Фото: freepik
Несмотря на прошлогодние скандалы, связанные с подготовкой выпускных студенческих работ с помощью ChatGPT, у искусственного интеллекта есть и существенный обучающий потенциал. "Безусловно, факт недобросовестного использования ИИ студентами вызывает серьезные дискуссии в образовательном сообществе. Но запретить использование ИИ невозможно, а вот научить им грамотно и эффективно пользоваться - не только реально, но актуально для будущей трудовой деятельности выпускника. Причем речь идет не только о студентах технических специальностей. Умение работать с текстами, создаваемыми ИИ, способно развивать навыки критического мышления и фактчекинга, стилистической обработки материала, редактуры и корректуры. Например, мы уже апробировали в июне этого года курс по обучению стилистике русского языка для словацких школьников на материале текстов ChatGPT", - рассказала "РГ" Нина Козловцева, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
В связи с этим, говорит эксперт, представляется логичным введение в учебные планы дисциплины, касающейся именно работы с текстами ИИ - проверки фактов, корректуры и редактуры.
В образовательном процессе перспективны также технологии, направленные на персонализацию обучения. "И искусственный интеллект выступает как мощный двигатель, позволяющий адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности каждого студента, что, в свою очередь, делает процесс обучения более эффективным, - добавляет руководитель компании "Зерокодер" Кирилл Пшинник. - Также ИИ помогает повысить оперативную эффективность в образовательных учреждениях, автоматизируя такие процессы, как оценивание работы студентов, управление учебными программами и обработка данных студентов".
Это вместе с применением ИИ для улучшения интерактивности в онлайн- и смешанных форматах обучения делает технологии ИИ весьма перспективными для сектора образования. Рынок ИИ в образовании продолжает расти, и ожидается, что к 2030 году его мировой объем достигнет примерно 24 миллиардов долларов.
В направлении VR перспективны тренажеры, симуляции и другие подобные инструменты. "Только представьте: студенты изучают экономику Китая и на занятии с помощью VR могут посетить министерство экономики этой страны. Или же студенты, изучающие латинский язык, могут "посетить" древнеримские школы и университеты. VR зачастую открывает двери в невозможное, ограничение - только в фантазии разработчиков. Единственный минус, конечно, то, что оборудование классов VR-очками достаточно дорогостоящее, но, полагаю, при распространении данной технологии стоимость оборудования будет снижаться", - говорит Нина Козловцева.
Более всего VR-технологии необходимы школам и высшим учебным заведениям. "По данным исследования, проведенного НТИ и Министерством просвещения России, более одной тысячи школ в стране уже имеют шлемы виртуальной реальности", - говорит основатель компании "РОББО" Павел Фролов. VR-технологии постепенно внедряют в робототехнику. Уже сейчас специалисты активно работают над развитием платформы VR-моделирования таких устройств. Решение позволяет создавать мультимедийные интерактивные онлайн-курсы по робототехнике.
Не менее важны для школ отечественные аналоги зарубежных образовательных онлайн-сервисов. Такие, на которых учителя могли бы размещать интерактивные задания, создавать разнообразную инфографику и другие дополнительные материалы. Ярким доказательством этого служит тот факт, что в Москве на сегодня уже 1500 школ используют сервисы Московской электронной школы, в которых учителя могут заполнять электронные дневники, классные журналы и размещать электронные учебники, говорит Павел Фролов.
Технологии виртуальной реальности могут привести к созданию новых дисциплин
Цифровизация уже трансформирует не только сам образовательный процесс, но и портфель тех программ и дисциплин, которые реализуются как в высшем образовании, так и в школах. "Все чаще в школах проводятся занятия по финансовой грамотности, в рамках которых даются и знания о работе новейших финансовых технологий. Более того, создание информационных систем позволяет ученикам самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию, изучать материалы из электронной библиотеки и электронные курсы. В дальнейшем видится вероятным появление обязательных или элективных курсов и дисциплин по работе с большими данными, проектной деятельности, а также программированию и веб-дизайну", - говорит Исмаил Исмаилов, доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.
Развитие технологий приведет к появлению новых дисциплин. "Например, с учетом растущего объема собираемых данных в образовательных учреждениях возникает потребность в специалистах по аналитике обучения, которые могут интерпретировать эти данные для улучшения учебных результатов. И некоторые университеты уже предлагают программы по аналитике обучения. Кроме того, с ростом применения ИИ и машинного обучения в образовании возможно появление новых программ и курсов в этой области", - добавляет Кирилл Пшинник.
Мировой рынок искусственного интеллекта в образовании продолжает расти
Технологии виртуальной реальности, о которых было сказано выше, также меняют способ проведения уроков и могут привести к созданию новых дисциплин или курсов.
Измениться могут школьные уроки по информатике. Во-первых, появляется новый подход, называемый "интегрированным вычислительным образованием", который предполагает изучение навыков программирования и компьютерной грамотности в рамках традиционных учебных курсов. "Например, учащиеся могут использовать активности интегрированного вычисления для создания геометрических узоров на уроках математики, моделирования электромагнитных волн на уроках науки и создания чат-ботов для литературных персонажей на уроках языка и литературы", - говорит Кирилл Пшинник.
Помимо строго технических дисциплин растет важность развития так называемых мягких навыков - soft skills у школьников и студентов. Среди этих навыков особое внимание достанется критическому мышлению, аналитическим способностям, креативности и коммуникативным навыкам.
Сейчас происходит переход от второй к третьей промышленной революции, связанный с цифровизацией всех сфер жизни и экономики. "Повсеместное внедрение автоматизации, ИИ и робототехники приведет к тому, что потребность в физических и базовых когнитивных навыках снизится. Поэтому в наступившем будущем хочется выделить три индустрии, которые будут востребованы: это робототехника, биотехнология и креативные индустрии. В ближайшее время в школах, возможно, появится направление STEM-образования (STEM, англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics. Это модель образования, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. STEM может помочь готовить ценные кадры для полноценной работы в технологических компаниях сразу после выпуска из университета. В долгосрочной перспективе STEM может стать не только частью образовательных программ университетов, но и школ", - добавляет Игорь Пугачев, гендиректор группы компаний по комплексному развитию и отдыху детей Sportzania.