В интервью MIR24.TV эксперты рассказали о пользе летней подработки для формирования личности подростка и о рисках, которые с ней сопряжены.
Этому в школе не учат: преимущества летней работы
Следует учитывать возможные недостатки и обеспечивать здоровый баланс между работой и отдыхом. «Решение о том, стоит ли вашему ребенку работать летом, надо принимать с учетом здоровья и индивидуальных особенностей подростка», – говорит генеральный директор группы компаний по комплексному развитию, образованию и отдыху детей «SportZania» Игорь Пугачев.
«Работа помогает подростку приобрести уверенность в себе и почувствовать себя более независимым, – говорит старший преподаватель РЭУ им. Плеханова Армине Григорян. – Он может поэкспериментировать и узнать, какая работа ему больше подходит».
По словам Игоря Пугачева, в летней подработке больше плюсов, чем минусов. Вот только некоторые:
Воспитание финансовой ответственности. Зарабатывая собственные деньги, молодые люди могут узнать о важности составления бюджета, экономии и принятия мудрых финансовых решений. Эти ранние уроки могут заложить прочный фундамент для их будущего финансового благополучия.
Личностный рост. Выполняя такие задания, как обслуживание клиентов, решение проблем и тайм-менеджмент (управление временем), они могут улучшить свои коммуникативные способности, адаптивность и научиться трудовой этике. Эти навыки пригодятся для личностного роста и будущих карьерных перспектив.
Получение опыта работы в реальном мире. Опыта, который выходит за рамки того, чему их учат в школе. Они могут понять динамику рабочего процесса, взаимодействовать с разными типами людей и получить представление о той отрасли, в которой они трудятся. Этот опыт может помочь им принять более взвешенные решения относительно их будущей профессии и карьерных путей.
Улучшение управления временем. Баланс между работой и досугом в летний период требует умелого управления временем. Когда дети и подростки работают, они учатся расставлять приоритеты и корректно распределять время. Эти навыки могут привести к более эффективному управлению временем в других сферах их жизни, таких как учеба, развлечения и внеклассные мероприятия.
Работа в команде. «Работа может научить подростка взаимодействовать слаженно в команде, уважать своих коллег и начальство, что поможет ему приобрести необходимые коммуникационные навыки, которые пригодятся в будущем», – говорит Армине Григорян.
Даже отрицательный опыт может оказаться полезным. Если что-то в плане коммуникации пошло не так, как он себе представлял, то у ребенка появится мощный стимул получить образование и высокий статус в будущем. «За свои 15 лет работы я много раз видел, как школьные подработки помогали повысить мотивацию к учебе, – говорит преподаватель математики, автор проекта «ЕГЭ Чемпион» Сергей Шестаков. – Ведь после реального опыта работы слова «учись, чтобы стать хорошим специалистом и больше зарабатывать» становились намного более понятными и жизненными. В том числе старшеклассники начинали сравнивать свою зарплату с чужими. И делали выводы».
По словам эксперта в организации дистанционной работы, основателя школы удаленных ассистентов АС Анны Сосновой, главное – быть мотивированным и технологичным. «Подработка – не только знакомство с бизнесом и карманные деньги, заработанные своим трудом, но и «прокачка» компетенций. Они научатся строить коммуникацию, быть исполнительными и ответственными, усовершенствуют свои навыки», – считает эксперт.
Усталость и эмоциональный дискомфорт: отрицательные стороны
Но минусы в подростковой работе тоже есть. «Например, у ребенка могут быть пока слабо развиты навыки распределения своего времени, что может привести к попыткам успеть все. Включая развлечения, встречи с друзьями и, возможно, учебу. Такой напряженный график может сказаться на здоровье подростка», – говорит заместитель генерального директора сервиса Работа.ру Александр Ветерков.
Есть вероятность не восстановить эмоциональное здоровье, отмечает Игорь Пугачев. «Отдых помогает ребенку справляться со стрессом и напряжением, вызванными учебным процессом. Развлечения и разнообразие во время отдыха дают детям возможность расслабиться и восстановиться. Также отдых положительно влияет на когнитивное развитие детей. Игры и развлечения стимулируют творчество, мышление и навыки решения проблем. Время, проведенное в свободной от школы атмосфере, позволяет детям учиться и познавать мир вокруг себя в более расслабленном и непринужденном режиме. Только уделяя нужное количество времени на отдых, можно обеспечить гармоничное развитие и благополучие детей, помогая им стать успешными, здоровыми и счастливыми взрослыми», – считает эксперт.
«Повышенный уровень стресса у детей – серьезная проблема, которая может привести к негативным последствиям для их физического и психического здоровья, включая проблемы с сердечно-сосудистой системой, – напоминает Игорь Пугачев. – Также стресс может серьезно повлиять на иммунную систему подростка. При повышенном уровне стресса организм производит больше кортизола, гормона стресса, который может подавлять иммунитет. В результате старшеклассники становятся более уязвимыми для инфекций и вирусов».
По словам эксперта, дети, испытывающие повышенный уровень стресса, могут столкнуться с проблемами психического здоровья, такими как тревожность и депрессия. «Эти состояния могут стать хроническими и серьезно повлиять на качество жизни ребенка. Также высокий уровень стресса может негативно сказаться и на самооценке ребенка, и на его способности общаться с окружающими. Поэтому родителям нужно внимательно следить за состоянием подростка и успеть вмешаться, если что-то пойдет не так», – говорит эксперт.
Как искать первую подработку и нужно ли вмешиваться родителям?
Если подросток уверен в своем стремлении работать летом, родители должны помочь ему найти подходящее занятие.
«По закону дети до 14 лет могут работать только в творческой сфере: театрах, цирке. От 14 до 16 можно работать в любой отрасли, которая не связана с тяжелым физическим трудом или опасными условиями. С 16 лет можно оформлять статус самозанятого, – говорит Александр Ветерков. – Найти работу подростку не всегда легко: многие компании не готовы брать на себя повышенную ответственность и трудоустраивать несовершеннолетних. По данным нашего опроса, только 15% работодателей планируют в этом сезоне нанимать старших школьников и студентов. Чаще всего подросткам предлагают работу промоутерами, распространителями газет, курьерами, бариста, операторами call-центров, расклейщиками объявлений. Также несовершеннолетние могут помогать за денежное вознаграждение вне компаний, например, соседям – убирать квартиру, выгуливать домашних питомцев или приглядывать за детьми».
«Школьники могут помогать бизнесу в несложном видеомонтаже, ведении соцсетей, создании материалов (буклетов, картинок для соцсетей), поиске информации по запросу и другое. Старшеклассники могут взять на себя также деловую переписку и коммуникации, – говорит Анна Сосновая. – Ассистентов сейчас ищут абсолютно разные ниши и эксперты: производственные компании, психологи, онлайн-школы (подготовки школьников к ЕГЭ, финансовой грамотности, психологии), стилисты и другие». Школьники обычно обладают хорошими цифровыми навыками. Новое поколение быстро разбирается в технологиях, приложениях, соцсетях. А это в настоящее время особенно требуется бизнесу. Руководители ищут мобильных людей, которые «на ты» со всем вышеперечисленным.
Работу для подростков можно найти и с помощью государственных организаций, курирующих это направление, говорит психоаналитик, сотрудник ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России Андрей Кашкаров. «Прежде всего информацию о вариантах, местах, правилах, требованиях, сроках подачи заявки, документальном сопровождении (справках) можно получить в районном центре занятости населения, действующем в каждом регионе страны. Вторая «полезная» профильная организация – территориальный отдел социальной защиты населения (под эгидой комитета по социальной политике администрации региона)».
Третье реально помогающее учреждение – комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН) в каждом районе. Здесь могут направить подростков для временной летней занятости с заработком 13-16 тыс. рублей в месяц. Обычно там работают с детьми из многодетных и неполных семей, а также с трудными подростками, но обратиться в КЦСОН может любой родитель (для своего ребенка), не только из названных выше категорий, и получить помощь.
«Для получения направления на работу необходимо обращаться в эти места. Как правило, работа подростков в летний период организуется в сфере озеленения участков, помощи коммунальным службам и в садово-парковом хозяйстве. Работа несложная и неопасная, – говорит эксперт. – С подростками обязательно заключается договор. В отношении них действуют все доступные взрослым работникам права. Работодатель контролирует режим труда и отдыха».
Один из примеров – работа подростков летом в Гатчинском парке Ленинградской области. Сформированная группа подростков с обязательным куратором-наставником закрепляется за конкретным учреждением-работодателем с заключением соответствующего договора между администрацией района (КЦСОН или иные организации) и работодателем.
Родителям стоит рассказать подросткам, как искать работу и проверить компанию на предмет безопасности. «Объясняйте, подсказывайте, советуйте, но не ищите работу за них, – говорит Сергей Шестаков. – Первые пару звонков можете сделать за подростка, или попросите поставить на громкую связь и подсказывайте, если ребенку трудно провести переговоры самостоятельно».
«Не мешайте своему ребенку пробиваться, пробовать и ошибаться. Давайте обратную связь, но не настаивайте на своем, если ошибки не критичны. Вы же не ставите ему цели заработать максимально возможную сумму на этой работе? Вряд ли он много заработает. А опыт получит. Вот пусть на нем и сконцентрируется. И еще один очень важный момент. Не лишайте подростка карманных денег. Если вы всегда ему давали деньги на текущие расходы, продолжайте давать. Если вы скажете ему: «Теперь сам за себя везде плати», вы рискуйте отбить у него желание работать. Его логика будет такой: «Если я все равно получу столько же, зачем мне тогда работать?», – заключил эксперт.