Для детей способность сосредотачиваться на выполняемом действии, изучаемой информации стремительно развивается по мере взросления. При этом важно научить ребенка концентрировать внимание. Этот навык можно тренировать, увеличивая продолжительность усиленной работы памяти, мышления, сенсорной активности. При грамотном подходе к занятиям результат будет отличаться в разы.
Виды внимания и их особенности
Внимание – функция психики, которая является основой всех образовательных процессов независимо от возраста и вида деятельности. Чемпионы спортивных состязаний, лауреаты Нобелевской премии, буддистские ламы выделяют умение сконцентрироваться как один из важных факторов, который позволяет добиваться успеха.
Под понятием «внимание» подразумевается отбор информации для выполнения поставленной задачи, который выполняется сознательно или бессознательно, поступает через все органы чувств. Поток данных, которые содержат неактуальные для человека на данный момент сведения, становятся фоном. Исходя из особенностей участия в сборе информации, выделяют следующие виды внимания:
- Непроизвольное. Возникает рефлекторно, без усилий со стороны ребенка. Он концентрируется на том предмете (действии), которое привлекло его внимание. В возрасте до 3 лет именно такой вид внимания является основным.
- Произвольное. Сознание управляется желанием человека, его волевым усилием. Его длительное поддержание утомляет, поэтому в основном дети до 9 лет в таком режиме могут выполнять краткосрочные задачи. Формирование этого вида внимания формируется ближе к 7 годам. От того насколько оно развито во многом зависит готовность ребенка к школе.
- Постпроизвольное. Промежуточное состояние между непроизвольным вниманием и сосредоточенностью на поставленной задаче, поддерживаемой исключительно волей человека. При этом выполняются поставленные задачи без перегрузки нервной системы, действия приносят удовольствие. Организм работает в сбалансированном режиме, ресурс ограничен только естественным утомлением.
Внимание, как и любой психофизиологический процесс, напрямую зависит от состояния здоровья ребенка, уровня развития его моторики, точности выполняемых движений. Поэтому во время тренировок стоит обязательно уделять внимание физической активности, активным играм. Таким образом удается постепенно увеличить выносливость малыша, его работоспособность, скорость реакций, способность целенаправленно сконцентрироваться на задании.
Этапы развития внимания у детей до 10 лет
Чтобы научить ребенка внимательности, при выполнении специальных упражнений, заданий, регулировании их сложности, важно учитывать возрастные особенности малыша.
Его психика должна быть объективно готовой к запланированным тренировкам.
Возраст ребенка |
Особенности развития |
0-1 год |
Работает исключительно непроизвольное внимание в отношении объектов, которые выделяются чем-то на фоне остальных. |
1-2 года |
Дети активно стремятся к самостоятельности, исследованию окружающего мира, пробуют новые для себя занятия. В этом возрасте появляются зачатки произвольного внимания при участии взрослых. |
2-3 года |
При выполнении игровых или образовательных задач кроха может действовать по правилам, наглядному образцу. |
3-4 года |
Малыш способен сконцентрироваться на задании по просьбе взрослого. Активно развивается слуховое внимание, увеличивается его устойчивость. |
5-7 лет |
Интенсивно развивается произвольное внимание, увеличивается его объем, повышается устойчивость. Дети способны самостоятельно удерживать внимание, если задача им интересна (к примеру, когда нужно решить головоломку). |
8-10 лет |
Формирование навыка переключаемости между заданиями, умения параллельного выполнения двух действий. Ребенок более усидчивый, собранный, сконцентрированный на занятии. |
Способность ребят сосредоточиться на объекте, выполняемом действии во многом зависит и от особенностей нервной системы. У уравновешенных детей длительность сохранения концентрации в среднем в 2 раза выше, чем у возбудимых. Но в любом случае в возрасте до 10 лет младшим школьникам важна яркая, захватывающая подача учебного материала. Это поможет учителям удерживать внимание на уроках, добиваясь отличных результатов в учебе.
Почему ребенок становится невнимательным
Не всегда дети не способны сосредоточиться на действии или информации только в силу возраста. На психику малышей оказывают сильное влияние внешние факторы:
- Физическое состояние. Любые недомогания, нарушения здоровья ослабляют внимание не только у ребенка, но и у взрослого. Он не может сконцентрироваться, выполнить стандартные для него задачи, постоянно отвлекается.
- Отсутствие физической активности. Полноценное функционирование организма невозможно без поддержания тела в тонусе. Детям важно постоянное движение, активные игры, занятия спортом.
- Психологический климат. Проблемы дома или в детском коллективе, стрессы, сложности в отношениях между родителями вызывают у детей болезненную реакцию. Их дискомфорт приводит к невнимательности, замкнутости.
- Нарушения сна. Отсутствие определенного режима для современных детей – обычное явление. Многие родители не считают нужным устанавливать какие-то разумные рамки. Доступ к гаджетам по ночам часто становится причиной хронической усталости. Особенно обостряется ситуация, если малышу приходится рано вставать в школу или детский сад. Результат – рассеянность, развитие неврозов, снижение успеваемости.
Основными признаками нарушения внимания у детей становится непроизвольное переключение ребенка с одного раздражителя на другой, его быстрая истощаемость внимания. У таких малышей переключение между заданиями происходит медленно. Большое количество ребят страдают расстройством внимания, которое сопровождается гиперактивностью, агрессией.
5 лучших способов повышения детского внимания и концентрации
Взрослые воспитывают в своих детях усидчивость, внимательность, стремление к достижению поставленных целей. Хотят, чтобы ребенок мог легко усваивать новые знания, стал со временем успешным человеком, способным добиться желаемого. Для этого важно тренировать навык концентрации внимания, умение переключать мозг при выполнении нескольких задач параллельно.
Распространено заблуждение, что все перечисленные качества самостоятельно формируются по мере взросления ребенка. Это утверждение справедливо только частично. Детский мозг развивается под влиянием окружения, информационной среды, психологического климата в семье и коллективе. Поэтому на способность ребенка концентрироваться, удерживать внимание на одном занятии, переключаться можно влиять.
Мониторинг состояния здоровья
Физическое здоровье – важное условие для развития ребенка в целом и его когнитивных функций в частности. Из-за банальной простуды малыш может стать невнимательным, капризным. Проблема особенно актуальна для детей до 8 лет. Регулярная профилактика, физические нагрузки, соблюдение режима дня, правильное питание помогут улучшить общее состояние здоровья малыша и, как следствие, его внимательность.
На умение концентрироваться, мотивацию также серьезно влияет соматическое здоровье ребенка. Разного рода заболевания могут стать причиной стресса, тревожности. В результате происходит снижение мотивации, исчезает желание заниматься чем-либо вообще. Нередко в таких ситуациях происходит ограничение общения со сверстниками, что также не добавляет позитива в настроение.
Независимо от ситуации, психологи не рекомендуют родителям допускать гиперконтроль или чрезмерное попустительство даже в случае тяжелого хода болезни. Или, наоборот, «хвататься» за учебу, как только состояние здоровья стабилизировалось. Невнимательность в такой ситуации – норма. Но с учетом общей ситуации стоит вносить в общение с больным ребенком элементы игр, учебных занятий, которыми он будет заниматься с удовольствием.
Доверительные взаимоотношения
Чтобы научить ребенка концентрировать внимание, развить сосредоточенность, ему должно быть психологически комфортно во время занятий. Часто именно неуверенность в своих силах и возможной реакции на неудачу, страх допустить ошибку тормозят развитие. Практикующие детские психологи единодушны во мнении, что повышать эффективность работы мозга, развивать у малыша внимание можно только в обстановке взаимного доверия.
Но доброжелательная атмосфера не предусматривает вседозволенности, отсутствия обязанностей у ребенка. Даже к не самым приятным для малыша делам можно постепенно приучить ненавязчиво, без излишнего давления. Помогает выработанная привычка по выполнению определенного перечня бытовых дел добиться сдвига и в приобретении навыка внимания.
Хобби
Основная цель тренировок навыка внимания – научить ребенка самостоятельно контролировать собственную концентрацию, уметь отсекать внешние раздражители, переключаться для параллельного выполнения нескольких дел. При этом не имеет большого значения направленность материала, с помощью которого проходят занятия. Но важно давать задания, которые малыш будет выполнять с удовольствием.
Беспроигрышный способ привлечь внимание – использовать хобби, любимые темы. Сконцентрироваться на увлекательном материале не составит труда. Разработать задания, которые будут интересны и восприняты с энтузиазмом, чтобы научить ребенка внимательности будет несложно. К примеру, если малыш – фанат динозавров, предложите искать отличия на тематической картинке или нарисовать рептилию, собрать больше материалов о ней.
Занятия дополнительным образованием
Ребенку важно создать максимально благоприятные условия для экспериментов с дополнительными занятиями. Предлагается огромное количество творческих кружков, спортивных секций, в которых сам или в компании друзей можно пробовать себя в новом направлении. Занятия в дружном коллективе особенно полезны.
Ребята получают возможность еще больше сплотиться при выполнении новых задач. В плане развития внимания в такой ситуации присутствует подсознательный элемент соревнований, что положительно сказывается на заинтересованности в результате, концентрации. У ребенка не возникнет дефицита общения, который может возникнуть самостоятельном при посещении секций.
Бывает так, что ожидания не оправдываются. Это нормально. Но стоит выяснить причину разочарования: малышу не нравится сами занятия или он не нашел взаимопонимания с педагогом. Часто встречаются подобные ситуации в творческих кружках. От одного преподавателя дети в восторге, другой слишком авторитарен или скучен, не уделяет достаточно внимания своим ученикам.
Если ребенок посещает занятия с удовольствием, это будет улучшать усидчивость, концентрацию, нацеленность на результат. Вначале внимательность у детей повышается только при выполнении заданий, связанных с интересной для него деятельностью. Но со временем и на школьных уроках эти качества будут проявляться в полной мере.
Домашние занятия в кругу родственников
Качественное общение с родными, определенные бытовые обязанности, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи позволит ему незаметно для самого себя сформировать более близкие отношения. Одновременно такой подход к воспитанию станет отличным способом обучения концентрации, внимательности.
Действовать «в лоб» не стоит. Огромное значение имеет возраст ребенка. Как правило, малыши сами с большим энтузиазмом относятся к идее помощи родителям по дому. Выполняя посильные задачи, активно участвуя во «взрослых» делах, они получают заслуженный повод для гордости. При этом мозг непрерывно тренируется.
Для школьников часто нужна внутренняя мотивация, чтобы привлечь их к бытовым обязанностям. У относительно самостоятельных подростков особенно часто встречается синдром недостатка внимания со стороны родителей. Командная работа по дому поможет сделать общение качественным, взрослые на личном примере покажут, что и как нужно сделать. Поэтому, скорее всего, все дела будут выполнены еще и качественно.
В любом возрасти хвалите своего ребенка, благодарите за помощь, не допускайте ситуаций, когда труд малыша обесценивается, даже если результат не слишком радует. Для детей постарше можно придумать более сложные задачи, чтобы не было скучно. Сделать атмосферу веселее поможет музыкальное сопровождение, превращение уборки в доме в танцевальную вечеринку. Будет здорово!
Полезные советы для развития внимания
Сложно спорить с тем, что современные технологии, открытый доступ у детей к гаджетам стали причиной того, что они легко отвлекаются. В 2012 году среди учителей был проведен интернет-опрос, в ходе которого выяснилось, что способность ребенка удержать внимание в течение 15 минут в современных условиях – отличный результат.
При этом по факту примерно раз в 30 секунд подросток отвлекается. Вопрос о том, что можно изучить на занятии по химии или алгебре за это время, можно считать риторическим. Поэтому тренировать мозг, чтобы развить внимание у ребенка необходимо. Психологи дают несколько действенных советов:
- Уберите раздражители. Речь не только о гаджетах. Доказано, что дети хуже усваивают материал, если в комнате находится большое количество ярких плакатов, игрушек. Если ребенок разглядывает фото любимых героев комиксов, лекция об этикете скорее всего пройдет мимо его сознания.
- Недостаток движения. Некоторым детям тяжело усидеть на месте. Вместо того чтобы учить предложенный материал, они все усилия направляют на то, чтобы не нарушать дисциплину. Занимаясь вместе дома, проще создать комфортные условия. Можно попробовать выполнять упражнения закопавшись в подушки или прерываться периодически на веселую зарядку.
- Оптимальный канал восприятия. Важно для результативности обучения использовать тот вид подачи информации, который лучше всего воспринимается малышом. Одни дети легко запоминают услышанное, другим необходимо записать новый материал.
- Ведите диалог. Во время занятий развивать внимание у ребенка, тренировать концентрацию гораздо проще, если проводить занятия в форме живого общения. Избегайте лекций, разговаривайте, интересуйтесь мнением малыша.
- Чтение вслух. Ученые доказали, что такие занятия успокаивают дошкольников, вырабатывают навык самоконтроля. Регулярное чтение вслух, обсуждение материала создает платформу для формирования общих интересов.
В любом возрасте игра предельно важна для развития, она необходима. Некоторым родителям кажется, что полезнее освоить арифметику, игру в шахматы. Но практика показывает, что если ребенок не наигрался в раннем детстве, он будет это делать позже на уроках, во время других занятий. Далеко не всегда это будет уместно.
Как бороться с невнимательностью школьников
Современным подросткам приходится в сравнительно короткие сроки усваивать большие объемы информации. Это связано не только с учебой, но и с присутствующими в жизни практически каждого школьника дополнительными занятиями, секциями, хобби, развлечениями. Важно научить ребенка концентрировать внимание, чтобы получаемая информация была усвоена.
Психологи рекомендуют научить подростка замечать детали в окружающем его каждый день мире. Это может быть продвижение расположенного рядом строительства здания или расцветающая сирень во дворе. Можно придумать собственную игру из серии: «Что изменилось?». Такое упражнение станет хорошей тренировкой внимательности.
Самым действенным способом развить у ребенка любые навыки и способности всегда был и остается личный пример, который подают близкие люди. Если для любимого деда собранность и наблюдательность – важные качества, внук будет стараться стать именно таким. Когда малыш чувствует поддержку, родители интересуются его успехами, он будет стараться радовать их и дальше.
Практика показывает, что развить внимательность, умение концентрироваться несложно. Но этот навык требует тренировки. Причем самые успешные методики предусматривают совместные, насыщенные положительными эмоциями занятия с родителями. Это пойдет на пользу личным отношениям и поможет ребенку перейти на более высокий уровень в своем развитии.