• Вход
  • Чат
Мотивация ребенка к школе — способы

Мотивация ребенка к школе — способы

Скажем сразу, поддерживать нужный уровень заинтересованности у ребенка возможно только ежедневными стараниями родителей. И начинать надо – с раннего дошкольного возраста, чтобы создавать положительное представление об учебном процессе.
Рассказывая, как классно и весело будет в школе, – не перегибайте палку в сторону слишком радужных ожиданий, будьте максимально откровенны.

Усердный ученик, который с радостью идет в школу, легко учится и самостоятельно выполняет домашние задания – мечта любого родителя. Но в реальном мире редко встретишь школьника, у которого есть хотя бы одно из приведенных качеств.

Учителя и психологи отмечают, что с каждым новым поколением планка учебной мотивации опускается все ниже. И виноваты в этом вовсе не в повальное увлечение компьютерными играми или зависимость от гаджетов. Все дело – в непонимании вопроса, как мотивировать ребенка на учебу.

Чтобы вырастить успешного человека, который не боится трудностей и всегда достигает поставленных целей, важно понимать – как выстроить отношения со школьником, чтобы обучение приносило и радость, и пользу.

Мотивация к обучению – то, что нужно знать каждому родителю

Основная ошибка взрослых – сравнивать себя и современное поколение. Любимая фраза – «а вот раньше и деревья были больше, и трава зеленее, и в школе учиться всем очень нравилось».

Но – будем откровенны. В любые времена кто-то был отличником, делал домашние задания, и взрослые в принципе не участвовали в учебном процессе.

А кто-то – постоянно отсутствовал на занятиях, дни и ночи проводил с друзьями во дворе и еле-еле дотянул до 9 класса.

Почему же дети одного возраста и одной социальной группы так по-разному относятся к учебе? 

Ответ лежит на поверхности – разная мотивация.

ВАЖНО: учебная мотивация – это внутреннее стремление человека к получению знаний, к познанию неизведанного.

При высоком уровне мотивации процесс обучения происходит без посторонней помощи и приносит чувство морального удовлетворения от достижения поставленных целей.

Занятия

Если мотивация низкая, то ни наказания, ни беседы о ценности и важности образования не смогут удержать на занятиях.

Но всегда следует понимать, что детские мотивы сильно отличаются от стремлений взрослых людей.

В силу особенностей развития коры головного мозга, школьникам – особенно младшего возраста – часто не хватает концентрации, и они не могут уделять много внимания долгим обучающим занятиям.

Поэтому, чтобы правильно мотивировать ребенка на учебу, важно постоянно поддерживать интерес и грамотно смещать фокус от учебных задач к произвольной игровой деятельности.

Не менее важно понимать виды и особенности детской и подростковой мотивации.

Мотивы бывают самые разные

Чтобы обучающий процесс приносил пользу и не был причиной постоянных семейных разборок, разберемся в разновидностях мотивов к обучению.  

Самое очевидное – мотивация бывает внутренняя и внешняя.

Внутренняя – когда человеком движет его собственное желание. Это самый сильный вид стремлений, развить который – значит навсегда забыть про проблемы с учением.

DSC01079.jpg

Внешние мотивы – факторы окружающей среды. Самый распространенный из них – система экзаменов, когда учатся не ради знаний, а для того, чтобы сдать экзамен.

Такие же функции выполняет и влияние учителей и родителей, а также широко известный метод «кнута и пряника».

По временному принципу различают устойчивую и неустойчивую мотивацию.

Первая встречается у увлеченных мальчиков и девочек, которым нравится определенная область деятельности, и они каждый день развиваются и обучаются в этом направлении. 

Но чаще бывает неустойчивая мотивация – когда сегодня буду это делать, а завтра – нет. 

ВАЖНО: неустойчивость стремлений – характерный признак формирующейся детской личности, связанный с повышенной эмоциональностью.

По направленности стремления бывают положительные и отрицательные. Соответственно, первые – заставляют двигаться вперед, а вторые – толкают назад.

Также психологи отмечают и другие мотивы, которые влияют на заинтересованность в обучении. 

К ним относятся:

  • потребность в коммуникации;
  • стремление к саморазвитию;
  • мотив достижения – заставляет достигать поставленных целей;
  • познавательный фактор – стремление узнать новое, расширение кругозора.

Задача родителей – понять, какой вид мотивации является предпочтительным и выявить факторы, которые напрямую влияют на желание или нежелание учиться.  

Когда совсем не хочется учиться

Проблемы с учебой – не признак лени или глупости. Это сигнал, что надо уделить пристальное внимание сыну или дочери и без упреков и скандалов разобраться в корне проблемы.

Причины, по которым учеба становится в тягость, могут быть следующие:

  • Банальная неподготовленность к трудностям. Так бывает, когда взрослые стремятся отдать свое чадо в школу как можно раньше. Упор в этом случае делается только на внешние навыки – умение читать, писать, считать – а по психологическую готовность забывают. Такие ученики сами не справляются с большой нагрузкой, теряются от сложностей, и желание учиться быстро пропадает.
  • Непонимание с учителями – проблема может возникнуть у любого ученика, особенно если учитель – человек с амбициями. Решается ситуация путем серьезной беседы родителей и учителя. Если конфликт не разруливается, стоит подумать о переводе в другой класс.
  • Неприятие в школьном коллективе – чаще возникает с учениками, которые не ходили в детский сад и не знают, как социализироваться в коллективе. Но может возникнуть и в полностью обратной ситуации – когда в классе травят яркого мальчика или девочку из-за того, что они – не такие, как все.

Это одна из самых серьезных причин, по которой дети не хотят ходить в школу. Опасность ситуации – в несерьезном отношении взрослых. Решить все можно только откровенными беседами с ребенком, классным руководителем, близкими тех, которые инициирует травлю. Помощь психолога в этом случае – обязательна.

  • Чувство замкнутости и стеснения из-за особенностей развития или внешнего вида. Пластинки на зубах, заикание, тихий голос, лишний вес – это заставляет мальчиков и девочек чувствовать себя изгоями среди других. Они жутко комплексуют и часто плохо учатся из-за низкой уверенности в себе.
  • Слишком большое давление со стороны родителей. Стоит серьезно подумать, не слишком ли высокую планку вы задаете, не пытаетесь ли через сына или дочь реализовать свои амбиции и мечты. Это сильно снижает желание учиться, так как взрослые не слышат и не видят истинных желаний и потребностей подрастающего поколения.

ВАЖНО: успех в обучении напрямую зависит от полного взаимопонимания внутри семьи.

  • Внутрисемейные проблемы. Когда в семье сложная обстановка – не до учебы. Крепкий тыл и здоровые отношения между членами семьи необходимы школьнику. Так он может действительно сосредоточиться на процессе усвоения новых знаний и чувствовать поддержку.

Секрет успешной учебной мотивации – в понимании тех факторов, которые собственно ее и формируют.

Да ты просто гений. Как разогреть и постоянно поддерживать интерес к обучению

Скажем сразу, поддерживать нужный уровень заинтересованности у ребенка возможно только ежедневными стараниями родителей.

И начинать надо – с раннего дошкольного возраста, чтобы создавать положительное представление об учебном процессе.

ВАЖНО: рассказывая, как классно и весело будет в школе, – не перегибайте палку в сторону слишком радужных ожиданий, будьте максимально откровенны. 

Психологи и педагоги выделяют ряд ключевых моментов, от которых зависит формирование правильной позиции ученика:

  • Жажда познания, стремление к новой информации – это заложено в человеке от природы, но может угаснуть от обычной скуки. Чтобы обучение было увлекательным, старайтесь показать разные позиции и взгляды на учебные предметы, постарайтесь вместе определить взаимосвязь и ценность научных знаний.
  • Действуйте через игру. Бесконечное заучивание или написание палочек в прописях могут напрочь убить интерес даже у сильно мотивированных мальчиков и девочек. Предложите другие способы изучения школьных наук. Настольные игры, красочные энциклопедии, интерактивные атласы превратят скучный материал в увлекательный квест.
  • Особенности типа восприятия. Понаблюдайте за вашим учеником, поговорите с ним и вместе определите, как лучше организовать учебный процесс. Визуалам изучать материал помогут наглядные пособия, а аудиалам – больше читайте вслух.
  • Личность учителя, который способен как привить любовь к предмету, так и заставить возненавидеть школу в принципе. У некоторых это может случиться уже в начальных классах, когда контакт с первым учителем никак не налаживается.

Но в основном это проблема среднего звена, когда появляется несколько преподавателей – каждый со своими требованиями. 

Поэтому, если вы заметили, что увеличилось количество двоек и троек по одному конкретному предмету – надо поговорить с учителем.  

Если ничего из перечисленного не помогает, проблема может скрываться в неверно выстроенной модели родительского поведения.

Топ-6 педагогических хитростей, которые помогут заставить школьника учиться:

  1. Никогда не кричите, если вы помогаете с уроками и кажется, что никто ничего не понимает.
  2. Установите четкий режим – чередуйте занятия с отдыхом.
  3. Повышайте уровень грамотности – устной, письменной, технической. Лучше это делать в совместных занятиях.
  4. Не игнорируйте – если ребенок пришел к вам за помощью, отложите дела и обязательно выслушайте.
  5. Читайте, читайте и еще раз читайте. Если школьник категорически отказывается открыть книгу, составьте список литературы и устраивайте вечера совместного чтения или читайте перед сном.
  6. Не можете объяснить – покажите. Задействуйте фантазию – такое выполнение даже простой «домашки» запомнится надолго. 

Обучение в школе длится долгих 11 лет, и наивно думать, что все года пройдут ровно, с достаточным уровнем заинтересованности. 

У многих родителей просто опускаются руки, когда вчерашний круглый отличник становится угрюмым и неразговорчивым троечником и прогульщиком. 

Взросление не всегда значит рост стремлений

Каждый родитель умиляется, глядя, с какой радостью и нетерпением первоклашка идет учиться. 

Но в среднем и старшем звене ситуация меняется с каждым годом.

В начальной школе превалирует эффект новизны, осознание важности нового статуса.

Ребенок сильно заинтересован, он с одинаковым удовольствием относится к разным школьным предметам и новым упражнениям. Это как раз то, что называют положительная внутренняя мотивация. 

Но в среднем звене редко найдешь ученика, который с удовольствием бежит на уроки. А все потому, что наступил тот самый переходный возраст, и заинтересованность в обучении уступила место социальным мотивам.

v srednej i starshej shkole uchebnaya motivaciya mozhet silno upast.jpg

И мальчик, и девочка по-прежнему могут радостно ходить в школу – но делают это не потому, что хотят преуспеть в учебе и много знать, а ради встречи с друзьями. 

В подростковом возрасте появляются авторитеты вне семьи, общение с ними начинает преобладать, а вот стремление хорошо учиться отодвигается на последний план. 

ВАЖНО: психологи рекомендуют не закручивать гайки, если подросток потерял интерес к учебе. Нужно постараться серьезно поговорить с ним, понять причины происходящего и найти компромиссное решение для каждого конкретного случая.

В старших классах ученики испытывают неимоверное давление и со стороны близких, и со стороны учителей. Нагрузка возрастает в разы, и старшеклассники могут серьезно уставать как от обилия информации, так и от нахождения в постоянном стрессе.

Чтобы будущий студент попросту не выгорел и не забросил учебу окончательно, первое, что нужно сделать, – это помочь определиться с будущей профессией, составить адекватный учебный план и верно расставить приоритеты.

Мотивировать ребенка на учебу в любом возрасте помогут следующие рекомендации.

8 полезных советов для создания правильной учебной мотивации

Сформировать, а главное – сохранить должный уровень заинтересованности в обучении – задачка со звездочкой.

Не растеряться помогут рекомендации профессиональных педагогов и психологов.  

Совет 1. Все дело – в настрое

Излишне объяснять, что хороший настрой и внутренняя уверенность решают многое. Поэтому будьте всегда позитивны, спокойны и передавайте это настрой ученику. 

Не забывайте об удобстве и комфорте. Учиться нужно после полноценного отдыха, со светлой головой и за удобной партой – тогда все получится.

Совет 2. Не учебой единой

В жизни обязательно должно быть место любимому делу.

Главное – гармонично составить расписание и оказывать поддержку. Но помните, оптимальное количество дополнительных занятий – не более 2, иначе слишком большие нагрузки погасят интерес.

Совет 3. Вспомним о великих

Неизвестные факты из жизни популярных людей и развлекут, и мотивируют юного гения на новые подвиги.

Это особенно может помочь мальчикам и девочкам, которые склонны опускать руки после первой неудачи. Читайте соответствующую литературу и узнайте вместе, каким долгим и извилистым бывает путь к успеху. 

ВАЖНО: факты о знаменитостях сработают лучше, когда сфера их деятельности совпадает с увлечениями ребенка.

Совет 4. Не бойтесь детских вопросов

Пусть школьник – уже не 4-летний малыш-почемучка, но многочисленных вопросов не избежать. И это играет важную роль в поддержания доверия и близости в семье.

Поэтому отвечайте на весь список вопросов, какими бы нелепыми они вам ни казались.

Не пренебрегайте возможностью лишний раз поговорить с подрастающим поколением. 

Совет 5. Подумайте об окружении

Самая большая головная боль взрослых – уберечь сына или дочь от влияния плохой компании.

Избежать этого можно, если сформировать круг общения в соответствии с детскими интересами и увлечениями.

Общение не стоит ограничивать лишь сверстниками – советам успешных взрослых уделяется больший интерес, чем ровесников.

Совет 6. Учиться никогда не поздно

Как не банально звучит, но лучший пример для школьника – видеть перед глазами чему-то обучающегося взрослого. 

Читайте книги, смотрите вебинары, ходите на разные курсы – изучайте то, что вам нравится, и этим показывайте сыну или дочери важность и ценность знаний.

Совет 7. Реагируйте на ошибки и достижения правильно

Не скупитесь на похвалу и не перебарщивайте с критикой.

Если видите ошибку – не обвиняйте, а постарайтесь разобраться, почему так произошло.

А когда школьник в чем-то преуспел – хвалите искренне, но не сравнивая с другими, а делая упор на личных качествах и мотивах.

Совет 8. Уберите лишнее

Нужно уметь выделять главное – сосредоточьтесь на том, что действительно важно и интересно.

Не навязывайте дополнительные занятия «для общего развития» – они лишь будут отнимать силы и время, но не принесут никакой практической пользы.

Верное определение приоритетов помогут сделать учебу проще и увлекательнее.

Но есть один вопрос, который мучает и родителей первоклассников, и школьников среднего звена, а у старшеклассников ставится особенно остро. Как быть с домашними заданиями – проверять или нет, контролировать или отдать в зону ответственности ученика. Ответ неоднозначен.

Такая надоедливая «домашка»

Редко кто из взрослых любит и хочет делать уроки с ребенком, но и редко кто этого не делает.

В начальных классах и заботливая мама, и строгий папа каждый вечер помогают первоклашке осваивать тяжелый гранит науки – следят за наклоном ручки, вместе выкладывают счетные палочки и т. д. И вчерашний дошкольник воспринимает это как естественный процесс.

Но все должно быть в меру.

ВАЖНО: чем старше становится ученик, тем более аккуратным должен становиться родительский контроль относительно сделанных уроков. 

Контроль необходим, но чтобы проверять – правильно ли школьник организовал день, все ли он успевает.

Тотальное контролирование процесса приготовления уроков постепенно развивает чувство бунта, противоречия – особенно у подростков, у которых постоянно бушуют эмоции. И это приводит совсем к противоположным результатам. 

Обратная сторона медали – когда ученик так сильно привык, что его постоянно контролируют и проверяют, что он даже не пытается что-то сделать самостоятельно.

Чтобы не допускать подобной ситуации – используйте принцип «золотой середины». Не вмешивайтесь в процесс подготовки заданий, но напоминайте о необходимости выполнения уроков.

Воспользуйтесь следующими методами:

  • Не ругайтесь, если видите в дневнике «два» за домашнее задание – просто спросите, в чем причина, и покажите, что искренне расстроены.
  • Если сын или дочь игнорируют ваши напоминания и просьбы сесть за уроки или ленятся, пытаются обмануть, схитрить – введите ограничительные меры на развлечения, гаджеты, прогулки с друзьями.
  • Делайте акцент на негативных последствиях невыполнения заданий – вероятность получить очередную двойку, выговор от учителя и в итоге – ограничение или полное отсутствие любимого досуга. Обязательно подчеркивайте, что исправить ситуацию и не допустить фактов новых неприятностей – именно его прерогатива. 

Иногда самое сложное – изменить отношение взрослых к процессу обучения. Проявляйте гибкость и не надейтесь на тотальный контроль как на единственно верный способ мотивировать. Используйте более легкие и приятные методы влияния, которые помогут и наладить отношения с вашим учеником, и повысить уровень его включенности в учебный процесс. 

Когда так не хочется, но надо – помогаем втянуться в учебу

Нельзя заниматься науками бесконечно – перерывы и отдых необходимы, чтобы и материал усваивался лучше, и уровень стресса был приемлемый. 

Но после отдыха включиться в учебу и мальчикам, и девочкам бывает так же сложно, как и взрослым при выходе на работу после очередного отпуска. 

kak pomoch rebenku vtyanutsya v uchebu.jpg

Избежать слез, истерик и неизбежного снижения успеваемости помогут следующие хитрости:

  • Начинайте заранее восстанавливать привычный режим дня.
  • Разговаривайте о приятных моментах школы – друзьях, совместных поездках, экскурсиях, стройте планы.
  • Добавляйте нагрузки постепенно – за пару дней до начала обучения имеет смысл достать и пролистать учебники, чтобы повторить пройденное.
  • Не скупитесь на похвалу в течение учебного года. Это особенно важно для старшеклассников, которые могут сильно переживать из-за сдачи ЕГЭ и выбора вуза.
  • Полноценный ночной сон и выходные никто не отменял – обязательно донесите это до подростков, которые любят не спать допоздна.
  • Продумайте и используйте систему поощрений, вознаграждений и бонусов – это может быть не только денежная премия. Хорошие эмоции и исполнение заветных желаний мотивируют не хуже финансов.

Внимательное отношение к ребенку со стороны родителей – залог успеха в школьные годы.

Главное – не пропустить момент, когда снижение успеваемости и желания к обучению не решаются перечисленными методами. В этом случае имеет смысл подумать о новом образовательном учреждении.

Меняем школу – когда это действительно нужно

Переход в другое образовательное учреждение – важный и серьезный шаг и огромное испытание для всей семьи, независимо от возраста ученика.

Новые одноклассники, другие учителя, изменение требований, а часто и содержания учебных материалов… Переживания по этому поводу вовсе не пустой звук.

Вопросов и страхов по разным причинам – от возможности потери друзей до странных имен преподавателей – не избежать.

Но иногда это необходимо, если проблемы текущей школьной жизни имеют тенденцию к повышению и не только не решаются, но и не дают возможности развиваться, мешают начать действительно получать знания. 

5 причин, которые могут привести к смене школы:

  1. Слишком большие нагрузки и тяжелая школьная программа. Так бывает, когда неподготовленного дошкольника отдают в лицей или гимназию с углубленным изучением определенных предметов. Ребенку тяжело находиться в неподходящей образовательной среде просто потому, что у него другие наклонности, цели и приоритеты.
  2. Обратная ситуация – когда все дается слишком легко, поэтому отвечать на уроках и делать домашние задания – скучно.
  3. Конфликт с преподавателем – если беседы, откровенное общение со стороны родителей и выяснение причин произошедшего не помогли.
  4. Слабый уровень подготовки в старших классах, когда, кроме заложенных стандартов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, иные знания не даются.
  5. Буллинг – самая серьезная и главная причина сменить место обучения. Если игнорировать ситуацию с травлей и плохим отношением – последствия могут быть самые плачевные, вплоть до попыток суицида. Сменить школу в этом случае – лучший выход. 

Когда в семье школьник, каждый день приносит новый вызов.

Справиться со сложностями школьных будней будет легче, если знать перечень основных ошибок при работе над заинтересованностью к получению знаний.

Работа над ошибками или как не надо мотивировать к учебе

Если кажется, что все делается правильно, а результат не радует, проверьте – не допустили ли вы следующих досадных промахов.

Неоправданно много наград

Поощрять ребенка – необходимо, но в меру.

Когда буквально заваливают поощрениями по поводу и без повода или платят за каждую пятерку – ничего, кроме чисто потребительского поведения, достигнуто не будет.

Более того, эффект от этого – крайне непродолжительный, и со временем избалованное чадо будет требовать больше и больше подарков, а отдача будет минимальной. 

Все, ради пятерки

Хорошие оценки не стоит рассматривать как цель и показатели успеха. Относитесь к успеваемости как к приятному бонусу от учения, и не более того. 

ВАЖНО: научитесь грамотно расставлять акценты – делайте упор не на отметки, а на уровень знаний.

Ни шагу без меня

Чрезмерная опека – родительское зло, о котором постоянно говорят психологи. Это ловушка, в которую так легко и приятно попасть. Под контролем и уроки будут сделаны, и чадо избежит проблем и опасностей враждебного мира.

В итоге получаем абсолютно аморфную, несформированную личность, которая постоянно ленится и не может принять ни одного самостоятельного решения – вплоть до того, что не знает без мамы, на какой строчке писать.

Вывод – не бойтесь давать больше самостоятельности и свободы для маневра, и результат вас приятно удивит.

Не с кого брать пример

Личный пример, ежедневная работа родителей над собой – одна из главных составляющих успешного мотивирования.

Когда перед глазами есть человек, который каждый день не только работает, но и учится, достигает высоких результатов, – большего мотива и не нужно.

Помните, что ваш школьник с удовольствием будет учиться вместе с вами.

Акцент лишь на последствия, а не на причину

Плохие оценки, невыученные уроки и школьные прогулы – часто лишь следствие, но никак не причина проблем.

Не делайте скорых выводов, не принимайте жестких мер сгоряча – сначала выслушайте, а потом уже оценивайте – но не через призму школы, а как результат внутренней работы над собой.

В заключение – краткая выжимка по вопросу «как поднять и удержать на должном уровне мотивацию школьника»

Все сводится к 5 простым шагам:

  1. Работа над внутренними стремлениями и желаниями.
  2. Индивидуально подобранная форма получения знаний.
  3. Всесторонняя поддержка в любых увлечениях и начинаниях.
  4. Сильное внешнее окружение.
  5. Непосредственный пример перед глазами. 

Не бойтесь трудностей, верьте в своих детей, и школьные годы пройдут легче, чем ожидаете.

Читайте также

Вам может понравиться