• Вход
  • Чат
Почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо

Почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо

Выпускники-троечники чаще становятся финансово состоятельнее отличников. Это происходит из-за того, что в отличие от последних они не боятся неудач и стремятся пробовать новое.

Еще лет 15 назад считалось, что успехи ребенка в обучении целиком зависят от его стараний и усидчивости. Теперь же педагогика в корне пересмотрела этот вопрос, официально подтвердив существование ряда факторов, определяющих успеваемость школьника. Именно этот момент объясняет, почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо. Далее рассказывается о причинах, вызывающих дисбаланс, и способах повышения успеваемости ребенка.

Почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо

Причин, почему ребенок учится хорошо или плохо, 2: физические возможности, обусловленные генетикой, и технический или гуманитарный склад ума. Именно они в глобальном плане определяют успеваемость школьника.

почему дети хорошо учатся а другие плохо.png

Для информации! По данным PISA (Международных сравнительных исследований) было установлено, что на успех освоения школьных предметов влияет уровень достатка родителей. Но данный факт ничем не подтвержден. Поэтому указанный аспект современной педагогикой не рассматривается в качестве причины, влияющей на оценки ученика.

Генетика – одна из причин успеваемости или неуспеваемости в школе

Некоторая часть личностных качеств у ребенка закладывается на генетическом уровне и передается от родителей. От их выраженности зависит стремление к получению новых знаний и легкость усвоения информации.

Генетика определяет:

  • пластичность головного мозга, его способность формировать новые нейронные связи;
  • вовлеченность в мотивацию;
  • физическое и ментальное здоровье.

Для информации! По данным исследований, проведенных Университетом Южной Калифорнии, в 60% случаев разные интеллектуальные способности учащихся в школе вызваны генетическими особенностями.

Но один лишь генетический фактор не может на 100% определить, хорошо или плохо будет учиться ребенок. Он работает в совокупности с воздействием внешней среды (отношениями в семье, контактом с учителем, между детьми и прочими элементами социума).

Гуманитарии и техники

Дети могут иметь различный склад ума, определяющий их склонность к техническим или гуманитарным наукам. В первом случае ребенок мыслит логически и последовательно. Ему хорошо поддаются точные науки: математика, физика, информатика и прочие. Но с другими предметами школьной программы у него часто возникают проблемы, то есть им неинтересно долгий период выполнять монотонные задания.

почему один ребенок учится хорошо а другой плохо.png

Другая группа детей может иметь творческий склад ума. Они относятся к гуманитариям, им хорошо поддаются такие предметы как родной и иностранные языки. Ребенок будет получать удовольствие от изучения истории, чтения литературы и других предметов, требующих усидчивости, креативности и развитого воображения.

Репетиторы, решебники, родители – верные помощники школьнику

Способности – не единственный фактор, от которого зависит, почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо. Успеваемость легко подкорректировать дополнительными занятиями. Родители могут разбирать учебный материал с ребенком самостоятельно или обратиться к репетитору. Таким способом легко подтянуть один или несколько предметов, по которым обнаружились пробелы в знаниях.

Для информации! Отличники в классе далеко не всегда бывают одаренными от природы. Нередко успехов в учебе им помогает добиться зубрежка и дополнительные занятия, а не высокий IQ.

Что говорят социологические исследования

Секрет, почему один ребенок учится в школе с удовольствием, а другой плохо, пытается раскрыть социология. Этим вопросом занимаются: «Институт образования», «Высшая школа экономики», все педагогические вузы и ряд других российских учебных заведений.

К типовым факторам, определяющим, почему у школьника хорошая или плохая успеваемость, относят:

  • доступные семье финансовые ресурсы;
  • ценности, прививаемые родителями;
  • генетический фактор;
  • среда, в которой воспитывался малыш еще до школы и другие.

Внимание! Проведенные исследования показали, что половина отличников в стране живет в одной квартире с бабушками и дедушками. Этот фактор установлен как причина высокой успеваемости в школе.

7 причин, почему ребенок плохо учится

Наряду с социальными факторами бывают и психологические причины, почему ребенок плохо учится и не хочет ходить в школу. В их числе низкая мотивация, конфликты в классе, отсутствие персонального подхода и другие. Психологи и педагоги выделили 7 самых распространенных причин, по которым ребенок учится плохо.

Незаинтересованность в учебе

Мотивация играет определяющую роль в обучении ребенка. Приемы, которые следует использовать, чтобы он начал хотеть учиться, зависят от возраста. У младших школьников в приоритете находится внешняя мотивация – похвала и признание его успехов окружающими (родителями, учителем, одноклассниками). При отсутствии заинтересованности в образовательный процесс добавляют игровые элементы.

В старших классах ситуация в корне меняется. Теперь у учеников в приоритете бывают другие, внутренние мотивационные факторы:

  • его будущие профессиональные перспективы;
  • собственные интересы;
  • влияние авторитетов;
  • амбиции.

Главное условие мотивирования детей всех возрастов – отсутствие давления. Не стоит заставлять учиться, это даст противоположный эффект.

Отсутствие индивидуального подхода

Неправильно выбранный способ подачи информации может стать причиной, почему ребенок плохо учится. Педагогам совместно с родителями важно правильно определить, кем является школьник – аудиалом или визуалом, то есть ему проще воспринимать материал на слух или прочитать и законспектировать материал соответственно.

Большое количество дополнительных занятий

Попытки вырастить разносторонне развитого ребенка часто приводят к тому, что он начинает плохо учиться. Интенсивный график школа–секции–уроки вызывают физическое переутомление и эмоциональное выгорание. Нередко на выполнение домашней работы просто не остается времени и сил.

Страх перед плохими оценками

В попытках обеспечить ребенку хорошее будущее родители неосознанно ставят для него высокие планки, в которых нет места тройкам и двойкам. Из-за этого у него формируется фобия плохих оценок, даже если дома за них не ругают. Боязнь неудачи не дает школьнику сосредоточиться и показать настоящий уровень собственных знаний.

почему дети учатся по разному.png

Страх плохих оценок не будет формироваться, если показать ребенку важность самого процесса учебы. Реакцией на двойки с тройками должны стать объяснения, как их исправить и предотвратить их появление в будущем.

Недопонимания с учителем

Нередко ребенок не хочет учить тот или иной предмет из-за конфликта с учителем. Большинство таких ситуаций решается при помощи конструктивного диалога. Нужно по отдельности провести беседу с педагогом и ребенком, выслушав обе точки зрения. Если наладить контакт собственными силами не удается, помочь с этим должна администрация учебного заведения.

Отсутствие примера для подражания

Предпосылкой того, что ребенок не понимает, зачем хорошо учиться, отсутствие правильного образа для подражания. Ни одному школьнику не будет хотеться много заниматься, если перед глазами у него родители, интересы которых не простираются дальше телевизора.

Конфликты с одноклассниками

Тайна снижения успеваемости и нежелания ребенка посещать школу может крыться в конфликте с одноклассником или одноклассниками. Проблема деликатная, вмешательство в нее родителей часто усугубляет ситуацию (особенно, если речь идет об учениках старших классов).

Причины психологического и физического характера

Разный уровень физического и психологического развития часто становится причиной, почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо. Из-за чего у ребенка может быть низкая успеваемость в школе:

  • плохой слух, зрение и прочие патологии, затрудняющие усвоение информации (в том числе аутизм, дислексия, дисграфия и дискалькуляция);
  • задержка развития – проявляется в дисфункции мозга, является следствием черепно-мозговых травм, патологий беременности, перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваниях и прочие;

Внимание! Выявить задержку развития до школы не всегда удается, так как в раннем детстве обучение дается легче. Проблемы могут обнаружиться гораздо позднее.

  • семейные конфликты между родителями вызывают у детей тревожные мысли, мешающие им сосредоточиться на учебном предмете;
  • коммуникативные сложности – обычно проявляются у детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения в первый год обучения в школе;
  • лень.

Спровоцировать получение неудовлетворительных оценок может затяжная болезнь. Большое количество пропусков приводит к появлению пробелов в знаниях, даже если ребенок занимался с родителем дома.

Как повысить успеваемость

Любые начальные способности можно развить и повысить успеваемость. Базовыми компонентами в этом вопросе становятся ресурсы, мотивация и получение удовольствия от учебы.

Ресурсы

Биологические, психологические и интеллектуальные ресурсы ребенка определяют его возможности в обучении. В несоответствии этого параметра с амбициями родителей нередко кроется тайна школьной неуспеваемости.

Если врачи диагностируют у ученика патологию ЦНС, придется подбирать программу, соответствующую уровню его здоровья. В противном случае он не получит хороших оценок и весь учебный материал пройдет мимо него.

Мотивация

У школьников работает 2 типа мотивации: учиться для родителей, учителей и прочих (чтобы получить от них похвалу) и для себя, удовлетворяя собственные потребности. Важно не упустить момент этого перехода и перестать требовать от ребенка высших оценок по предметам, которые ему неинтересны.

почему одни дети хотят учиться а другие нет.png

Как не убить мотивацию вашего ребенка:

  • поощрять стремление к познанию мира;
  • объяснить разницу между школьными отметками и оценкой его как человека;
  • научить не бояться ошибок, показать, как их исправлять.

Доказанный факт! Выпускники-троечники чаще становятся финансово состоятельнее отличников. Это происходит из-за того, что в отличие от последних они не боятся неудач и стремятся пробовать новое.

Удовольствие от учебы

Эффективность учебы во многом зависит от того, получает ли ребенок удовольствие от данного процесса. На его формирование оказывают влияние следующие факторы:

  • ощущение безопасности;
  • способность контроля (себя и обстановки);
  • легкость преодоления трудностей;
  • похвала от родителей и учителей;
  • здоровая конкуренция с одноклассниками.

Чем больше слагаемых будет присутствовать, тем больше удовольствия ученик получит от посещения школы.

Успех по жизни и отличная учеба – не синонимы. Поэтому родителям лучше сфокусировать усилия не на контроле школьных отметок, а на том, чтобы научить ребенка общаться, планировать будущее, а также адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Читайте также

Вам может понравиться