Коммуникации — способность людей правильно выражать свои эмоции и мысли, а также воспринимать и обрабатывать информацию от собеседника. Это нравственно-этические нормы, социально значимые умения. Родители с ранних лет должны уделять пристальное внимание развитию коммуникативных навыков детей. Они в разговорах и на собственном примере обязаны разъяснять правила и нормы взаимодействия, отношений с ровесниками. На практике нужно показывать, что такое дружелюбие, сопереживание, обращение к собеседнику, умение выслушать, аргументировать свою точку зрения, избежать конфликта.
Что такое коммуникативные навыки
Communicativeness — слово, в переводе с английского языка обозначающее «сообщающийся», то есть человек, который умеет выстраивать диалог, контакт и личные взаимоотношения с собеседником. Это часть социума, нравственного, психологического и этического воспитания.
Еще с ранних лет ребенок должен учиться взаимодействию: правильно воспринимать полученную информацию, обрабатывать ее, давать обратную связь. При наличии собственных мыслей, идей, своего мнения, при возникновении ощущений и чувств нужно научиться правильно выражать их. Тогда коммуникации не принесут дискомфорта, дети смогут избегать конфликтных ситуаций.
Коммуникативные навыки стоит развивать с первых месяцев жизни. Родители на собственном примере должны показывать, как общаться с людьми.
Как взрослые смогут развивать такие умения у ребенка:
- при возникновении конфликта нужно показать правила взаимодействия — выслушать, понять, высказать свои мысли, прийти к общему мнению;
- при общении со сверстниками обязательно стоит обращаться только к ним, показывать свое дружелюбие, проявлять интерес к их точке зрения, сопереживать, благодарить;
- к своему мнению и к своей личности нужно тактично привлекать внимание, не криками, а спокойными фразами, взглядами, жестами.
Применение таких практических занятий позволит улучшить качество жизни, стать более адаптированным к социуму, обществу.
Коммуникативные навыки детей: зачем нужны умения общаться
Чтобы выстраивать социальные связи, стать полноправным членом общества, мальчишки и девчонки обязаны уметь слушать, слышать и высказывать свое мнение, используя правильные слова и фразы, невербальную информацию. В этом случае можно привить коммуникативные навыки через желание разговаривать, знание основ, правил и тактик общения.
Желание общаться
Взрослый человек привык окружать себя компаниями, в которых ему комфортно. Общение с ними проходит легко и непринужденно. Если есть потребность в контакте с иными людьми, мы мотивируем себя самостоятельно, ищем возможности для диалога.
Ребенок такими навыками не обладает. С детства его нужно приучать к разговору. Он должен сам выражать желание общаться со сверстниками, поддерживать с ними контакт. Только при наличии этой потребности он адаптируется в социуме.
Знать, как общаться
Важно не только желать контактировать, но и знать, как общаться со знакомым человеком. Для этого родители должны научить ребенка:
- здороваться и прощаться, благодарить, просить прощения;
- слушать, слышать, давать обратную связь, поддерживать разговор;
- решать конфликты.
Эти аспекты дадут основу для плодотворного и бесконфликтного общения.
Умение общаться
Подразумевает, что ребенок применяет коммуникативные навыки на практике. Во время разговора следует заинтересовать маленького собеседника, привлечь его внимание, высказать свое мнение. Важно правильно взаимодействовать — аргументировать и принимать точку зрения другого человека.
Также нужно знать, как предотвратить конфликт, каким образом установить баланс в общении.
Коммуникации дошкольников: как формируется это умение у малышей
Педагоги, воспитатели, родители советуют начинать развитие коммуникативных навыков детей с первых дней жизни. В детском саду такое обучение обладает рядом особенностей.
От рождения до 2 лет
Общение годовалых малышей обычно ограничивается семьей. В основном ребенок контактирует через взгляды, жесты, первые звуки. Однако он слышит и чувствует. Коммуникативные навыки развиваются именно при прямом взаимодействии с малышом — как мама и папа обращаются к нему, каким образом реагируют на его просьбы, желания.
От 2 до 4 лет
В данный период времени малыш учится играть в компании, взаимодействовать со сверстниками. Он идет в детский сад, где приходится уже иначе демонстрировать эмоции. Круг взрослых людей расширяется воспитателями. Он уже осознает, что простые слова и мимика не помогут в общении. Приходится устанавливать контакт и развивать речевые навыки.
От 4 до 6 лет
Постепенно ребенок меняет мировоззрение. Он активно познает окружающий мир. Круг его знакомых расширяется. Девочки и мальчики начинают понимать правила общения, использовать их в жизненных ситуациях. Коммуникации выстраиваются в том числе со сверстниками и взрослыми людьми.
От 6 лет и старше
В этот период ребенка окружают не только близкие, но и незнакомые люди. Он начинает выстраивать с ними определенную манеру общения, проявляя определенные качества личности и индивидуальности. Ребенок слышит, готов к открытому диалогу, способен выстраивать план общения.
Чем больше дети коммуницируют, тем удачнее они учатся раскрывать свои возможности, тем обширнее их знания и умения.
Роль семьи: как мама и папа влияют на коммуникативные навыки ребенка
Малыш успешно адаптируется в новой для него среде, если правилам и нормам его обучили родители. А воспитали должны развивать в нем умение и желание вести диалог.
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков заключается в практической демонстрации:
- как обращаться к людям;
- проявлять свои эмоции;
- высказывать свое мнение;
- принимать точку зрения другого человека.
Мама и папа должны научить малыша воспринимать других людей и коллективы адекватно. Любое общество нужно оценивать не с точки зрения своего эго, а комплексно. Взаимодействие с ровесниками и старшим поколением должно строиться на принципах взаимоуважения и дружелюбия.
Важные нормы и правила в коммуникациях исходят от родителей. Любое неуважительное отношение к ребенку в итоге повлияет на то, что он будет относиться к окружающим с такими же оценками. Нужно научить его:
- говорить, вступать в диалог с конкретными эмоциями;
- выслушивать собеседника;
- использовать вербальные и невербальные каналы связи.
Только так социальная адаптация в детском саду, в школе пройдет успешно. Ребенок не только с воспитателями и педагогами, с репетиторами и учащимися будет общаться правильно, но и вести себя адекватно по отношению к окружающим его людям.
Методы развития коммуникативных навыков
В раннем возрасте ребенок учится правильному общению через познание окружающего мира — игры и простые упражнения, направленные на развитие навыков.
Развиваем коммуникативные навыки играючи
Игры способны научить выражать свои эмоции в бессловесной форме, развить речевую выразительность, разрешать конфликтные ситуации, сопереживать.
Основные варианты:
- Паровозик. Взрослый человек говорит свое имя и что он — локомотив. Ребенок должен ответить, что он вагончик и каково его имя. И так по цепочке.
- Рассмеши Несмеяну. Помогает ребенку научиться бессловесному, невербальному общению. Малыш должен состроить рожицу, которая поможет рассмешить грустного взрослого ведущего.
- Комплименты. Взрослый просит рассказать о сверстнике в положительном контексте. Учит детей любого возраста говорить добрые слова в адрес собеседника.
Игровая форма позволит ненавязчиво и быстро обучить детей основам, нормам и правилам общения.
Упражнения, развивающие коммуникативность
Эти упражнения способны помочь малышам обучиться основам взаимодействия с людьми в социуме:
- детям раннего возраста можно предложить из всех картинок выбрать положительные и негативные изображения;
- дошкольники охотно составляют рассказы о выбранном из общего ряда предмете;
- школьники могут пересказать литературное произведение, охарактеризовать героев, они спокойно рассказывают друг о друге, выделяют плюсы того или иного ровесника.
Важно привлекать к занятиям сверстников, чтобы строить общение и вместе делать акценты на том, что получилось, а что — нет.
Развитие коммуникаций в повседневности
Чтобы человек комфортно ощущал себя в коллективе, важно создать доброжелательную обстановку. Так и ребенок: он охотно общается, раскрывается только в команде, где его ценят, воспринимают без критики и постоянного негатива.
Родители и педагоги должны сформировать благоприятный психологический микроклимат, они обязаны поддерживать маленького члена общества, давать возможность самоутверждения и общения.
Важно в любом возрасте адекватно реагировать на просьбы ребенка, на его эмоции, переживания. Главное — давать действенные советы по поводу того, как пережить трудности, как в жизни справиться с проблемами и кризисом. Тогда и детство будет счастливым, и общение будет приносить только радость.
Что должны знать и уметь родители
Развитие коммуникативных навыков ребенка будет начинаться с постоянного общения с мамой и папой. Важно ежедневно проявлять интерес к деятельности малыша: чем он занимался, каких успехов добился.
Полезно выбирать общие темы для обсуждения, например, просмотр мультфильма или посещение выставки. Родители должны не только отводить ребенка на занятия, но и играть, упражняться в выстраивании диалога дома.
Навыки по общению следует формировать регулярно. Пусть мальчики, девочки рассказывают о том, что они смогли создать, например, рисунок или поделку. Разрешите им детально описать свое творчество. Пусть они открыто выражают эмоции. Найдите в них положительные аспекты и помогите справиться с грустью. В этом случае психологический комфорт в семье будет обеспечен, а ребенок научится правильно вести себя в другой обстановке.