
- стремятся к познавательной деятельности, любопытны, глубоко исследуют тему, поглощают контент;
- совершенствуют игры;
- запоминают песни, стихи или факты, вызывающие их интерес;
- пользуются абстрактным мышлением;
- поражают развитой фантазией, могут придумывать фантастические миры и оригинальные сюжеты.
Не нужно ставить перед собой целью обязательное выявление у ребенка одаренности. Обратить внимание на задатки желательно, чтобы помочь в раскрытии потенциала. Родителям стоит поощрять увлечения малыша, даже если на первый взгляд хобби не кажутся достойными. Тот, кто в детстве рисовал на обоях, может вырасти известным дизайнером.
Одаренный ребенок в классе
Попадая в школу, дети испытывают стресс, приходится привыкать к новому образу жизни. И одаренный ребенок не сразу начинает преуспевать на фоне обычных одноклассников. Способность учиться, усваивать предлагаемую информацию — одна сторона особого таланта. Такие ребята радуют родителей высокими оценками, а вне занятий мало отличаются от других.
Интеллектуальная одаренность, когда малыша отличает интерес к самостоятельным прогнозам и выводам, когда ребенку любопытно задавать вопросы и углубляться в тему, может не понравиться учителям. Педагоги не успевают вникать в особенности, потому достижения в одном предмете могут сочетаться с полным провалом в другом. Дети могут не общаться со сверстниками и увлекаются другими вещами.
Творческие дети нестандартно воспринимают окружающий мир. Должного понимания ни со стороны ровесников, ни со стороны взрослых могут не получить. Если в коллективе не выстроена дружеская атмосфера, такие малыши могут столкнуться с травлей. Артистические и художественные таланты требуют дополнительного развития, но стандартная школа может научить общению, взаимодействию в группе, дает возможность получить и долю восхищения и признания. Участие в мероприятиях поможет совершенствовать музыкальный талант или пробовать новые амплуа.
Типичные детские школьные проблемы во многом связаны с работой педагогического состава и отношением, которое проецируется на класс. Важно внимательно выбирать учебное заведение.
Принципы сопровождения одаренных детей
Психологами выделено несколько принципов, которые помогают найти и развить одаренного ребенка:
- Определение таланта требует подключения и внимательного наблюдения, и специальных психологических тестов, а также вовлечение в интеллектуальные игры и оценку экспертов. Комплексный подход может не спасти от ошибки, потому выявление талантов малыша не должно быть самоцелью, это только стимул для дальнейшего совершенствования.
- За поведением нужно наблюдать несколько лет, изучая поведение и в жизни, и во время занятий.
- Глубокому анализу следует подвергать то, как ребенок занимается интересной сферой деятельности.
- Методы тренингов помогают устранить психологические барьеры, снизить влияние комплекса неполноценности или звездности, научить общению.
- Подключая конкретных специалистов, важно помнить, что таких людей может отличать консерватизм в отношении детского творчества. Полностью полагаться на их мнение не нужно.
- Признаки одаренности следует сравнивать с актуальным уровнем психического развития. Так можно выстроить индивидуальную траекторию обучения.
- Предпочтительные методики психодиагностики: наблюдение и беседа, экспертные оценки, предметный анализ результатов деятельности и эксперимент в естественных условиях.
Потенциально одаренные дети встречаются часто, но особые таланты раскрываются не у каждого.
Причины трудновоспитуемости
Одаренный ребенок в школе может оказаться «трудным». В трудновоспитуемость вкладывали социальную и педагогическую запущенность, но современный подход предлагает использовать термин для описания сознательного или бессознательного сопротивления малыша воздействию со стороны преподавателя. Проблему вызывают разные причины, включая и особенности характера, личностные качества, и другие факторы. Будущий гений может оказаться головоломкой для преподавателя во время обучения, а задатки останутся незамеченными.
Работа с талантливыми детьми сложна для педагога; их отличают:
- любопытство и нетерпеливость,
- повышенная возбудимость,
- упрямство;
- эмоциональная чувствительность,
- гордость;
- высокие требования к окружающим,
- склонность обвинять себя или самолюбие.
Не каждый такой малыш отличается высокими социальными навыками, отчего может замкнуться в себе и оказаться трудновоспитуемым. Потому создаются специальные образовательные программы и даже экспериментальные школы и центры.
Для особенных детей естественно быть не разносторонними или дисгармоничными. Важно помогать в преодолении препятствий, поддерживать, внушать уверенность в собственных силах.
Советы родителям
Избежать решающих ошибок в воспитании родители могут, если будут следовать рекомендациям психологов:
- Нужно обращаться к профессионалам, чтобы своевременно заметить способности и создать оптимальные условия для развития ребенка.
- Помочь в раскрытии талантов могут секции, кружки, платформы в Интернете, где дети общаются с единомышленниками и погружаются в сферу интересов целиком. Надо стремиться к гармоничному и уравновешенному совершенствованию, не упирая только на одаренность.
- Не следует требовать от малыша отличного результата или подталкивать к увлечению тем, к чему раскрылись врожденные задатки. Даже в нежном возрасте не отнимайте у маленькой личности право выбора, чем заниматься.
- Желательно поддерживать и поощрять, но не перехваливать, постоянно подчеркивая значение и исключительность. Впоследствии сверстники могут нагнать, что приведет к разочарованию.
Главный совет прост: одаренный ребенок — это не успешный проект, а малыш, которого нужно в первую очередь искренне любить. Семья должна проявлять чуткость, помогать и разделять интересы. Роль мамы и папы невозможно переоценить. Маленькие гении с трудом находят друзей, и родителям следует уделить внимание поиску единомышленников, близкого по духу человека. Не стоит лишать будущего ученого или художника, спортсмена или музыканта детства.