Заставить ребенка оторваться от игры, чтобы сделать уроки или убраться в комнате, иногда крайне сложно. Дети еще не до конца понимают необходимость занятий, уроки кажутся скучными, а домашние дела – пустой тратой времени. Тогда родители прибегают к маленьким хитростям: запрещают смотреть телевизор, пугают наказанием или обещают награду. Цель одна – мотивировать ребенка.
Все чаще такой мотивацией становятся деньги, что и становится предметом споров между родителями. Одни считают, что ребенку нужно иметь карманные деньги, чтобы учиться управлять финансами с детства. Другие же уверены, что денежное вознаграждение сделает ребенка корыстным и подтолкнет искать выгоду в любой ситуации. Можно ли платить ребенку за оценки в школе — давайте разбираться.
Какой должна быть мотивация
Награда за выполнение заданий может быть любой. Если родители считают, что малышу рано иметь собственные деньги, их можно легко заменить сладостями или игрушками, дополнительным часом игры на компьютере, билетами на матч и так далее Главное, чтобы ребенок захотел выполнить ту или иную работу. Важную роль играют интересы самого малыша, если он мечтает о новом конструкторе, конфеты в качестве награды не подойдут.
Деньги – это простейший и универсальный метод мотивации. Дети сами решат на что их потратить, что тоже сыграет важную роль. Например, родители не могут за одну хорошую оценку купить ролики, о которых мечтает ребенок, но школьник может собрать нужную сумму, если будет прилежно учиться в течение месяца (четверти, года). Кроме того, вещи, купленные на собственные деньги, ценятся намного выше.
Как платить ребенку за оценки и помощь
Конечно, с денежной мотивацией не все легко. Придется учитывать массу нюансов.
- Возраст. Малышу дошкольного возраста деньги без надобности. В качестве поощрения больше подойдут сладости либо игрушки. Ребенку, который только начал ходить в школу, могут понадобиться небольшое количество средств, для покупки вкусностей в столовой или мороженого в ближайшем лоточке. Для подростков денежная мотивация – оптимальный вариант. Им необходимы собственные средства для прогулок с друзьями, укрепления собственного статуса и влияния среди ровесников.
- Реальные потребности. Нельзя чтобы ребенок путал такие понятия, как «могу», «хочу» и «надо». Придется контролировать, чтобы он не тратил все сразу. Ребенок должен понимать, что купить нужную, но дорогую вещь позже, лучше, чем потратить средства сразу на приятные мелочи.
- Сумма. Она не должна быть слишком большой, но и копить на игрушку полгода у ребенка не хватит терпения. Сумму, которую он будет получать за учебу или помощь по дому, стоит обговорить заранее. Это убережет вас от дополнительных трат, когда малыш захочет потребовать больше. Но и родители должны придерживаться договоренностей и не пытаться снизить ставки.
- Моральное удовлетворение. Денежная мотивация – это хорошо, но без похвалы не обойтись. Говорите ребенку, какой он молодец.
- Право выбора. После того как деньги оказались у ребенка, стоит спросить на что он их хочет потратить. Можно выдвинуть пару своих предложений, но только осторожно, не навязывая собственного мнения. Заработанные деньги принадлежать ребенку, и он сам решает, как их тратить.
Нюансы денежной мотивации
Главное – это нежелание ребенка делать что-либо без вознаграждения. Здесь важно объяснить разницу между заработком денег в виде оценок и помощи близким, например, бабушке. Кроме того, нельзя платить каждый раз за все.
Нельзя ругать младших школьников за трату денег на ерунду. Для них иметь деньги – это новый опыт, конечно без ошибок и промахов не обойдется.
Не стоит использовать денежное вознаграждение как способ манипуляции. Например, обещать награду, если ребенок тихо посидит, пока у мамы болит голова. Дети гораздо лучше манипулируют взрослыми, они быстро поймут, что можно легко заработать, не прилагая усилий, если подобрать правильный момент.