Расскажем, что подразумевает социально-экономический профиль в школе с 10 класса, какие предметы подразумеваются и какие варианты для дальнейшего обучения может выбрать выпускник.
Характеристика
После девятого класса подростки получают возможность выбрать подходящее профильное обучение, которое способствует реализации нескольких целей:
- углубленное изучение конкретных дисциплин;
- создание необходимых для старшеклассников условий для создания персонального учебного плана;
- обеспечение института преемственности между учреждениями общего и высшего профессионального образования;
- социализация учеников;
- подготовка будущих выпускников к поступлению в вузы.
В десятом классе подростки могут изучать направление, где основной упор идет на экономические и социальные науки. Такая база помогает в дальнейшем сориентироваться среди существующих профессий и разобраться, как устроены и функционируют существующее общество и государство.
Главным предметом для поступивших на направление школьников становится экономика. Учащиеся изучают:
- принципы ее работы;
- возникающие в данной сфере отношения;
- существующие экономические теории и другие основополагающие вещи.
Большое внимание уделяется законодательным актам и действующим правовым нормам, анализу экономической ситуации, обязанностям, правам и ограничениям, свойственным трудовым отношениям, предпринимательству.
Список дисциплин, обязательных для учеников, избравших подобное направление, стоит рассмотреть подробнее.
Предметы
Если школьнику интересна программа подобного направления, то следует сосредоточить внимание на профильных дисциплинах. Итак, социально-экономический профиль в школе вводится с 10 класса, какие предметы предстоит постигать ученикам, выбравшим его:
- экономика. Изучаются базовые принципы, основные процессы;
- информатика. Повышается компьютерная грамотность, разбираются информационные технология и то, как они воздействуют на общество;
- обществознание. Здесь уделяется внимание механизмам соц организации, характерным для общества процессам;
- социология. Для изучения предлагаются методы социологических исследований, предмет помогает научиться понимать взаимоотношения в соцгруппах, анализировать происходящие в обществе явления;
- право. Эти уроки посвящены правовым нормам, системам, которые работают в разных государствах. Дисциплина знакомит с правами и обязанностями, которые возлагаются на гражданина России;
- география. Упор делается на научно-технический прогресс, работу с мировыми ресурсами, регионы рассматриваются с точки зрения экономического развития;
- английский язык. Совершенствуются навыки чтения, слушания, устного и письменного изложения, деловой коммуникации. На уроках учат ведению переговоров, составлению официальных писем, созданию презентаций. Большое внимание уделяется международным отношениям, характерным для интернационального общества, дипломатии, торговли вопросам;
- история. Предмет, который помогает разобраться в том, как протекает историческое развитие, учит рационально воспринимать исторические процессы.
Школьники учатся проводить анализ ситуации, делать выводы, принимать рациональные и взвешенные решения.
О некоторых из перечисленных дисциплин следует поговорить подробнее.
Экономика
Выбравшим социально-экономический профиль приходится начать с основных понятий, которые включает предмет экономики. Список таков:
- Экономический субъект. Протекающие в экономической сфере процессы выполняются при участии определенных субъектов, которыми могут быть как обычные граждане — физлица, так и предприниматели — юридические лица, а также само государство.
- Блага и потребности. У каждого члена общества существуют определенные нужды, которые требуется удовлетворить, что возможно при помощи благ.
- Ценообразование. Как рассчитывается стоимость на товары или же предлагаемые услуги, какие работают принципы при этом.
- Рыночная экономика. В рамках этого понятия ученикам предстоит узнать, как функционирует рынок, какие механизмы в нем действуют.
- Финансы. Рассматривая этот аспект, подростки узнают, как функционирует финансовая и банковская система, вникают в принципы кредитования и денежных вложений.
- Экономическая роль и функции, которые выполняет государство. Как в стране поддерживается экономическое развитие, что регулируется со стороны государства и т. д.
- Мировая экономика. Школьники изучают процесс глобализации и прочее.
Полученные во время постижения школьной программы знания помогают самостоятельно проводить экономический анализ, принимать взвешенные решения в данной сфере, разбираться в том, какие тенденции свойственны мировой экономике.
Право
Чтобы разобраться в том, какой ролью право обладает в обществе, школьникам предлагается соответствующий предмет, где раскрываются такие темы:
- существующие гражданские права и свободы, в чем проявляется ответственность граждан;
- источники и понятие права, его система и принципы;
- правила и принципы составления договоров, совершения сделок, права и обязанности у вступающих в правовые отношения субъектов.
- принципы осуществления правосудия, механизм действия судебной системы, правовые процедуры.
Помимо теоретических знаний, ученикам предстоит осваивать и практическую сторону вопроса, погружаться в правовые ситуации и разбираться в них.
География
Чтобы школьники понимали, какова специфика разных регионов, среди дисциплин социально-экономического профиля предусмотрены и часы географии. Подростки изучают:
- распределение населенных пунктов и жителей;
- перемены в географических ландшафтах вследствие природных причин и жизнедеятельности человека;
- основными экономические сектора;
- роль регионов в мировой экономике.
Чтобы в полной мере освоить предмет, ученикам приходится учиться взаимодействию с различными источниками. К ним относятся не только учебники, но и такие наглядные материалы, как диаграммы, географические карты.
Изучая границы и особенности разных районов, подростки учатся проводить анализ, разбираются, как климатические и географические аспекты влияют на экономические составляющие и распределение населения по регионам. Сравнительный анализ для данного предмета становится центральной методикой.
Социология
Чтобы школьники начали разбираться в том, как функционирует общество и выстраиваются социальные связи между его членами, в рамках учебного курса проходят занятия по социологии. Цель их в том, чтобы научить анализу общественных явлений и процессов как в отдельно взятом государстве, так и в мире.
Главное понятие, которое предстоит усвоить школьникам, — социальные связи. То, как люди формируют сообщества, создают отдельные группы, какие получают статусы, какие занимают роли, как идет взаимодействие между ними. Ученикам для ознакомления предлагаются разнообразные концепции, которые призваны объяснять общественные отношения.
Навыки, которыми подростки овладевают в процессе обучения, связаны с интерпретацией характерных для социума процессов, анализом ситуации, что полезно не только в теории, но и для будущего.
Математика
Математика — предмет, помогающий в развитии аналитических способностей и логики. Благодаря ей можно разобраться в экономических моделях. Опираясь на базовые понятия, ученики анализируют информацию, ведут исследования, создают диаграммы и графики.
В десятом классе большое внимание уделяется математике, но выбранный профиль обязывает обратиться и к ряду экономических понятий, среди которых:
- денежные потоки,
- спрос;
- инфляция;
- предложение,
- дефицит и другие.
Определенное количество часов во время обучения уделено статистике. Изучаются такие аспекты, как:
- сбор и обработка информации;
- расчет необходимых показателей;
- методы статистики;
- оценка характеристик выборки и прочие.
Умение интерпретировать данные — важнейший навык для человека, живущего в современных реалиях. Школьники обучаются предоставлять результаты в максимально подходящей форме — используются графики и таблицы. На уроках подростки получают необходимые для работы с информацией навыки, которые пригодятся в ходе дальнейшего обучения, потребуются в профессиональной деятельности и помогут принимать решения в повседневной жизни.
Русский язык
Для грамотного и четкого выражения собственных мыслей подросткам нужно освоить грамматические правила, основы синтаксиса, а также научиться писать правильно. Развитие навыков коммуникации и умение аргументированно подавать свою позицию неразрывно связаны с изучением русского языка.
Дисциплина помогает добиться ряда целей:
- понимание принципов, на основании которых функционирует язык;
- формирование познавательного интереса;
- развитие культурной идентичности посредством приобщения к классической литературе и произведениям современников;
- познание языковой структуры, необходимое для анализа текстов, созданных в разных жанрах;
- улучшение навыка аргументации, необходимого для выступлений, продвижения собственных мыслей и идей, ведения дебатов;
- обучение грамотному общению;
- развитие культуры мышления.
Большой упор делается на то, чтобы подростки научились аргументировать в процессе общения. Это необходимо как для того, чтобы находить в текстовой информации ключевые аргументы, так и для проведения их анализа и оценки. Школьники учатся сравнивать разные точки зрения, формулировать свои мысли, убедительно доказывать ценность собственной позиции.
Работая с произведениями, написанными в разных жанрах, подростки учатся находить основные идеи, подбирать аргументы для выражения собственного мнения, грамотно строить высказывания. Им предстоит разобраться в том, чем отличаются между собой рассуждения, описания и аргументация. Также они учатся самостоятельно писать сочинения, письма, эссе.
Физическая культура
Образовательная программа для десятиклассников обязательно включает физическую культуру. Спорт — необходимый аспект развития подростков, являющийся основой для формирования у них принципов ЗОЖ.
Физкультура рассказывает, какие типы физической активности бывают, а также учит контролировать собственное дыхание, развивает важные качества:
- координацию движений;
- ловкость;
- силу;
- гибкость;
- физическую выносливость.
Этот предмет не только помогает развить перечисленные качества подростков, но и учит их полезным навыкам, которые нужны для поддержания здоровья, его укрепления, формирования иммунитета. Спортивные тренировки помогают сформировать эстетичную фигуру, улучшить обмен веществ, укрепить иммунную систему, благоприятно влияют на настроение.
Курс физкультуры помогает подросткам освоить упражнения, которые способствуют укреплению и оздоровлению организма. В подборку включаются такие, что помогают развивать физические качества, элементы акробатики и т. д. Уроки могут также включать спортивные игры. Чтобы школьникам было интересно, предлагаются соревнования, проводятся эстафеты.
Регулярные занятия помогают предотвратить неприятные заболевания, среди которых:
- сахарный диабет,
- избыточный вес,
- болезни сердца и сосудов и прочие.
Еще одним интересным моментом является и то, что физическая активность, спорт способствуют улучшению социальных навыков. Каждая игра опирается на строгие правила, участникам приходится взаимодействовать между собой для достижения общей цели. На уроках физкультуры хорошо проявляются лидерские качества.
Учебный план
Программа социально-экономического профиля подразумевает наличие в учебном плане часов базовых и профильных предметов.
В первую группу входят следующие дисциплины:
- литература;
- физкультура;
- биология;
- информатика;
- история;
- физика;
- химия;
- русский язык;
- география;
- ОБЖ.
Профильными предметами считаются:
- математика;
- английский язык;
- обществознание;
- право;
- экономика.
Реализация учебного плана предусматривает практические занятия по русскому языку, обществознанию, а также изучение технического перевода (дисциплина «Английский язык»). Эти предметы считаются элективными, то есть направлены на удовлетворение существующего у учащихся познавательного интереса.
Кому подходит изучение социально-экономических наук
Подобный профиль обучения в школе в Москве подходит тем подросткам, которые намерены принимать активное участие в общественной жизни и хотели ли бы внести определенный вклад в социальное развитие государства. Когда есть такие планы на будущее, изучение социально-экономических наук окажется необходимой базой для дальнейшего построения карьеры.
Это направление обучения помогает реализоваться тем, кто мечтает и готов работать с людьми, желает погрузиться в финансовую сферу или заниматься планированием.
Перспективы после обучения
Социальный-экономический профиль необходим тем подросткам, которые планируют направить внимание на такие области человеческой деятельности, как:
- юридические науки;
- маркетинг и менеджмент;
- экономические дисциплины;
- международные отношения.
Поступить в вуз после СОШ соответствующему направлению возможно, если набрать достаточно баллов по профильным дисциплинам. Особое внимание придется уделить таким предметам, как:
- математика,
- право,
- экономика,
- обществознание.
С хорошими баллами по правоведению и истории выпускник может поступить на юридическое направление.
Интересные перспективы и возможности выпускникам средних образовательных школ с указанным профилем предоставляют разные вузы в России, примером могут служить Финансовый университет при Правительстве РФ, МРГСУ, МГУУ и другие. Если ребенку нравится заниматься общественной деятельностью, такой выбор профиля окажется разумным и полезным.
В дальнейшем школьник, выбравший социально-экономический профиль в школе с 10 класса, изучивший входящие предметы, сможет работать на управленческих должностях, заниматься финансами или выбрать сферу IT. Подросток может видеть перспективы в сфере банковского и страхового дела, в статистике или выбрать профессию секретаря.