При развитом пространственном мышлении ребенок способен представлять разнообразные по величине и форме объекты, их размещение и перемещение в пространстве. Такой тип мыслительной активности крайне важен для специалистов многих профессий, например, архитекторов, инженеров, дизайнеров, художников, спортсменов. Да и в обыденной жизни пространственные представления важны, так как соотносятся с математическим и творческим мышлением. Поэтому развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста нужно обязательно.
Формирование пространственного мышления у детей
Пространственное мышление у детей — способность к образным представлениям, к мысленной визуализации объектов всевозможных форм и габаритов в пространстве, ориентирование среди воображаемых предметов с последующей адаптацией в реальности.
Такой тип мыслительной активности начинает развиваться уже в первые месяцы от рождения малыша, а пикового значения достигает в пубертатном возрасте. Уже в полгода ребенок воспринимает себя и окружающие предметы в пространстве, именно с этого возраста включается работа мозговых отделов, поддерживающих пространственное мышление.
У детей 2–3-летнего возраста к пространственному восприятию добавляется воздействие сенсорных органов. Появляется осознание, что ароматы, звуки, вкусовые и тактильные ощущения не локализованы, а рассредоточены в пространстве, направлены с разных сторон и источников.
В 3 года ребенок умеет анализировать свое положение в окружающем пространстве, различает фигуры и линейные формы, понимает понятия «больший», «меньший», «равный». Правда, для него пока не доступно оперирование геометрическими и математическими понятиями из-за недостаточного возрастного интеллектуального уровня. С 4-х лет дошкольник может решать задачи на пространственное представление, распределять фигуры и анализировать их размеры, рисовать образы по точкам, копировать примитивные изображения.
С 5-ти лет мышление развивается еще активнее. Дошкольник ориентируется в двухмерных понятиях направленности и расположения: «право» и «лево», «вперед» и «назад», «вверх» и «вниз» и прочих. С 7-ми лет навыки понимания разных понятий в рамках двухмерности продолжают совершенствоваться. Дальнейшее развитие продолжается уже при школьном обучении, младшим школьникам постепенно становится доступно восприятие трехмерности пространства. В восемь лет ребенок уже может вообразить, как выглядит предмет в других плоскостях.
Игры и упражнения, помогающие обрести навык ориентации в пространстве
Поскольку активное развитие пространственной ориентации происходит в дошкольный период, основной методикой тренировки мышления становится игровая деятельность. Чтобы развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста, нужно опираться на игры, увлекательные задачи и упражнения, которые окажутся более эффективными, чем попытки ребенка запомнить ничем не подкрепленные понятия.
Задания для развития мышления могут быть словесными, подвижными, предметными. Главное — они должны соответствовать развивающим целям для определенного возраста. Так, занятия для малышей младшего дошкольного возраста подразумевают восприятие пространственного положения себя самого и окружающих предметов: слева или справа, вверху или внизу и так далее. Малыши склонны к активным движениям, поэтому для них предпочтительны подвижные и предметные игры.
Дети среднего дошкольного возраста интенсивно развивают восприятие окружающего пространства, для них нужны более сложные по организации и наполнению занятия. Оптимальны сюжетные игры, действия с игрушками и спортивным инвентарем. Отличный результат в развитии навыка ориентации в пространстве дает игра прятки, особенно если ребенок ищет товарищей посредством указателей или подсказок взрослого ведущего.
У детей старшего дошкольного возраста уже накоплен приличный сенсорный опыт, данных пространственных преставлений достаточно для развивающих упражнений, которые подразумевают построение ориентированных в пространстве моделей, создание изображений, анализ двухмерных направлений. Многие родители используют графические диктанты, но больший положительный эффект дают настольные и словесные игры. Последние позволят пополнить индивидуальный словарь терминов ориентировки в пространстве без заучивания.
Представляем несколько оригинальных и увлекательных методов, помогающих развивать пространственное мышление у детей.
Пазлы, танграмы, мозаики
Составление изображения из отдельных элементов — процесс, требующий концентрации внимания, развивающий пространственное мышление. Нужно определить, в каком месте должен находиться элемент, затем правильно повернуть его, чтобы он свободно встал в ячейку.
Для самых маленьких детей следует выбирать пазлы и танграмы с 4–5 элементами. Чем старше ребенок, тем большее количество элементов может быть в составе изображения. Есть даже пазлы с сотнями элементов, которые можно увлеченно собирать несколько дней. А не так давно на рынок стали поступать 3D-пазлы, из которых получаются объемные фигуры.
Географические карты
В небольшом схематичном изображении умещается огромное количество информации, поэтому изучать географические карты детям всегда увлекательно. Изучение карт не только формирует у ребенка представление о расстояниях, направлениях, пространственных размерах, но и расширяет кругозор, дополняет и систематизирует знания о мире.
Повесьте на стене в детской комнате яркую и симпатичную географическую карту. Каждый раз бросая на нее взгляд, дошкольник будет получать и закреплять новую информацию. Когда ребенку исполнится шесть лет, можно предложить ему вместе изобразить, например, план квартиры или приусадебной территории. Тогда дошкольник сможет воспринять окружающее его пространство с учетом относительного размещения объектов: какое между ними расстояние.
Математические занятия
Учить ребенка базам геометрии нужно до школы. В старшем дошкольном возрасте он уже должен иметь представление о плоских и объемных геометрических формах, чем они различаются, как изображаются.
Замечательный способ развития пространственного мышления — рисование графиков, круглых и линейных диаграмм. Для ребенка с визуально-образным восприятием это может быть самый удачный способ понимания чисел и математических соотношений. Расскажите ребенку о фрактальных числах, покажите на природных примерах. Покажите, как можно строить графики в программе Excel, это будет полезно при дальнейшем школьном и университетском обучении.
Творческие занятия
Ничто так хорошо не развивает пространственное мышление, как творчество. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок получает умение соблюдать пропорции объектов, строить композиции с учетом перспективы. Лепка из пластилина и других пластичных материалов развивает навык создания объемных образов, конструирования, проектирования.
С ребенком старшего дошкольного возраста можно заняться трехмерным моделированием, оригами. Вообще складывание фигур из бумаги — необычайно полезное занятие. Оно не только формирует представление о преобразовании плоских форм в объемные, но и учит ориентированию в пространстве по инструкции. При регулярной тренировке к 6-летнему возрасту ребенок уже самостоятельно по текстовой инструкции без иллюстраций складывает фигуры.
Развитию пространственных представлений способствует и хореография. Передвигаясь с соблюдением порядка направлений, ребенок начинает лучше воспринимать окружающее пространство.
Игры с конструктором
Если конструктор хороший, включающий множество разнообразных деталей, ребенок с увлечением будет играть с ним изо дня в день. Ведь он позволяет каждый раз создавать нечто новое, прилагая воображение. Лучшим детским конструктором уже много лет считается «Lego». Конструирование с ним легкое, а творческих возможностей он дает массу.
Продаются наборы для детей от 3-х лет. Но желательно предложить конструктор ребенку с 6-ти лет, когда детская мелкая моторика уже хорошо развита. Сначала приобретайте небольшие и несложные наборы, чтобы дошкольник разобрался в процессе. Когда ребенок начнет быстро складывать конструктор по инструкции, предложите ему изменить или дополнить фигуру, построить что-то по своему представлению.
Настольные игры
Почти все настольные игры в той или иной степени являются тренировкой пространственного мышления. Идеальная развивающая игра — шахматы. Здесь нужно запоминать ходы фигур, беспрерывно анализировать игровой процесс, уметь предугадывать действия противника, мысленно прорабатывать возможные ходы.
Игры с использованием перемещаемых по полю карточек или фишек тоже помогают развиваться пространственным представлениям. Отличный пример — игра «Колонизаторы». Выпускаются разные по сложности игры, необходимо выбрать подходящие для возраста ребенка.
Компьютерные игры
Пространственную ориентацию здорово развивают игры-стрелялки и головоломки.
Помимо стрелялок, развитию пространственного мышления способствуют все игры, в которых имеется карта игровой территории, где нужно двигаться на местности, соотносить картографическое изображение с реальным окружением. В стрелялках побеждает игрок, тщательно изучивший игровую территорию на предмет укрытий, проходов, подступов к врагу, засадных атак, удобных мест для отступления. Тренируясь делать все это в игре, ребенок развивает пространственный интеллект, поэтому стрелялки, вопреки расхожему мнению, полезны.
Стоит предлагать ребенку и головоломки, интеллектуальные игровые задания. Одна из самых распространенных и полезных головоломок, которая улучшает пространственное восприятие, — «Тетрис». Отличные варианты развивающих игр для детей разного дошкольного возраста можно найти в источниках logiclike.com, vseigru.net, igroutka.ru.
Игры на местности
Формирование пространственных представлений невозможно без практического опыта на местности. Подвижные и спортивные игры во дворе, прогулки по городу, походы в лес — увлекательное и полезное времяпровождение. Здорово, если у семьи есть квадрокоптер, тогда ребенок может соотносить картинку, которую показывает аппарат, с тем, что он сам видит, находясь на местности. Это очень эффективная тренировка пространственной ориентации.
Даже дома можно организовать интересный квест: спрятать предмет, предложить ребенку его отыскать по визуальным или словесным подсказкам.
Развитие пространственного мышления в зависимости от возраста ребенка
В возрасте до 3-х лет пользу приносит изобразительное и прикладное творчество, требующее глазомера и хорошей моторики рук. Посредством развития моторики развиваются и мозговые отделы, отвечающие за мышление. Полезно давать малышу работать с палочками и кубиками, рисовать по образцу.
В 4–5 лет полезными становятся задания, при которых ребенок должен называть место расположения объекта в пространстве. Например: «Где котенок? — Под кроватью», «Где облако? — За крышей дома», «Где яблоня? — Перед забором». О творческой работе нельзя забывать, рекомендуются аппликации, рисование, раскрашивание.
В 6 лет полезны любые развивающие настольные игры. В таком дошкольном возрасте ребенку уже можно доверить некоторые домашние обязанности — это тоже здорово развивает пространственный интеллект. Рекомендуются игры с запоминанием, где находится нужный предмет, с построением маршрутов и карт.
Далее подключайте к развивающей деятельности математические задачи, выполняемые как в письменном виде, как и посредством объемных фигур, которые можно составлять по схеме, перерисовывать, переставлять, изменять: «Расставь квадраты, чтобы больший был справа, меньший слева».
Формирование пространственного мышления у ребенка до 3 лет
В этом возрасте ребенок должен различать линейные и геометрические формы, их направленность.
Учите малыша размышлять и ориентироваться на органы сенсорного восприятия. Выбирайте простые игровые занятия для развития пространственного мышления у детей:
- найти точку, где пересекаются линии;
- соединять точки с образованием фигуры;
- выстраивать из палочек для счета домик, букву, другие примитивные изображения;
- лепить из пластилина;
- рисовать;
- делать простые аппликации.
Стимуляция пространственного мышления в 3–5 лет
В этом дошкольном возрасте ребенок вполне способен:
- копировать примитивные линейные узоры;
- анализировать и сопоставлять длину и величину разных объектов;
- рисовать по цифрам, если уже знает их;
- различать формы углов, степень наклона.
Развивать пространственное мышление у детей этой возрастной дошкольной категории можно посредством занятий, направленных на:
- расположение и распределение предметов в трехмерном пространстве, «Расставь кубики по размеру правильно», «Придумай маршрут для куклы»;
- на действия с фигурами, например, строить пирамидки;
- на характеристику изображенных на карточках объектов, точнее, их пространственного расположения относительно других;
- вырезание симметричных бумажных изображений;
- дорисовывание картинок.
Развитие пространственного мышления в 5–7 лет
На шестой год жизни ребенок должен обладать следующими умениями, которые помогут ему быстрее адаптироваться к школьному обучению:
- понимать определения величина и форма;
- с легкостью оперировать межпредметными пространственными понятиями — больше-меньше, далеко-близко, впереди-позади и прочими;
- различать стороны и направления;
- корректно в мыслях сопоставлять окружающие объекты;
- свободно ориентироваться в двухмерных значениях.
Существует множество занятий, как развивать пространственное мышление у детей, ребенку могут понравиться:
- задания на концентрацию внимания;
- графические диктанты и счетные задания;
- упражнения на умение объемно мыслить;
- настольные игры разной сложности — шашки, танграм, шахматы, лото, домино, нарды;
- поиск спрятанной вещи по картографическому плану.
Тренировка пространственного мышления у ребенка старше 7 лет
Когда ребенок приходит в школу, развитием пространственного интеллекта у него занимаются педагоги. Проблема, с которой могут столкнуться учителя, — трудность перехода представлений школьника от двухмерных к трехмерным. Поэтому ребенок должен идти в школу уже подготовленным. В семь лет он уже должен:
- формировать в мыслях модели пространственного положения объектов, не имея перед глазами физических образцов;
- анализировать пространственные взаимоотношения объектов, статичные и изменяющиеся;
- представлять образ с разных ракурсов, корректно воображать трехмерные проекции;
- словесно описывать пространственные особенности объектов.
Вот как можно развить у ребенка пространственное мышление:
- графические диктанты — учителя часто предлагают ученикам рисовать по клеткам в тетради, повторять предлагаемые картинки;
- изучение географических и топографических карт — педагоги просят находить точки по условным обозначениям;
- создание карт, планов местности, маршрутов;
- преодоление маршрутов с препятствиями, лабиринтов;
- наведение порядка, собирание чемодана, раскладывание вещей в правильном порядке.
Полезная информация для родителей
Ребенок развивает пространственный интеллект постепенно, в работе с дошкольником должен применяться принцип этапности. Каждый новый пласт информации должен преподноситься только после того, как дошкольник усвоит предыдущий материал. Нельзя перескакивать с простых вещей на сложные.
Когда родитель понимает, как происходит развитие детского мышления по возрастам, он действует правильно:
- не торопит ребенка, не пытается впихнуть в его сознание аспекты, для усвоения которых требуется больший временной интервал;
- опирается на научные определения и установки, какие знания и навыки должен получить дошкольник в определенном возрасте;
- не срывается на ребенка, если у того возникают проблемы с выполнением заданий;
- нацелен подготовить дошкольника к успешной учебе в школе.
К пубертатному периоду пространственный интеллект формируется окончательно, но и во взрослом возрасте каждый человек должен тренировать мышление, решая задачи и головоломки, занимаясь творчеством. Профессоры психологии из американских университетов смогли доказать, что даже старый человек, благодаря активным тренировкам, может повысить уровень всех способов пространственного восприятия.
Принципы работы с ребенком — памятка для родителей
Главный принцип, позволяющий развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста, — сначала простая информация, затем сложная. Давайте ребенку только те задания, которые не вызывают затруднений в его возрасте. Занятия должны строиться без принуждения, давления, навязчивости.
Не торопите процесс, даже если кажется, что отстаете от плана занятий. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Он усвоит сложную информацию, просто не так быстро, как вам хочется.
Третий принцип — развивающая деятельность должна быть комфортной. Дошкольнику должно быть приятно заниматься.
Для дошкольников ведущая только игровая форма развития. Для детей младшего школьного возраста можно выбрать уже иные формы заданий.