Психологи уверяют, что творчество важно для человека в любом возрасте. Оно позволяет получить не только новый опыт и навыки, но и массу положительных эмоций. Однако развивать творческие способности желательно с детства.
Почему человеку нужно творчество
Существует несколько причин включить творчество ( креативность) в жизнь ребенка. Наиболее важные из них:- возможность избавляться от стресса, тревоги, уныния, агрессии и других негативных эмоций;
- развитие эмпатии, способности понимать других людей, выстраивать с ними экологичные отношения;
- улучшение мыслительных способностей, моторики и пр;. - это благотворно сказывается на успеваемости ребенка;
- возможность заявить о себе миру.
Условия для развития творческих способностей
Чтобы навыки в творчестве развивались успешно, нужно соблюдение нескольких условий:
- Занятия физическим развитием ребенка своевременно и в нужном возрасте.
- Включение творческих занятий в младшем возрасте.
- Создание обстановки, способствующей развитию творческих способностей – эмоционально спокойный микроклимат в семье и коллективе, создание атмосферы для творческого поиска.
- Поддержка со стороны родителей.
- Занятия только в игровой форме. Детская психика устроена так, что в младшем возрасте информация воспринимается и запоминается только через игру. Проводить скучные уроки не имеет смысла.
- Постоянное развитие – применение различных методик. За каждый результат ребенка нужно хвалить.
- Занятия нужно проводить регулярно и систематически. Даже если ребенок болеет и пропускает детский сад или кружок, дома нужно продолжать заниматься.
- Помощь со стороны взрослых, своевременная и дозированная.
- Терпение к творческим «мукам» ребенка – если малыш долго сидит над каким-то проектом, не нужно его подгонять.
- Стимулирование ребенка, при возможных неудачах малыша не нужно ругать, а нужно поддержать и похвалить.
Дети младшего возраста охотно вовлекаются в творческий процесс в силу своей любознательности, желания познать мир и интересу к себе.
Как сделать творчество интересным и важным для ребенка
Родителям, которые решили развить у ребенка креативные способности, помогут советы наших специалистов:
- Найдите занятие, которое ребенку будет действительно интересно. Это может быть рисование или лепка, танцы или вокал и пр. Задача взрослых выявить склонность ребенка и направить его внимание в нужное русло.
- Ловите моменты вдохновения и включайте креативность в жизнь ребенка постепенно.
- Посещайте выставки и мастер-классы, экспозиции художников и концерты. Возможно, ребенок захочет повторить что-то из увиденного.
- Не критикуйте работу малыша, даже если на первых порах она неудачная. Главное, что ребенок творит с удовольствием.
Помните, что нет детей, ни к чему не способных. Определенный талант можно найти у каждого ребенка. Важно быть внимательным и чутким, чтобы не загубить в ребенке креативность
Развитие творческих способностей в каждом возрасте
Каждая возрастная группа детей характеризуется своими особенностями. Их нужно знать и правильно применять при развитии творческих навыков. Младший дошкольный возраст делится на 2 группы:
- 1–2 года. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к музыке и рисованию. Лепка доставляет меньшее удовольствие, но ближе к 2 годам интерес усиливается, а к музыке, наоборот, постепенно снижается.
- 3–4 года. В этом возрасте у детей пик творческой активности. В рисунках уже можно узнать предметы, фантазии до сих пор очень много.
Дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) уже могут работать над поставленной задачей. Творческие задания можно постепенно усложнять, добавляя новые мотивы. Также в этом возрасте дети учатся адекватно справляться с неудачами.
Младший школьный возраст (7–8 лет) характеризуется увлечением музыкой, театром, рисованием. Ребенок уже может самостоятельно определить, что ему больше интересно, чем он желает продолжить заниматься. Родителям нужно только поддержать.
Развитие креативности с помощью игр
Занятия по развитию креативности в младшем возрасте будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Предлагаем несколько вариантов:- Что на что похоже? Ребенку показывают картинки и просят рассказать, на что похожа изображенная фигура. Важно найти как можно больше вариантов и поощрить самые креативные;
- Сочиняем историю. Это игра подходит для детей от 5 лет. Взрослый произносит фразу «жили–были», а потом подключаются дети со своей фантазией. Каждый ребенок по очереди произносит одно предложение, так получается история.
- Мозаика. Лучше использовать зерна или семена. Кроме творческих навыков, работает мелкая моторика пальцев. Детям предлагается сложить из зерен и семян любую фигуру на выбор. Если играет несколько детей, можно сложить единую картину из их работ.
- Волшебные кляксы. Смысл такой же, как у предыдущего упражнения. Дети могут самостоятельно ставить ручками ставить кляксы, изучать полученный рисунок, а потом придумывать на что это похоже.
- У какой вещи какой характер? Ребенку предлагают изображение неживых предметов - чашки, стола, телефона. Дети думают, и наделяют каждый предмет чертами характера. Также нужно предложить детям пофантазировать на тему, как работает грустный молоток или веселая подушка.
Все упражнения подходят для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Детям чуть старшего возраста такие занятия будут менее интересны и эффективны. Но это не значит, что с детьми 7–8 лет не стоит заниматься развитием творческих навыков. Нужно подобрать другие упражнения.
Хорошо с ролью «учителя» справляются театральные кружки. Отдать ребенка на занятия можно с 2–3 лет. Кружок будет развивать не только творческие, но и ораторские способности. Совокупность знаний не даст ребенку бояться публичных выступлений, поможет осваивать школьную программу, сделает его успешным и самостоятельным.
Идеи развития у ребенка творческих способностей
- Рисование. С малого возраста можно давать детям карандаши, краски, бумагу. Дети очень легко втягиваются в рисование, потому что полученный результат удивляет их самих. С 3–4 лет рисование приобретает осмысленность, ребенок уже может выразить свою мысль через рисунок.
- Лепка, кроме творческих навыков и креативности, развивает еще и мелкую моторику рук, а также тренирует память и зрительное восприятие. Полученный результат в поделке стимулирует детей к экспериментам.
- Аппликация. Суть занятий – вырезать фигурки и приклеить их на бумагу. Подходит для развития чувства цвета, формы, ритма, симметрии. Вместе с этим дети обучаются планированию своего времени и пространства вокруг.
- Необычное рисование. Детям постарше уже не интересно рисовать просто карандашами и кисточками. Они с удовольствием попробуют способы нетрадиционного рисования – восковыми свечами, ватными палочками, поролоновой губкой, небольшими щетками. Такие занятия способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в себе, помогают достичь внутренней гармонии.
- Музыка, чтение и литературное творчество. Эти дисциплины пересекаются между собой. Чем старше ребенок, тем более серьезные музыкальные и литературные произведения ему стоит изучать. Также очень интересно пение.
- Театрализованная деятельность. Детям очень интересно перевоплощаться в различных персонажей. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее ему это дается. Поэтому оптимальный возраст для посещения театрального кружка – 3–4 года. Потом сложнее раскрепостить ребенка.
Развивать творческие и креативные навыки можно в любом возрасте. Главное – правильно подобрать занятия и упражнения.