Зеленые доски в учебных классах — это не случайное явление. Они стали непременным атрибутом современных школ, и за их выбором стоит интересная история, а также научные обоснования. Почему именно зеленый? Как цвет доски влияет на усвоение информации и учебный процесс? В этой статье мы погрузимся в историю появления зеленых досок в школах и рассмотрим особенности восприятия этого цвета, а также его влияние на обучение.
Как появились первые школьные доски
Первые школьные доски появились в учебных заведениях в начале 19 века. Изготавливались они из дерева или сланца и затем покрывались черной краской для создания контрастного фона, на котором белые следы мела были бы легко видны, записи читались без труда. Позже, из-за своей доступности, черные доски стали получать широкое распространение в школах. С развитием промышленности в учебных заведениях появились другие варианты досок, изготовленных из пластика и металла. Особенно популярными стали металлические благодаря магнитным свойствам, что оказалось очень удобным в повседневном образовательном процессе, ведь на доске можно стало не только писать, но и демонстрировать разные материалы в печатном виде, фото, портреты.
Белое на чёрном
История школьных досок представляет собой захватывающий рассказ о том, как такой простой, но необходимый в образовательном процессе предмет в процессе становления претерпел интересную эволюцию. Начнем с начала. Самым доступным, экономичным и долговечным вариантом были доски, изготовленные из дерева или сланца. Они служили долго, но их поверхность требовала особого внимания и ухода.
Для удобства использования и для создания контрастного фона доски окрашивали в чёрный цвет. Такое решение оказалось настолько эффективным, что оно продержалось десятилетиями, давая педагогам возможность наглядно демонстрировать материал ученикам.
Однако со временем громоздкие материалы уступили место практичному пластику и металлу. Эти новые материалы привнесли в учебный процесс дополнительные преимущества. Например, металлические доски были магнитными, что позволяло прикреплять к ним линейки и другие инструменты. Это сделало уроки ещё более интерактивными и удобными.
Цвет доски оставался неизменным: чёрный или коричневый из-за контраста, который создавался белым или желтым мелом на темной поверхности, и написанное было хорошо различимо даже для учеников с последних рядов.
Таким образом, на протяжении многих лет сложился стереотип: школьная доска — это, прежде всего, предмет чёрного цвета. Такой выбор обоснован исторически и практически, и он продолжает оставаться характерным для многих учебных классов по всему миру.
Зелёный цвет инновациям
Долгие годы в мире школьного образования чёрная доска была непреложным символом. Она была воспета в поэзии и прозе, украшала мультипликационные фильмы и кино. Однако со временем научные исследования пролили новый свет в выбор цвета для школьных досок. Оказалось, что зелёный цвет более подходит для длительного восприятия информации в статике, по сравнению с чёрным или даже коричневым.
Зелёная доска оказалась более щадящей по отношению к глазам и центральной нервной системе. Исследования начались в США, где специалисты провели наглядные испытания в десяти школьных округах Пенсильвании на северо-востоке страны. После полугодовой практики и опросов педагогов и детей были сделаны интересные выводы:
- Зелёные доски менее бликовали на солнце, что обеспечивало высокую удобочитаемость даже при прямой подсветке.
- Дети лучше воспринимали текст с менее контрастным цветом.
- Обучающиеся не испытывали стресса при демонстрации материала на зеленой поверхности.
Эти выводы привели к выбору оптимального тёмно-зелёного оттенка.
Уже через 10 лет зелёные доски стали нормой в североамериканских школах и продолжили своё победное шествие, перешагнув через океан, в европейских школах. Единственными, кто долго оставался верен чёрным доскам, были консервативные англичане, которые сопротивлялись этой инновации до 1992 года. Тем временем в странах Восточной Европы и социалистического блока также поняли преимущества зелёных досок с точки зрения гигиеничности.
Следует отметить, что переход на зелёные доски был проще в странах, где образовательная система позволяла быстро заменить оборудование в классах, в то время как в России, Украине и некоторых других странах этот процесс потребовал значительных усилий и времени. Однако результат был очевиден: зелёный цвет досок стал символом инноваций и заботы о здоровье учащихся.
Особенности восприятия зелёного цвета
Зелёный цвет на школьных досках становится всё более частым выбором в учебных заведениях всего мира, и это решение обладает не только практическими, но и значительными психологическими преимуществами. Ранее доски чаще всего имели серо-красные оттенки, но сегодня зелёный цвет становится популярнее с каждым годом. Психология подсказывает, что зелёный цвет оказывает интересное воздействие на человека:
- Воспринимается как приятный и успокаивающий оттенок. Он ассоциируется с природой и способствует созданию учебной обстановки, которая ближе к окружающей среде. Это может сделать обучение более комфортным и спокойным.
- Способствует подъему умственной деятельности и работоспособности ребенка в целом. Он помогает ученикам лучше концентрироваться и сосредотачиваться на учебных заданиях. Этот цвет создает благоприятное окружение для учебы, что особенно важно в классной комнате.
- Оказывает положительное воздействие на детей в учебном процессе. Его способность совмещать успокаивающие и стимулирующие эффекты делает идеальным выбором для образовательных целей.
Таким образом, зелёный цвет на школьных досках обеспечивает не только эстетическую привлекательность, но и психологические преимущества, способствующие более успешному обучению, что немаловажно в современном мире, где только образованный человек становится успешным и социализированным в обществе.