Вырастить счастливого и успешного ребенка – мечта каждого родителя. Но процесс воспитания не происходит легко. Врожденный педагогический дар встречается крайне редко. Спасают книги, сайты и лекции психологов и педагогов, которые исходя из многолетнего опыта, вывели правила воспитания детей.
Следуя этим советам, можно избежать основных ошибок в воспитании и наладить общение с подрастающим поколением без криков, слез и скандалов.
Любовь и принятие без условий
Пожалуй, это главное. Родители для ребенка – это тихая гавань, в которой он всегда должен найти утешение, тепло и поддержку. Потребности в любви, принятии и защите лежат в основе базового доверия к миру.
Поэтому любите свое юное продолжение просто так – уже за то, то что сын или дочь появились на свет. И почаще говорите об этом.
Если ваш малыш будет уверен, что вы примете его любого, он не будет бояться ошибочных действий и покорит много новых высот.
ВАЖНО: особенно необходимо принятие в переходном возрасте. Тинейджеры испытывают на прочность весь мир и семью в первую очередь. Поэтому запаситесь недюжинным терпением и переживите этот период гормональных бурь, не забывая напоминать колючему подростку, что он вам дорог и с розовыми волосами, и с новой татуировкой.
Ключевой фактор для выполнения этого правила – умение слушать и слышать. Это основа доверительных и близких детско-родительских отношений.
Детские потребности формируют глубинные убеждения
Взрослым кажется, что и малышам, и подросткам нужно все и сразу. От бесконечных «хотелок» порой голова идет кругом.
Но в психологии различают всего 6 базовых потребностей, удовлетворение которых закладывает крепкий фундамент для оптимального развития растущей личности.
В число базовых потребностей входят:
- Безопасность – говорим «нет» жестокому обращению. Люди, которые подверглись физическому или эмоциональному насилию в детстве, получают психологическую травму на всю жизнь.
- Привязанность – каждому маленькому человеку нужен опыт любви, привязанности и внимания. И изначально это должно исходить из семьи, а уже потом – от приятелей и знакомых. Если данная потребность не удовлетворяется или удовлетворяется частично, в будущем это чревато развитием чувства потерянности и отдаленности от мира.
- Независимость – у ребенка должна быть граница ответственности, в рамках которой он учится принимать решения соответственно возрасту. В семьях с гиперопекой, стремление к независимости игнорируется, в результате развивается инфантилизм и зависимость от чужого мнения.
- Признание ценности – лежит в основе адекватного самовосприятия. Вытекает из первого принципа – без безусловного принятия не формируется и понятия ценности. Перекос в этом приводит к занижению самооценки и появлению всевозможных комплексов.
- Свобода игры и самовыражения – родители не считают игры источником детского саморазвития и постоянно занимают своих отпрысков исключительно полезными занятиями. Но именно через игру мир познается легко и просто. В игровом процессе развиваются такие стороны личности, как креативность, быстрота реакций и ощущение важности любого вида деятельности. Если желание родителей «полезного досуга» будет постоянно превалировать над детским стремлением к играм, в будущем такие люди не смогут отстаивать свои желания и будут всегда на вторых ролях.
- Знание дозволенного и самоконтроль – формирующейся личности важно понимать границы дозволенного. Это упрощает мир и учит уважать желания, мысли и чувства других людей.
ВАЖНО: только при удовлетворении базовых потребностей возможно гармоничное развитие и движение к таким целям, как познание и самореализация.
Четким семейным правилам – быть
Ребенку обязательно нужны правила, и, если уж быть честными до конца, взрослым тоже. Поэтому в идеале правила должны быть установлены не только для младших, но и для всех членов семьи. Это намного облегчает и жизнь, и процесс воспитания.
Но устанавливать требования и условия нужно исходя из определенной логики. Главное – быть последовательными и слушать голос разума.
Чтобы правила не только устанавливались, но и выполнялись, нужно придерживаться следующих позиций:
- требований не должно быть слишком много;
- они должны быть понятными и четкими;
- все пункты – гибкие и согласованные между всеми членами семьи;
- твердых запретов должно быть мало, и они должны быть безоговорочными;
- если уровень жесткости для правила не установлен – компромиссы приветствуются.
Визуально, чтобы облегчить младшим членам семьи принятие и соблюдение условий, можно требования разделить на 4 цветовые зоны, соблюдая принцип светофора:
- Зеленая зона – зона ответственности ребенка. Туда входит то, что он может делать самостоятельно, без согласования с родителями – выбирать, в какие игры играть, с кем дружить, на какие кружки ходить и т. д.
- Желтая зона – правила, которые требуют обсуждения со взрослыми. Эти требования вырабатываются путем компромисса с учетом желаний обеих сторон – время прихода с вечерней или дневной прогулки, количество часов в неделю, проводимых за гаджетами и др.
- Оранжевая зона – мягкие ограничения. То, что может быть разрешено в исключительных случаях, и эти случаи также оговорены заранее – возможность не ходить в школу или детский сад в день важного мероприятия или лечь поздно спать в день рождения.
- Красная зона – жесткие запреты, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах.
Не стоит думать, что наличие правил – это ограничение детской свободы и ущемление прав. Наоборот, это необходимое упорядочивание жизни. Когда ограничения отменяются, сначала возникает радость, которая быстро сменяется ощущением ненужности и брошенности.
Совместная деятельность сближает и воспитывает
Часто родителям сложно выделить специальное время для пресловутой совместной деятельности. Но это и не нужно.
ВАЖНО: любое дело – будь то готовка, уборка или поездка на дачу – можно превратить в полезное совместное занятие, чтобы передать новому поколению социальный опыт.
Чтобы все получилось, нужно понимать отличительные черты совместной деятельности как воспитательного момента.
К ним относятся:
- общие интересы;
- искренняя эмоциональная вовлеченность всех участников процесса;
- постоянный контакт между родителями и ребенком на протяжении всего времяпрепровождения.
Если что-то уже хорошо выходит, нужно двигаться вперед и учиться чему-то более сложному. Это дает толчок к развитию целеустремленности, самостоятельности и ответственности.
По мнению большинства психологов, совместная деятельность со взрослыми – золотое время детства, радость от которого запоминается на всю жизнь. Такой досуг укрепляет авторитет родителей и открывает новые грани общения между членами семьи.
Наказания должны быть редкими и осмысленными
Взрослые привыкли, чуть что – грозить отпрыскам наказаниями. Но не стоит только на исключительной строгости строить все правила воспитания детей, иначе можно серьезно исказить детскую систему ценностей.
ВАЖНО: наказания нужно применять с осторожностью, и лучший вариант – лишение чего-то хорошего, чем причинение чего-то плохого.
Нужно понимать, что плохое поведение, каприз или баловство – способ общения взрослеющего человека, которым он пытается выразить свой дискомфорт. Относится к этому нужно серьезно, с пониманием, но не зацикливаться на этом – поменьше критиковать ошибки, а двигаться дальше с позитивным настроем.
Естественно, что без наказаний нельзя вырастить ребенка, но они должны быть разумными и справедливыми.
Особое внимание следует уделять тону, которым выносится «приговор». Даже жесткое решение должно быть высказано разъяснительным и дружеским тоном, но никак не командно-приказным.
Последовательность – ключ к успеху
Нет ничего хуже для формирования подрастающей личности, чем хаотичный и непредсказуемый стиль воспитания – когда сегодня – одни требования, а завтра – другие. Такая ситуация проявляется в семьях, где родители растят ребенка без определенного порядка, не задумываясь о выработке четкой воспитательной линии и применяемых методах.
ВАЖНО: последовательность, системность и непротиворечивость действий и мыслей старших дает подрастающему поколению уверенность в завтрашнем дне.
Когда взрослые воспитывают в единых принципах, правила ясно обозначены и соблюдаются изо дня в день – детское развитие происходит быстрее, так как чувствуется стабильность ситуации.
В единства – сила
Частая ошибка в воспитательном процессе – несогласованность действий старших членов семьи.
Классический пример – не разрешает мама, пойду спрошу у папы. А если и мама, и папа против – на помощь придет бабушка или дедушка.
Но такие разноплановые действия и модели поведения отрицательно сказываются на детской психике. Ребенок приучается манипулировать людьми, становится неуправляемым, а у взрослых серьезно падает авторитет.
Еще хуже – разные родительские требования и неоправданно высокие ожидания. И первые, и вторые сильно искажают детское самовосприятие, так нет четкого понимания, что же делать и чему соответствовать.
Поэтому воспитательные действия и требования родителей должны быть согласованными. Мама и папа должны поддерживать авторитет другу другу и ни в коем случае не выставлять противоречивые условия. Вмешательство же в воспитание бабушек и дедушек должно быть аккуратным и неагрессивным, чтобы не нарушать внутреннее семейное равновесие.
Самостоятельность равно успешность
Раннее приучение к самостоятельности несет исключительно положительные моменты.
В такой ситуации:
- ребенок учится принимать решения и нести за них ответственность;
- растет уровень познавательной активности;
- появляется внутренняя мотивация и собранность.
Но для успешного развития этих навыков, важно исключить те стили воспитания, которые не предусматривают формирование независимой и зрелой личности.
К ним относятся:
- излишний авторитаризм – когда слово взрослого – беспрекословный закон;
- гиперопека – чрезмерная защита от опасностей мира, контроль на каждом шагу;
- попустительский либерализм – разрешено все, без ограничений;
- родительское равнодушие.
Главное правило для родителей в этом направлении – не вмешиваться в те дела, которые сын или дочь могут делать самостоятельно. Можно быть рядом, оказывать моральную поддержку, но вмешиваться только в крайнем случае – если затруднения становятся непреодолимыми.
ВАЖНО: одновременно с самостоятельностью у юной личности формируется и настойчивость к достижению поставленных целей, но нужно избегать перфекционизма.
Перехвалить нельзя
Разумная и искренняя похвала – неотъемлемая часть системы воспитательных правил.
Хвалите свое дитя как можно чаще – желательно каждый день, и даже несколько раз в день, и особенно после наказаний. Это условие обязательно к выполнению как для малышей, так и для тинейджеров.
Ребенок, который чувствует постоянное одобрение взрослых, не боится идти вперед к достижению самых высоких целей.
Поэтому верьте в своих детей, как можно чаще говорите им об этом, обращайте внимание даже на малейшие успехи – и тогда все получится.
Ошибиться может каждый
Крылатое выражение «На ошибках учатся» применимо для периода взросления любого человека. Поэтому не стоит каждый плохой поступок воспринимать как трагедию вселенского масштаба и срочно пересматривать систему воспитания. Право ошибаться должно быть у каждого.
Лучший выход из ситуации – обстоятельная беседа, желательно с личными примерами из взрослой жизни, чтобы ребенок разобрался в ситуации и в дальнейшем не совершал досадных промахов.
Главное – беседовать без нотаций и нравоучений, а спокойно, доверительно, на равных.
Грамотное соблюдение этих рекомендаций помогут облегчить воспитательный процесс и вывести детско-родительские отношения на новый уровень.