Спрос на репетиторов постоянно растет, по итогам прошлого года он увеличился на 30 % — в топе предметов русский, математика и английский язык. И если по первым двум ажиотаж объясним тем, что экзамены по ним обязательны для всех учеников, то с английским, как считают эксперты, причина, в том, что из всей школьной программы именно уроки иностранного языка тяжелее всего даются детям.
«В российских программах преимущественно используют грамматико- переводной подход с большой опорой на первый язык — простыми словами «читаем-переводим», — объясняет Рори Дункан — педагог языкового лагеря SportZania в Подмосковье, выпускник шотландского университета Стерлинга, — в результате суть учебного процесса сводится к тому, что дети «зубрят лексику», читают вслух, переводят со словарем и готовятся к диктантам, после которых забывают большую часть выученного.
Школьникам тяжело дается обучение по таким методикам, в итоге они начинают ненавидеть иностранный язык, и как следствие, не успевать но нему. Яркий пример: в этом году в наш лагерь приехала девочка 10 лет с полным неприятием предмета — она саботировала первое занятие, категорически отказываясь говорить по-английски. В конце смены она с удовольствием посещала уроки, показывая неплохие знания.
Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно использовать более современные и эффективные методики. Исследования Кембриджского университета доказывают, что задачно-ориентированный подход намного лучше способствует усвоению языка, чем все остальные. В этом случае ученик ориентирован на конкретные задачи, а преподаватель дает тот материал, который нужен для достижения этих целей.
Например, как вам поможет фраза «London is the capital of Great Britain»? С ее помощью вы не сможете сделать заказ в ресторане, забронировать отель или обсудить с другом фильм. Популярное упражнение из задачно-ориентированного подхода — ролевая игра, в ходе которой развиваются практические навыки, дети учатся обсуждать повседневные вопросы — свое отношение к политике, высказывать мнение о новом сериале или игре.
Иностранный язык — это не типичный предмет, как физика, химия или биология, в его изучении важен опыт «проживания» языка, то есть практические навыки. Если школьники понимают, зачем им это нужно, а главное, как они смогут использовать знания — у них появляется мотивация, и как следствие результаты.