Расскажем, какой бывает мотивация детей и как помочь школьнику достигнуть успеха.
Виды внешней мотивации
Когда ребенок не понимает, для чего получать хорошие оценки и узнавать что-то новое, знакомая многим родителям ситуация. Если мотивация у детей отсутствует, а дни и ночи проходят со смартфоном в руках, а не за уроками, в таких обстоятельствах часто прибегают к внешним побудительным методам.
Шантаж
Не всегда осознавая свои действия, родители стремятся вызвать у ребенка чувство вины, ставя в ситуацию, когда любовь и поддержка со стороны папы и мамы возможна только в том случае, если школьник приносит домой только пятерки в конце учебного года. Простой негативный метод хоть и срабатывает на первых порах, но приводит к отсутствию доверия в отношениях, психологическим травмам и возникновению тяжелой стрессовой ситуации. Также подростки учатся аналогичным образом управлять взрослыми.
Обещание подарков
Еще одним способом, как мотивировать ребенка на учебу, родители видят обещание дорогого подарка. Но не все зависит от усилий школьника, бывают ситуации, когда он не может выполнить своей половины «сделки» не потому, что плохо старался. Ожидание увенчивается разочарованием, и это окончательно уничтожает желание прикладывать усилия в будущем.
Подарки за успехи
Внешняя мотивация ребенка с помощью сладостей или иных средств, подменив собой внутреннюю, может повлечь негативные последствия. Дети теряются, не понимая, что любят делать, а чем они заняты только ради очередного поощрения.
Уместно отмечать значимые результаты, но не каждый небольшой шаг. Похвала в нематериальной форме сработает не хуже конфеты.
Финансовая мотивация
В психологии отмечается, что материальное поощрение за домашние дела и успехи в обучении работает лишь на коротком промежутке времени. Этот прием превращает неприятную деятельность в полноценную работу, но уничтожает семейную атмосферу. Деньги не заставят понимать трудный предмет и не помогут полюбить мытье посуды.
Сравнение
Ставя в пример собственные достижения или других подростков, родители обесценивают личность ребенка. Каждый школьник отличается темпераментом, интересами и возможностями. Сравнение может оказаться губительным для самооценки.
Система внешней мотивации для детей часто не способна принести положительных результатов на продолжительный срок. Психологи не рекомендуют пользоваться подобными методами воспитания, несмотря на то, что они закрепились в социальном пространстве.
Мотивация изнутри
Правильный путь развития ребенка — взращивание внутренней мотивации. Каждый человек заинтересован делать то, от чего получает удовольствие. Школьник прочитает книгу и разберется в сложной теме, если испытывает искренний интерес и ему нравится выбранное направление.
Подростку трудно обрести мотивацию в том случае, когда он не может понять, зачем конкретный предмет или знание нужно в будущем, чем могут пригодиться квадратные корни или законы Ома и образование вообще. Родителям вместо поисков внешних причин, способных послужить побуждением заниматься нелюбимыми делами, должны узнать собственного ребенка, понять, что вызывает искренний интерес, поговорить о том, какой он видит жизнь в дальнейшем. Исходя из этой картины, можно выделить те школьные знания, что будут необходимы, и сделать на них упор.
Важно объяснить, что даже у кажущихся лишними предметов стоит изучить основы. Помочь могут репетиторы, курсы в сети.
Развитие мотивации
Чтобы направить подростка, отцу и матери придется приложить определенные усилия. В диалоге с ним нужно выделить конкретные вещи и спектр интересов, которые способны увлечь школьника, а затем поставить конкретную и досягаемую цель. Не менее важно объяснить, что навыки у человека не врожденные, каждому нужно учиться. И когда детская мечта — стать музыкантом, начинать нужно с освоения музыкального инструмента.
В психологии существуют руководства и методики для родителей, способные помочь взрастить мотивацию ребенка и укрепить его самооценку:
Уважать выбор и одобрять интересы и увлечения. Поддержка со стороны мамы и папы даже в дошкольном возрасте становится основанием для формирования внутренней мотивации.
- Отмечать успехи в выбранных занятиях. Даже если малыш не достигает поставленной цели, родителям следует показать ему позитивные стороны пройденного пути, чтобы научить ценить не только финал, но и процесс.
- Не делать за ребенка, предоставив ему самостоятельно ощутить вкус победы. Даже помогая на пути к вершине, важно предоставить достаточно свободы, чтобы последние шаги к результату дети сделали самостоятельно.
- Не пугать ошибками. Не стоит ругать за ошибки, в момент разочарования малыш расстроен достаточно и ждет поддержки. Помогите справиться и пережить неудачу и дайте понять, что неудачи случаются у каждого.
- Поощрять, не перегибая. Поднимайте настроение маленькими сюрпризами, но не манипулируйте чувствами.
Стоит обратить внимание и на себя. Создание положительный примера, совместное времяпровождение, отсутствие нотаций, но искреннее участие сделают больше, чем нравоучения. Малыши не вслушиваются в речь, но отмечают то, как поступают мама и папа. Постарайтесь, чтобы слова не расходились с действиями, обещания исполнялись, а правила действовали на каждого члена семьи в равной степени.
Похвала — да, гиперопека — нет
Для ребенка мама и папа представляют весь мир, ему требуется их любовь и понимание. Потому положительной мотивацией становится похвала и гордость за его успехи. Но крайне важно не перестараться, превратившись в гиперопекающих родителей, которые не желают видеть дитя самостоятельным и рады принимать решения за него, не научив справляться с предстоящими трудностями.
Даже в тяжелых ситуациях удача ждет тех подростков, которые научились делать выбор, могут оценивать обстоятельства с разных сторон и отличаются уверенностью в себе и адекватной оценкой собственных возможностей.
Критика и похвала: где золотая середина
Сравнение подростка со сверстниками — критика во благо — приносит не те результаты, на которые надеются родители. Даже став взрослым, человек продолжает испытывать потребность в том, чтобы доказывать окружающим, что у него есть достоинства и достижения, дела, за которые его стоит любить. Также это путь к заниженной самооценке.
Но как мотивировать ребенка — обеспечить поддержку и принятие. В нежном возрасте особенно важно ощущать, что мама и папа готовы прийти на помощь и не осуждают за выбор занятий.
Конструктивная критика: как себя вести
Критикуя, люди разбирают поступок или ситуацию, финал какого-то действия и оценивают его. Процесс этот может быть конструктивным или разрушительным. В первом случае это подсказка, как улучшить конечный результат, во втором — указание, что это плохо, с конкретикой или без.
Положительное действие приносит конструктивная критика. Она помогает научиться работать над ошибками, дает нужную информацию, чтобы разобраться в себе и подталкивает к новым идеям. Именно это нужно подросткам, чтобы взрастить внутри желание достигать новых вершин и развиваться.
Психологи подсказывают, как взрослым критиковать детей правильно. Помогут следующие советы:
- Говорить спокойно, не повышая голоса. Дети могут пугаться крика, и в таком состоянии не способны понять, что им пытаются объяснить. Тихий разговор гораздо плодотворнее и привлекает больше внимания.
- Никаких нотаций. Подросток не изменит поведения, выслушав отповедь. Он больше нуждается в отзывчивом собеседнике и понимающем друге, который предложит несколько вариантов решения или расскажет о примерах из своего опыта.
- Акцентироваться на положительных аспектах.
- Не затрагивать личность и не вешать ярлыков. Получив от родителей прозвище «неряха» и «лодырь», школьник не захочет стараться больше, напротив, решит, что усилия не стоят потраченного времени, раз ему уже определили конкретную роль.
- Не обобщать. Из речи стоит убрать любые упоминания такого рода: «как всегда», «чего от тебя ждать». Каждый поступок или ситуация требуют индивидуального рассмотрения.
Главное — родителям нужно верить в ребенка. Мотивация детей во многом зависит от ощущения, что мама и папа способны прийти на помощь, действительно являются его опорой и защитят, если случатся неприятности. Семья должна давать чувство безопасности, и тогда подростку гораздо проще не убегать в фантазии, а жить реальную жизнь, активно интересуясь окружающим.