Усердный ученик, который с радостью идет в школу, легко учится и самостоятельно выполняет домашние задания – мечта любого родителя. Но в реальном мире редко встретишь школьника, у которого есть хотя бы одно из приведенных качеств.
Учителя и психологи отмечают, что с каждым новым поколением планка учебной мотивации опускается все ниже. И виноваты в этом вовсе не в повальное увлечение компьютерными играми или зависимость от гаджетов. Все дело – в непонимании вопроса, как мотивировать ребенка на учебу.
Чтобы вырастить успешного человека, который не боится трудностей и всегда достигает поставленных целей, важно понимать – как выстроить отношения со школьником, чтобы обучение приносило и радость, и пользу.
Мотивация к обучению – то, что нужно знать каждому родителю
Основная ошибка взрослых – сравнивать себя и современное поколение. Любимая фраза – «а вот раньше и деревья были больше, и трава зеленее, и в школе учиться всем очень нравилось».
Но – будем откровенны. В любые времена кто-то был отличником, делал домашние задания, и взрослые в принципе не участвовали в учебном процессе.
А кто-то – постоянно отсутствовал на занятиях, дни и ночи проводил с друзьями во дворе и еле-еле дотянул до 9 класса.
Почему же дети одного возраста и одной социальной группы так по-разному относятся к учебе?
Ответ лежит на поверхности – разная мотивация.
ВАЖНО: учебная мотивация – это внутреннее стремление человека к получению знаний, к познанию неизведанного.
При высоком уровне мотивации процесс обучения происходит без посторонней помощи и приносит чувство морального удовлетворения от достижения поставленных целей.
Если мотивация низкая, то ни наказания, ни беседы о ценности и важности образования не смогут удержать на занятиях.
Но всегда следует понимать, что детские мотивы сильно отличаются от стремлений взрослых людей.
В силу особенностей развития коры головного мозга, школьникам – особенно младшего возраста – часто не хватает концентрации, и они не могут уделять много внимания долгим обучающим занятиям.
Поэтому, чтобы правильно мотивировать ребенка на учебу, важно постоянно поддерживать интерес и грамотно смещать фокус от учебных задач к произвольной игровой деятельности.
Не менее важно понимать виды и особенности детской и подростковой мотивации.
Мотивы бывают самые разные
Чтобы обучающий процесс приносил пользу и не был причиной постоянных семейных разборок, разберемся в разновидностях мотивов к обучению.
Самое очевидное – мотивация бывает внутренняя и внешняя.
Внутренняя – когда человеком движет его собственное желание. Это самый сильный вид стремлений, развить который – значит навсегда забыть про проблемы с учением.
Внешние мотивы – факторы окружающей среды. Самый распространенный из них – система экзаменов, когда учатся не ради знаний, а для того, чтобы сдать экзамен.
Такие же функции выполняет и влияние учителей и родителей, а также широко известный метод «кнута и пряника».
По временному принципу различают устойчивую и неустойчивую мотивацию.
Первая встречается у увлеченных мальчиков и девочек, которым нравится определенная область деятельности, и они каждый день развиваются и обучаются в этом направлении.
Но чаще бывает неустойчивая мотивация – когда сегодня буду это делать, а завтра – нет.
ВАЖНО: неустойчивость стремлений – характерный признак формирующейся детской личности, связанный с повышенной эмоциональностью.
По направленности стремления бывают положительные и отрицательные. Соответственно, первые – заставляют двигаться вперед, а вторые – толкают назад.
Также психологи отмечают и другие мотивы, которые влияют на заинтересованность в обучении.
К ним относятся:
- потребность в коммуникации;
- стремление к саморазвитию;
- мотив достижения – заставляет достигать поставленных целей;
- познавательный фактор – стремление узнать новое, расширение кругозора.
Задача родителей – понять, какой вид мотивации является предпочтительным и выявить факторы, которые напрямую влияют на желание или нежелание учиться.
Когда совсем не хочется учиться
Проблемы с учебой – не признак лени или глупости. Это сигнал, что надо уделить пристальное внимание сыну или дочери и без упреков и скандалов разобраться в корне проблемы.
Причины, по которым учеба становится в тягость, могут быть следующие:
- Банальная неподготовленность к трудностям. Так бывает, когда взрослые стремятся отдать свое чадо в школу как можно раньше. Упор в этом случае делается только на внешние навыки – умение читать, писать, считать – а по психологическую готовность забывают. Такие ученики сами не справляются с большой нагрузкой, теряются от сложностей, и желание учиться быстро пропадает.
- Непонимание с учителями – проблема может возникнуть у любого ученика, особенно если учитель – человек с амбициями. Решается ситуация путем серьезной беседы родителей и учителя. Если конфликт не разруливается, стоит подумать о переводе в другой класс.
- Неприятие в школьном коллективе – чаще возникает с учениками, которые не ходили в детский сад и не знают, как социализироваться в коллективе. Но может возникнуть и в полностью обратной ситуации – когда в классе травят яркого мальчика или девочку из-за того, что они – не такие, как все.
Это одна из самых серьезных причин, по которой дети не хотят ходить в школу. Опасность ситуации – в несерьезном отношении взрослых. Решить все можно только откровенными беседами с ребенком, классным руководителем, близкими тех, которые инициирует травлю. Помощь психолога в этом случае – обязательна.
- Чувство замкнутости и стеснения из-за особенностей развития или внешнего вида. Пластинки на зубах, заикание, тихий голос, лишний вес – это заставляет мальчиков и девочек чувствовать себя изгоями среди других. Они жутко комплексуют и часто плохо учатся из-за низкой уверенности в себе.
- Слишком большое давление со стороны родителей. Стоит серьезно подумать, не слишком ли высокую планку вы задаете, не пытаетесь ли через сына или дочь реализовать свои амбиции и мечты. Это сильно снижает желание учиться, так как взрослые не слышат и не видят истинных желаний и потребностей подрастающего поколения.
ВАЖНО: успех в обучении напрямую зависит от полного взаимопонимания внутри семьи.
- Внутрисемейные проблемы. Когда в семье сложная обстановка – не до учебы. Крепкий тыл и здоровые отношения между членами семьи необходимы школьнику. Так он может действительно сосредоточиться на процессе усвоения новых знаний и чувствовать поддержку.
Секрет успешной учебной мотивации – в понимании тех факторов, которые собственно ее и формируют.
Да ты просто гений. Как разогреть и постоянно поддерживать интерес к обучению
Скажем сразу, поддерживать нужный уровень заинтересованности у ребенка возможно только ежедневными стараниями родителей.
И начинать надо – с раннего дошкольного возраста, чтобы создавать положительное представление об учебном процессе.
ВАЖНО: рассказывая, как классно и весело будет в школе, – не перегибайте палку в сторону слишком радужных ожиданий, будьте максимально откровенны.
Психологи и педагоги выделяют ряд ключевых моментов, от которых зависит формирование правильной позиции ученика:
- Жажда познания, стремление к новой информации – это заложено в человеке от природы, но может угаснуть от обычной скуки. Чтобы обучение было увлекательным, старайтесь показать разные позиции и взгляды на учебные предметы, постарайтесь вместе определить взаимосвязь и ценность научных знаний.
- Действуйте через игру. Бесконечное заучивание или написание палочек в прописях могут напрочь убить интерес даже у сильно мотивированных мальчиков и девочек. Предложите другие способы изучения школьных наук. Настольные игры, красочные энциклопедии, интерактивные атласы превратят скучный материал в увлекательный квест.
- Особенности типа восприятия. Понаблюдайте за вашим учеником, поговорите с ним и вместе определите, как лучше организовать учебный процесс. Визуалам изучать материал помогут наглядные пособия, а аудиалам – больше читайте вслух.
- Личность учителя, который способен как привить любовь к предмету, так и заставить возненавидеть школу в принципе. У некоторых это может случиться уже в начальных классах, когда контакт с первым учителем никак не налаживается.
Но в основном это проблема среднего звена, когда появляется несколько преподавателей – каждый со своими требованиями.
Поэтому, если вы заметили, что увеличилось количество двоек и троек по одному конкретному предмету – надо поговорить с учителем.
Если ничего из перечисленного не помогает, проблема может скрываться в неверно выстроенной модели родительского поведения.
Топ-6 педагогических хитростей, которые помогут заставить школьника учиться:
- Никогда не кричите, если вы помогаете с уроками и кажется, что никто ничего не понимает.
- Установите четкий режим – чередуйте занятия с отдыхом.
- Повышайте уровень грамотности – устной, письменной, технической. Лучше это делать в совместных занятиях.
- Не игнорируйте – если ребенок пришел к вам за помощью, отложите дела и обязательно выслушайте.
- Читайте, читайте и еще раз читайте. Если школьник категорически отказывается открыть книгу, составьте список литературы и устраивайте вечера совместного чтения или читайте перед сном.
- Не можете объяснить – покажите. Задействуйте фантазию – такое выполнение даже простой «домашки» запомнится надолго.
Обучение в школе длится долгих 11 лет, и наивно думать, что все года пройдут ровно, с достаточным уровнем заинтересованности.
У многих родителей просто опускаются руки, когда вчерашний круглый отличник становится угрюмым и неразговорчивым троечником и прогульщиком.
Взросление не всегда значит рост стремлений
Каждый родитель умиляется, глядя, с какой радостью и нетерпением первоклашка идет учиться.
Но в среднем и старшем звене ситуация меняется с каждым годом.
В начальной школе превалирует эффект новизны, осознание важности нового статуса.
Ребенок сильно заинтересован, он с одинаковым удовольствием относится к разным школьным предметам и новым упражнениям. Это как раз то, что называют положительная внутренняя мотивация.
Но в среднем звене редко найдешь ученика, который с удовольствием бежит на уроки. А все потому, что наступил тот самый переходный возраст, и заинтересованность в обучении уступила место социальным мотивам.
И мальчик, и девочка по-прежнему могут радостно ходить в школу – но делают это не потому, что хотят преуспеть в учебе и много знать, а ради встречи с друзьями.
В подростковом возрасте появляются авторитеты вне семьи, общение с ними начинает преобладать, а вот стремление хорошо учиться отодвигается на последний план.
ВАЖНО: психологи рекомендуют не закручивать гайки, если подросток потерял интерес к учебе. Нужно постараться серьезно поговорить с ним, понять причины происходящего и найти компромиссное решение для каждого конкретного случая.
В старших классах ученики испытывают неимоверное давление и со стороны близких, и со стороны учителей. Нагрузка возрастает в разы, и старшеклассники могут серьезно уставать как от обилия информации, так и от нахождения в постоянном стрессе.
Чтобы будущий студент попросту не выгорел и не забросил учебу окончательно, первое, что нужно сделать, – это помочь определиться с будущей профессией, составить адекватный учебный план и верно расставить приоритеты.
Мотивировать ребенка на учебу в любом возрасте помогут следующие рекомендации.
8 полезных советов для создания правильной учебной мотивации
Сформировать, а главное – сохранить должный уровень заинтересованности в обучении – задачка со звездочкой.
Не растеряться помогут рекомендации профессиональных педагогов и психологов.
Совет 1. Все дело – в настрое
Излишне объяснять, что хороший настрой и внутренняя уверенность решают многое. Поэтому будьте всегда позитивны, спокойны и передавайте это настрой ученику.
Не забывайте об удобстве и комфорте. Учиться нужно после полноценного отдыха, со светлой головой и за удобной партой – тогда все получится.
Совет 2. Не учебой единой
В жизни обязательно должно быть место любимому делу.
Главное – гармонично составить расписание и оказывать поддержку. Но помните, оптимальное количество дополнительных занятий – не более 2, иначе слишком большие нагрузки погасят интерес.
Совет 3. Вспомним о великих
Неизвестные факты из жизни популярных людей и развлекут, и мотивируют юного гения на новые подвиги.
Это особенно может помочь мальчикам и девочкам, которые склонны опускать руки после первой неудачи. Читайте соответствующую литературу и узнайте вместе, каким долгим и извилистым бывает путь к успеху.
ВАЖНО: факты о знаменитостях сработают лучше, когда сфера их деятельности совпадает с увлечениями ребенка.
Совет 4. Не бойтесь детских вопросов
Пусть школьник – уже не 4-летний малыш-почемучка, но многочисленных вопросов не избежать. И это играет важную роль в поддержания доверия и близости в семье.
Поэтому отвечайте на весь список вопросов, какими бы нелепыми они вам ни казались.
Не пренебрегайте возможностью лишний раз поговорить с подрастающим поколением.
Совет 5. Подумайте об окружении
Самая большая головная боль взрослых – уберечь сына или дочь от влияния плохой компании.
Избежать этого можно, если сформировать круг общения в соответствии с детскими интересами и увлечениями.
Общение не стоит ограничивать лишь сверстниками – советам успешных взрослых уделяется больший интерес, чем ровесников.
Совет 6. Учиться никогда не поздно
Как не банально звучит, но лучший пример для школьника – видеть перед глазами чему-то обучающегося взрослого.
Читайте книги, смотрите вебинары, ходите на разные курсы – изучайте то, что вам нравится, и этим показывайте сыну или дочери важность и ценность знаний.
Совет 7. Реагируйте на ошибки и достижения правильно
Не скупитесь на похвалу и не перебарщивайте с критикой.
Если видите ошибку – не обвиняйте, а постарайтесь разобраться, почему так произошло.
А когда школьник в чем-то преуспел – хвалите искренне, но не сравнивая с другими, а делая упор на личных качествах и мотивах.
Совет 8. Уберите лишнее
Нужно уметь выделять главное – сосредоточьтесь на том, что действительно важно и интересно.
Не навязывайте дополнительные занятия «для общего развития» – они лишь будут отнимать силы и время, но не принесут никакой практической пользы.
Верное определение приоритетов помогут сделать учебу проще и увлекательнее.
Но есть один вопрос, который мучает и родителей первоклассников, и школьников среднего звена, а у старшеклассников ставится особенно остро. Как быть с домашними заданиями – проверять или нет, контролировать или отдать в зону ответственности ученика. Ответ неоднозначен.
Такая надоедливая «домашка»
Редко кто из взрослых любит и хочет делать уроки с ребенком, но и редко кто этого не делает.
В начальных классах и заботливая мама, и строгий папа каждый вечер помогают первоклашке осваивать тяжелый гранит науки – следят за наклоном ручки, вместе выкладывают счетные палочки и т. д. И вчерашний дошкольник воспринимает это как естественный процесс.
Но все должно быть в меру.
ВАЖНО: чем старше становится ученик, тем более аккуратным должен становиться родительский контроль относительно сделанных уроков.
Контроль необходим, но чтобы проверять – правильно ли школьник организовал день, все ли он успевает.
Тотальное контролирование процесса приготовления уроков постепенно развивает чувство бунта, противоречия – особенно у подростков, у которых постоянно бушуют эмоции. И это приводит совсем к противоположным результатам.
Обратная сторона медали – когда ученик так сильно привык, что его постоянно контролируют и проверяют, что он даже не пытается что-то сделать самостоятельно.
Чтобы не допускать подобной ситуации – используйте принцип «золотой середины». Не вмешивайтесь в процесс подготовки заданий, но напоминайте о необходимости выполнения уроков.
Воспользуйтесь следующими методами:
- Не ругайтесь, если видите в дневнике «два» за домашнее задание – просто спросите, в чем причина, и покажите, что искренне расстроены.
- Если сын или дочь игнорируют ваши напоминания и просьбы сесть за уроки или ленятся, пытаются обмануть, схитрить – введите ограничительные меры на развлечения, гаджеты, прогулки с друзьями.
- Делайте акцент на негативных последствиях невыполнения заданий – вероятность получить очередную двойку, выговор от учителя и в итоге – ограничение или полное отсутствие любимого досуга. Обязательно подчеркивайте, что исправить ситуацию и не допустить фактов новых неприятностей – именно его прерогатива.
Иногда самое сложное – изменить отношение взрослых к процессу обучения. Проявляйте гибкость и не надейтесь на тотальный контроль как на единственно верный способ мотивировать. Используйте более легкие и приятные методы влияния, которые помогут и наладить отношения с вашим учеником, и повысить уровень его включенности в учебный процесс.
Когда так не хочется, но надо – помогаем втянуться в учебу
Нельзя заниматься науками бесконечно – перерывы и отдых необходимы, чтобы и материал усваивался лучше, и уровень стресса был приемлемый.
Но после отдыха включиться в учебу и мальчикам, и девочкам бывает так же сложно, как и взрослым при выходе на работу после очередного отпуска.
Избежать слез, истерик и неизбежного снижения успеваемости помогут следующие хитрости:
- Начинайте заранее восстанавливать привычный режим дня.
- Разговаривайте о приятных моментах школы – друзьях, совместных поездках, экскурсиях, стройте планы.
- Добавляйте нагрузки постепенно – за пару дней до начала обучения имеет смысл достать и пролистать учебники, чтобы повторить пройденное.
- Не скупитесь на похвалу в течение учебного года. Это особенно важно для старшеклассников, которые могут сильно переживать из-за сдачи ЕГЭ и выбора вуза.
- Полноценный ночной сон и выходные никто не отменял – обязательно донесите это до подростков, которые любят не спать допоздна.
- Продумайте и используйте систему поощрений, вознаграждений и бонусов – это может быть не только денежная премия. Хорошие эмоции и исполнение заветных желаний мотивируют не хуже финансов.
Внимательное отношение к ребенку со стороны родителей – залог успеха в школьные годы.
Главное – не пропустить момент, когда снижение успеваемости и желания к обучению не решаются перечисленными методами. В этом случае имеет смысл подумать о новом образовательном учреждении.
Меняем школу – когда это действительно нужно
Переход в другое образовательное учреждение – важный и серьезный шаг и огромное испытание для всей семьи, независимо от возраста ученика.
Новые одноклассники, другие учителя, изменение требований, а часто и содержания учебных материалов… Переживания по этому поводу вовсе не пустой звук.
Вопросов и страхов по разным причинам – от возможности потери друзей до странных имен преподавателей – не избежать.
Но иногда это необходимо, если проблемы текущей школьной жизни имеют тенденцию к повышению и не только не решаются, но и не дают возможности развиваться, мешают начать действительно получать знания.
5 причин, которые могут привести к смене школы:
- Слишком большие нагрузки и тяжелая школьная программа. Так бывает, когда неподготовленного дошкольника отдают в лицей или гимназию с углубленным изучением определенных предметов. Ребенку тяжело находиться в неподходящей образовательной среде просто потому, что у него другие наклонности, цели и приоритеты.
- Обратная ситуация – когда все дается слишком легко, поэтому отвечать на уроках и делать домашние задания – скучно.
- Конфликт с преподавателем – если беседы, откровенное общение со стороны родителей и выяснение причин произошедшего не помогли.
- Слабый уровень подготовки в старших классах, когда, кроме заложенных стандартов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, иные знания не даются.
- Буллинг – самая серьезная и главная причина сменить место обучения. Если игнорировать ситуацию с травлей и плохим отношением – последствия могут быть самые плачевные, вплоть до попыток суицида. Сменить школу в этом случае – лучший выход.
Когда в семье школьник, каждый день приносит новый вызов.
Справиться со сложностями школьных будней будет легче, если знать перечень основных ошибок при работе над заинтересованностью к получению знаний.
Работа над ошибками или как не надо мотивировать к учебе
Если кажется, что все делается правильно, а результат не радует, проверьте – не допустили ли вы следующих досадных промахов.
Неоправданно много наград
Поощрять ребенка – необходимо, но в меру.
Когда буквально заваливают поощрениями по поводу и без повода или платят за каждую пятерку – ничего, кроме чисто потребительского поведения, достигнуто не будет.
Более того, эффект от этого – крайне непродолжительный, и со временем избалованное чадо будет требовать больше и больше подарков, а отдача будет минимальной.
Все, ради пятерки
Хорошие оценки не стоит рассматривать как цель и показатели успеха. Относитесь к успеваемости как к приятному бонусу от учения, и не более того.
ВАЖНО: научитесь грамотно расставлять акценты – делайте упор не на отметки, а на уровень знаний.
Ни шагу без меня
Чрезмерная опека – родительское зло, о котором постоянно говорят психологи. Это ловушка, в которую так легко и приятно попасть. Под контролем и уроки будут сделаны, и чадо избежит проблем и опасностей враждебного мира.
В итоге получаем абсолютно аморфную, несформированную личность, которая постоянно ленится и не может принять ни одного самостоятельного решения – вплоть до того, что не знает без мамы, на какой строчке писать.
Вывод – не бойтесь давать больше самостоятельности и свободы для маневра, и результат вас приятно удивит.
Не с кого брать пример
Личный пример, ежедневная работа родителей над собой – одна из главных составляющих успешного мотивирования.
Когда перед глазами есть человек, который каждый день не только работает, но и учится, достигает высоких результатов, – большего мотива и не нужно.
Помните, что ваш школьник с удовольствием будет учиться вместе с вами.
Акцент лишь на последствия, а не на причину
Плохие оценки, невыученные уроки и школьные прогулы – часто лишь следствие, но никак не причина проблем.
Не делайте скорых выводов, не принимайте жестких мер сгоряча – сначала выслушайте, а потом уже оценивайте – но не через призму школы, а как результат внутренней работы над собой.
В заключение – краткая выжимка по вопросу «как поднять и удержать на должном уровне мотивацию школьника»
Все сводится к 5 простым шагам:
- Работа над внутренними стремлениями и желаниями.
- Индивидуально подобранная форма получения знаний.
- Всесторонняя поддержка в любых увлечениях и начинаниях.
- Сильное внешнее окружение.
- Непосредственный пример перед глазами.
Не бойтесь трудностей, верьте в своих детей, и школьные годы пройдут легче, чем ожидаете.