• Вход
  • Чат
Метод перевернутого класса: основные положения и практика применения

Метод перевернутого класса: основные положения и практика применения

В 21 веке сущность образовательного процесса меняется. Простая передача знаний от преподавателя к ученикам не так эффективна, такое обучение имеет много недостатков. «Перевертывать» класс – это научить учеников получать знания самостоятельно. Доказано, что именно такое обучение наиболее эффективно. Кроме того, технология перевернутого класса обеспечивает эффективность и дальнейшего обучения в ВУЗе или колледже, так как дети уже умеют самостоятельно искать, анализировать информацию, легче ее запоминают и применяют знания на практике.

Зачем «перевертывать» класс и что это за метод, при котором обучение становится более эффективным? Метод перевернутого класса – относительно новая технология даже в западных странах, а в России инновационный метод только начинает внедряться в стандартное обучение. Как правильно перевертывать класс и что это даст – читайте в статье.

Что такое «перевернутый класс»

Перевернутый класс или Flipped Class — это новая технология, при которой обучение состоит из двух частей: обычный урок с преподавателем и онлайн-занятие в записи. Казалось бы, метод не инновационный, но его суть в том, что занятие получается перевернутым. Новый материал ученики изучают дома, самостоятельно, с помощью видео лекций и презентаций. А в классе, вместе с учителем, разбирают сложные вопросы по теме и выполняют практические задания. «Перевернуть» процесс обучения можно в любом учебном заведении, и этот метод стала широко использовать американская педагогика.

Кто изобрел «перевернутый класс»

Идея «перевертывать» класс пришла в голову Джонатану Бергману и Аарону Сэмсу – двум американским учителям химии. Около 15 лет назад преподаватели искали способ помочь ученикам лучше усваивать материал, если кто-то пропустил урок. Такое, дополнительное обучение, преподаватели предоставляли в виде аудиолекций с презентациями – технология была проста и доступна всем, так как ролики были доступны в интернете всем учащимся.

Но постепенно учителя заметили, что лекции просматривают и для закрепления материалов, освежения в памяти информации. Поэтому записывать и выкладывать лекции стали постоянно, и комбинированное обучение переняли многие другие преподаватели.

Параллельно «перевертывать» класс начал и другой американский специалист – финансовый аналитик Салман Хан. Он записывал и выкладывал уроки по математике, и его обучение стало настолько популярным, что Хан основал собственную академию, предоставляющую бесплатное обучение всем желающим.

Впрочем, новая педагогика тогда еще была только прообразом перевернутого класса. Действующая методика была сформирована позже, но ее суть разработали простые учителя.

Для чего нужно «перевернутое обучение»

Зачем в обычной школе «перевертывать» класс, используя непонятный новый метод? Суть обучения – в упрощении восприятия информации учениками. Но это не единственная причина, по которой технология может использоваться в преподавании.

Занятия

Итак, зачем менять обучение и «перевертывать» класс:

  1. Технология обучения позволяет подстроить программу под индивидуальный темп ученика. Дома можно просматривать видео несколько раз, перечитывать сложные абзацы, или наоборот, пропускать уже усвоенные части. Суть в том, что каждый ученик полностью усваивает информацию, в комфортном для себя темпе.
  2. Метод применим в тех случаях, когда для усвоения нового материала и его проработки не хватает времени. Как показывает практика, большую часть урока учитель объясняет новый материал, но прорабатывать его на занятии уже не получается. Как и задать уточняющие вопросы. Самостоятельное выполнение заданий дома будет не таким качественным. Суть перевертывания – на уроках остается больше времени для практических работ, уточняющих вопросов по материалу, изученному самостоятельно дома. В результате технология перевернутого класса позволяет стимулировать педагогический процесс без лишней нагрузки на учеников и преподавателей.
  3. Технология повышает заинтересованность учащихся. Традиционное обучение сложное с точки зрения восприятия информации, так как ученики не могут долго удерживать внимание на предмете урока. Тем более, если на занятии ведется монотонная работа. Суть перевернутого класса – в самостоятельном изучении теоретической части, ее проработка в классе. А это повышает заинтересованность учащихся, так как они активно участвуют в учебном процессе.
  4. Технология может предоставлять широкие возможности для отработки пропущенных уроков – у учителя есть заранее подготовленные видео для тех, кто хочет наверстать упущенное в домашних условиях, а не «догонять» вслед за классом то, что совершенно непонятно.

Ключевые принципы организации «перевернутого класса»

Перевертывать класс можно несколькими способами, метод не теряет свою суть, меняет только форму. Поэтому технология достаточно гибкая, и каждый учитель может выбрать модель, которая станет наиболее эффективной.

Перевертывать класс можно по-разному, но технология, независимо от формы, сохраняет свою суть. А она заключается в активном участии учеников в обучении – они не пассивно воспринимают материал, а учатся самостоятельно искать, анализировать информацию. В данном случае учитель – помощник, наставник, который не только дает учебные материалы, но и отвечает на все вопросы по теме.

Все средства (презентации, подкасты, тексты) имеют небольшой объем, доступны учащимся в любое время. Без этого «перевернуть» учебный процесс невозможно.

Метод перевернутого класса подразумевает групповую работу – такое обучение экономит время учителя, который получает возможность индивидуально объяснять непонятные моменты каждому ученику.

Но «перевертывать» класс не означает пустить все на самотек. Обучение включает в себя проверочные работы, тестирование, домашние практические работы.

Актуальность применения «перевернутой» модели обучения

В 21 веке сущность образовательного процесса меняется. Простая передача знаний от преподавателя к ученикам не так эффективна, такое обучение имеет много недостатков. «Перевертывать» класс – это научить учеников получать знания самостоятельно. Доказано, что именно такое обучение наиболее эффективно. Кроме того, технология перевернутого класса обеспечивает эффективность и дальнейшего обучения в ВУЗе или колледже, так как дети уже умеют самостоятельно искать, анализировать информацию, легче ее запоминают и применяют знания на практике.

Инновация позволяет экономить время на уроке, что дает учителям возможность сосредоточиться на практических заданиях и ответах на вопросы по непонятным моментам.

Метод становится более актуальным с учетом нехватки времени для качественного изучения темы и развитием информационных технологий.

Преимущества и недостатки перевернутого класса

Как и любая другая технология преподавания, перевернутый класс имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относят:

  • Удобный темп изучения материала – каждый ученик смотрит видео или читает учебник так, как ему комфортно. Это позволяет лучше усвоить информацию, уделить внимание сложным моментам.
  • Суть метода – в обучении самостоятельному поиску информации, ее анализу.
  • Изученные материалы лучше используются на практике.
  • Даже если ученик пропустил занятия в школе, он может изучить тему дома – необходимые материалы ему доступны всегда.
  • В учебном процессе появляется больше практики, а ведь практическое применение знаний – самое ценное при обучении.

Но, прежде чем «перевернуть» класс, преподаватель должен проанализировать и минусы:

  • Многие ученики воспринимают устные задания как необязательные, поэтому им будет сложно перестраиваться. Пройдет немало времени, прежде чем школьники адаптируются.
  • Суть метода в том, что к каждому уроку нужно серьезно готовиться – на занятии никто не будет объяснять материал «с нуля».
  • У учеников нет возможности задать уточняющие вопросы прямо при просмотре видео урока.
  • Не все ученики достаточно ответственно подходят к выполнению заданий, делая только обязательные для получения оценки.

Развеиваем мифы

Несмотря на то, что концепция Flipped Class появилась давно, не все спешат «перевертывать» классы. Во многом это связано с мифами о методике обучения.

Самый «весомый» из них – мнение, что данная модель уменьшает значимость преподавателя. Ведь ученикам достаточно видео и подкастов, учебника, чтобы разобраться в теме урока. Но на самом деле роль преподавателя только усиливается, так как именно он отвечает на вопросы по теме (а они возникают всегда), проводит практические занятия, помогает ученикам углубить и закрепить знания.

Еще один миф – Flipped Class это то же самое, что и дистанционное образование. Безусловно, в дистанционном образовании используют те же методы, но в нем нет очных занятий с учителем. А метод Flipped Class подразумевает и обычные уроки в классе.

Третий аспект, который нельзя назвать мифом (скорее, это предубеждение) – у учеников нет возможности задавать вопросы учителю при просмотре видео или прослушивании подкаста. Это действительно так, но:

  • задать вопрос можно другим ученикам;
  • можно обратиться к справочнику, который учитель составляет к лекции;
  • можно самостоятельно найти объяснение в интернете;
  • вопрос можно (и нужно) задать в классе;
  • к учителю можно обратиться до урока, например, в мессенджере или по почте.

Таким образом, особых препятствий для того, чтобы перевернуть класс, нет.

Как перевернуть класс

Нельзя «перевертывать класс» резко и без подготовки. И за один день этого не сделать. Подготовка должна быть методичной и тщательной, состоящей из нескольких этапов.

Занятия.jpg

Определите ресурсы

Суть метода – в самостоятельном изучении новой темы по заранее подготовленным материалам. А чтобы подготовить видео, аудио или презентацию, нужны технические средства. Учитель должен иметь возможность сделать те же слайды или записать видео, разместить их на платформе, доступ к которой будет беспроблемным для каждого ученика, в любой момент.

Кроме того, необходимы технические средства для обеспечения коммуникации между учениками в группе, анализа их успеваемости и так далее.

Примером платформ для преподавания может стать Google Classroom и альтернативные платформы (Canvas, Edmodo, Moodle и так далее).

Вовлекайте учащихся в интерактивные занятия

Данный метод это, в первую очередь, интерактивные занятия. А интерактивность – это интерес. Чтобы вызвать интерес учащихся, недостаточно просто записать лекцию или подготовить слайды. Часто для вовлечения учеников в процесс используют викторины, мозговые штурмы, интерактивные презентации, опросы и так далее. Для всего этого тоже нужны технические средства. Например, AhaSlides.

Создавайте видеоуроки и контент

Это обязательная часть программы, так как именно видеоуроки наиболее эффективны при обучении. И снова – для создания роликов, их размещения, отслеживания успеваемости лучше использовать специальные ресурсы. Например, Edpuzzle.

Обратная связь с вашим классом

«Перевернуть» обучение – только половина дела. Важно донести до учащихся важность метода, его принципы. А для этого важна обратная связь. Она же важна и для обмена контентом, обсуждения материалов между учащимися. Возможностей обычного мессенджера может быть достаточно, но если нет – воспользуйтесь специализированными платформами, например, Padlet.

7 примеров перевернутого класса

Существует несколько моделей – как именно перевернуть обучение, каждый преподаватель решает сам.

Стандартная или обычная перевернутая классная комната

Суть модели в домашнем изучении теоретической части предмета, с помощью видео, подкастов, чтения учебника. В классе же ученики выполняют практические задания, уточняют информацию, задают вопросы учителю и так далее.

Перевернутый класс, ориентированный на обсуждение

Сложный в реализации методический прием, так как его суть – в самостоятельном поиске информации для изучения. То есть, учитель задает тему, а ученики сами ищут статьи, видео и лекции по ней. Также ученики делятся найденными материалами друг с другом, и каждый готовит выступление по теме. На занятии время отводится обсуждению материала. Такой прием может предоставлять больше возможностей ученикам старших классов, студентам, которые уже знают, как и где искать достоверную информацию, умеют работать с разными источниками.

Примеры микроперевернутого класса

Микроперевернутым классом называют модель, в которой комбинируются и «перевернутые» и классические методы преподавания. Это удобная модель для переходного периода и знакомства учащихся с новым для них методом преподавания. Также это удачное решение для естественных наук, где достаточно сложная теория, но и практика имеет большое значение.

Перевернуть Учителя

Он же – смешанный класс. Метод сложный, ориентированный на групповую внеклассную работу. Суть в том, чтобы ученики сами искали решение задачи или примера, объединившись в группы – вне класса. На уроке же они обсуждают с учителем свои идеи и пути решения. Дома ученики изучают презентацию по пройденной теме. Данная технология самая интерактивная, так как подразумевает самое активное вовлечение учеников, но требует от них организованности, навыков командной работы, ответственности.

Перевернутый класс, ориентированный на дебаты

Суть метода в самостоятельном изучении материала по теме и его обсуждении в классе, в форме дебатов – один на один или в группе. Технология больше подходит для старших классов, колледжей и ВУЗов, где изучают гуманитарные дисциплины.

Искусственный перевернутый класс

Суть модели – в просмотре видео в классе, под руководством преподавателя. Позже ученики могут задавать вопросы учителю. Такое обучение подходит ученикам младших классов, которые еще не могут самостоятельно работать с информацией.

Виртуальный перевернутый класс

Перевернуть класс можно и онлайн, и данная технология давно существует, используется при дистанционном обучении. Суть в том, что и подача материала, и общение с преподавателем, практические задания, контрольные работы выполняются учащимися дома, без очных встреч с преподавателем. Метод проверенный и удобный, универсальный – с его помощью любое обучение становится доступным ученикам, независимо от места их проживания.

Сложности внедрения и пути их преодоления

То, что перевернутый метод пока не слишком распространен, объясняется такими проблемами:

  • нет официальной государственной поддержки;
  • такая форма образования не всегда нравится ученикам и их родителям (что естественно, мало кому нравится самостоятельная работа дома);
  • могут возникнуть конфликты с другими преподавателями из-за возросшей средней успеваемости в «перевернутом» классе.

Нужно учитывать и то, что перевернуть класс сложно на первых этапах. Нагрузка на учителя возрастает, так как нужно перестроить учебную программу, создать массу учебных материалов, не забывая о рутинной учительской работе. Для многих это связано и с массой технических проблем, так как придется осваивать работу с программами и платформами, искать технические ресурсы для этого.

 

Читайте также

Вам может понравиться