Изучение иностранного языка — это совокупность разнопланового материала и море информации. Память человека не всегда в состоянии запомнить все это. И если маленький ребенок обычно хорошо усваивает языки, то люди в возрасте делают это значительно хуже. Это не значит, что нужно отказываться от мечты выучить английский язык.
Существуют методики, облегчающие изучение и понимание иноязычного лексикона. Одна из них — мнемотехника. Этот способ основан на ассоциативном мышлении. Формирование образов, характерных для конкретных единиц языка, значительно облегчает заучивание и закрепление в памяти. Мнемотехника для запоминания английских слов используется для обучения взрослых и детей всех возрастов.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника (или мнемоника) — это процесс запоминания ассоциативным путем. Этот метод хорошо подходит как вспомогательный для изучения новых слов иностранного языка. Развивается креативное мышление, интерес к предмету, способность быстро запоминать новые слова. Мозг реагирует на набор звуков воспроизведением образов. Это происходит моментально, неосознанно, инстинктивно. В этом заключается основа мнемотехники.
Необходимо найти для незнакомого слова такой яркий образ, который в дальнейшем заставлял бы всплывать в памяти ассоциацию и ее значение. Самый распространенный визуальный пример мнемотехники — детские кубики. На каждой стороне имеется буква алфавита и красочная цветная картинка. Образуется ассоциация. И даже, повзрослев, мы помним, что А — это арбуз, а Б — барабан.
Механизмы памяти и эффективность мнемоники
Память человека — чрезвычайно сложная и тонкая система, пока не изученная в полной мере. Но основные принципы действия этого механизма уже не являются тайной за семью печатями.
Ученые выделили три фазы запоминания:
- Сенсорная память. Ее длительность составляет до 2 секунд. Если посмотреть на предмет, а потом закрыть глаза, его образ сохранится в голове в деталях примерно секунду, а потом эти подробности сотрутся. Мозг любит нестандартное получение знаний, необычные приемы — так он охотнее активизирует нейронные связи и запечатывает в памяти информацию. Поэтому современные учителя планируют уроки, используют методические пособия, обучающие медиаматериалы, чтобы заинтересовать учеников.
- Краткосрочная память. Длится от нескольких минут. Здесь располагается уже обработанные мозгом данные. Ее объем ограничен: чаще удается запомнить до 15 единиц информации. Если это иностранные слова, то из большого количества новых человек запомнит 5-9. Тренировка краткосрочной памяти может помочь увеличить эту цифру. Если информация, оказавшаяся в краткосрочной памяти, не подкреплена ассоциациями, она стирается через небольшой отрезок времени и не откладывается в долгосрочной. Хороший пример — зубрежка перед экзаменом. Студент заучивает тонны информации и перегружает краткосрочную память. Эти данные, не соединенные никакими связями, мозг расценивает как лишние и отметает через пару дней.
- Долгосрочная память. Может храниться десятилетиями. Здесь содержится «контент», подкрепленный образами. Он упорядочен, классифицирован мозгом. Например, если человек похож на какую-то знаменитость, в голове он будет прочно идентифицироваться как соответствующий селебрити. Или слова «вирусных» песен, которые в мозг просто вгрызаются. Их не надо учить по два дня, как стихи Лермонтова. Пользуясь ассоциативными приемами, можно пополнять долгосрочную память, минуя краткосрочную. Мнемотехника для запоминания английских слов создает устойчивую образную связь, благодаря которой информация будет удерживаться и осознаваться.
Методики мнемотехники для изучения иностранного языка
Вчерашние воспитанники детских садов, придя в 1 класс, обнаруживают свалившийся на них груз сложных понятий, терминов, правил. Особенно непрост для них иностранный язык. Потому логично, что методика преподавания должна осуществляться в игровой форме – той, которая понятна маленькому человеку.
Мнемотехника раскрывает воображение ребенка, учит его осмысленному восприятию материала, помогает запомнить большее количество материала. Есть несколько методик для продуктивного обучения английскому языку.
Структурирование информации
Мозг должен быть готов к поступлению информации — это поможет ему лучше усвоить новые знания. Мнемотехника выделяет следующие способы структурирования:
- дробление слова по смыслу;
- акцент на схожие по смыслу пункты;
- использование знакомых понятных образов;
- комбинирование образов и полученных данных.
Рациональное повторение
Существует определенный эффективный алгоритм повторения: для наилучшего запоминания материал следует прогонять в памяти каждые 20 минут в первый день, на вторые, седьмые и сороковые сутки — каждые 8 часов. Этот способ упростит процедуру повторов и обеспечит продуктивность получения знаний.
Семантические вставки
Обычное зазубривание занимает много времени и не сохраняет знания на долгий период. Вся впитываемая информация должна быть логически оформлена. Если образ выстроить сложно, нужно создать его искусственно — сделать словесный мост.
Хороший пример этого явления наблюдается в «детской запоминалке» цветов радуги — про охотника и фазана. В каждом слове этого предложения стоит та же первая буква, что и в названии цвета.
Целенаправленное воображение
Воображение сродни творчеству, оно не бывает приземленным. Именно благодаря своей нереальности и неординарности данный метод обеспечивает лучшее запоминание информации. Визуальный ряд должен быть красочным, ярким. Разрешается гиперболизировать, искажать образы, отводить себе главную роль в этих зарисовках. Благодаря этому они станут интенсивнее и эффектнее. Применение фантазии помогает понять английский язык, а не просто выучить набор символов.
Дидактические материалы и упражнения мнемотехники
Обучение при помощи дополнительных мнемонических материалов — одно из правил индивидуального подхода. Существуют разработанные профессионалами упражнения на основе мнемоники. Мнемотехника для запоминания английских слов поможет достичь лучших результатов в процессе погружения в иностранный язык.
- Карточки. Следует написать на каждой карточке по слову на английском, а на обороте — перевод. Наберется целая стопка. Нужно носить ее с собой, время от времени заглядывая и повторяя слова. Сортировать карточки можно по темам: дом, магазин, погода, транспорт, гардероб и т.д. Разучивая новую тему, не стоит забывать постоянно повторять уже пройденное.
- Стикеры. Можно наклеить стикеры на каждый предмет в доме. Нужно написать на них названия вещей на иностранном языке. Визуальное восприятие отложится в памяти лучше, чем простое заучивание. Этот прием поможет запомнить тему быта и потренировать английский.
- Схемы. На листе бумаги написать крупными буквами слово «Гардероб» по-английски. От него сделать ответвления стрелочками на другие подтемы: одежда, обувь, головные уборы. Под каждой из подтем провести еще стрелки: например, под «одеждой» можно расположить: «платье», «блузка», «брюки», «юбка» и т.п. Получится схематичный рисунок на иностранном языке.
- Упражнение «Волна». Нужно произнести слово на английском языке вначале тихо, потом громче, еще громче, наконец, совсем громко. И в обратном порядке. Эта техника, в отличие от вышеперечисленных упражнений, основана на аудиовосприятии.
- Таблицы. Стоим табличку. В первой графе — русское слово, во второй — английское, в третьей — предложение-ассоциацию. Такая карточка наглядно демонстрирует ассоциации в разной форме. Например:
Русское слово |
Английское слово |
Ассоциация |
Лужа |
puddle |
Он падал в лужу |
Книга |
book |
В книге много БУКв. |
Удача |
luck |
Удачно подобранный лак |
- Аудирование. На диктофон записывают английские слова и перевод. Прослушивается аудио при каждом удобном случае. Это простое действие запрограммирует мозг на восприятие не только визуальной информации, но и аудиальной.
- Сочинительство. Можно придумать двустишия с использованием иностранного слова или целые рассказы с определенным набором английских фраз. Их легко выучить, чтобы напевать в течение дня. Например:
Сказал мне волк:
«Я хочу to walk!»
Мне вчера мой друг
Принес большую book.
Вот стоит house,
В нем живет mouse.
Мнемотехника — универсальный инструмент, который заставляет нашу память активно работать. Использовать описанные приемы можно не только в процессе изучения иностранного языка, но и при запоминании имен, дат и другой важной информации.