Иногда детские фантазии вызывают у взрослых растерянность и тревогу, а также вопросы касательно поведения и даже здоровья ребенка. Разберемся со всем подробно.
Зачем ребенок фантазирует и начинает врать
Именно в детстве человек создает свои самые яркие фантазии. Тематика может быть самой разнообразной. Это важный механизм. который позволяет развивать:- творческие способности;
- воображение;
- интеллект;
- мышление;
- познавательную активность.
Помимо создания своего мира, ребятишки могут прибегать ко лжи. Это неосознанно: они экспериментируют с различными социальными ролями и оценивают реакции окружающих на свои истории.
Дети могут скрывать правду по нескольким причинам:
- У них еще недостаточно развиты моральные принципы и отсутствует понимание того, что является правдой, а что – ложью.
- Не понимают, что обман может навредить другим людям.
- Используют вранье для получения желаемого результата.
- Желают уберечь себя от неприятностей или сохранить репутацию.
- Имитируют поведение взрослых, использующих обман в своих целях.
- Испытывают недостаток внимания и заботы со стороны родителей и таким образом желают привлечь интерес к себе или вызвать чувства.
- Хотят защитить себя от насилия или наказания.
Детская фантазия и ложь – нормальная часть развития и процесса самоидентификации. Вместо осуждения взрослым важно проявить терпение и понимание, помочь ребенку осознать, почему лгать плохо.
Этап взросления
Одной из стадий взросления ребенка становится переход от фантазии к воображению. Это значит, маленький человек не просто исследует окружающий его мир, а придумывает для себя новые сценарии и варианты развития событий. На стадии раннего развития малыши используют фантазии для создания различных ситуаций. Нередко в ход идут подручные предметы и инструменты. К примеру, карандаш становится волшебной палочкой и помогает вообразить себя могущественным магом. С возрастом потребность в подручных средствах теряется, и ребенок начинает создавать собственный мир в своем сознании. Это признак развития богатого воображения. Воображение – это тип мышления, более сложный, чем фантазирование. С его помощью дети обрабатывают реальные события и создают на их основе новые варианты собственной карты мира. На этом этапе важными свойствами являются:- умения - действия,благодаря г которым человек приобретает те или иные навыки;
- творческое мышление - позволяет решать возникшие проблемы и создавать новые концепции и идеи;
- эмоциональный интеллект - понимание чувств и эмоций как собственных, так и других людей;
- социальные навыки - умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, совместные игры и обучающие занятия;
- расширение словарного запаса;
- физическое развитие , уровень мелкой моторики.
Откуда берутся фантази
Как связаны фантазии с действительностью
Сигналы тревоги
Ребенок много фантазирует в 3-4 года
Фантазии в возрасте 3-4 года является нормальным и важным этапом развития детей. Они могут легко переносить себя в роли различных персонажей, животных или предметов. Благодаря этому ребятишки безопасно переживают разнообразные ситуации и эмоции. Это ведет к развитию эмоционального интеллекта и абстрактного мышления.
Выдумки в этом возрасте способствуют развитию коммуникативных навыков. Возможность выражать себя через игру и придумывания историй хорошо способствует развитию речи.
Фантазирование в этом возрасте проявляется и в форме ролевых игр. Ребенок принимает на себя различные роли: доктор, учитель, пожарный. Это помогает освоить социальные навыки, понять свою роль в обществе и сформировать эмпатию.
В эти годы развития нужно создать хорошее, безопасное и поддерживающее пространство, где ребятишки смогут без стеснения выражать свои идеи и фантазировать.
Почему ребенок фантазирует в 5, 6, 7 лет
В эти годы дети начинают активно фантазировать, благодаря этому развиваются когнитивные способности. Они осознают, что могут создавать и менять реальность в своем воображении. Экспериментируют с различными эмоциями, осознают причины и последствия. Начинают лучше понимать свои чувства и осваивать способы регуляции.
Придумывание образов становятся основным развлечением, позволяет ребятишкам мечтать и ставить цели. В этом возрасте дети не всегда способны отличить вымышленные представления от реальных воспоминаний. К примеру, если утром девочка сочинила историю о походе, то она может смешать эти фантазии с реальными событиями. Это нормальный процесс и не стоит бояться.
Когда воображение будет развито в достаточной степени, ребенок научится самостоятельно отличать вымышленные истории от действительных воспоминаний. Не стоит ругать, стыдить его за фантазии и говорить, что это плохо. Воображение является основой для творчества и хорошо будет поддержать ребенка в этом процессе. Это поможет развить творчество и креативность.
Если фантазии в 8-9 лет
Дети могут создавать целые миры, наполнять их сказочными существами и придумывать захватывающие истории. Но что делать, если ребенку уже 8 или 9 лет, а он все еще фантазирует и утверждает, что это правда?
По большей части такое поведение связано с особенностями личности ребенка. Некоторые ребятишки обладают более развитым воображением и предпочитают фантазировать дольше, чем другие. Также такая выдумка может выступать средством эмоциональной защиты от стресса, помочь лучше понять и пережить эмоции.
Если ребенок фантазирует и считает выдумку правдой, то не стоит говорить, что это плохо. Необходимо объяснить разницу между реальностью и вымыслом. Расскажите, что фантазии – это игра воображения помогающая развить творческие способности, но она не являются реальностью. Попросите объяснить, какая часть его истории вымышленная, а какая – правдивая. Поддерживайте его фантазии, но также помогите отличать их от реальности.
Однако, если ребенок продолжает настаивать на правдивости своих фантазий и кажется, что это начинает влиять на его поведение или социальные отношения, то хорошо будет обратиться за помощью к психологу. Патологическое фантазирование может свидетельствовать о некоторых психологических проблемах требующих внимания и поддержки специалиста.
Что делать если ребенок фантазирует?
Необходимо уважать и развивать индивидуальность детей, а также учить их использовать фантазию в полезных целях. Следующие рекомендации помогут в этом:
- Знакомство с фантазией.
Фантазирование является естественной и важной частью детского развития. Помогает познать и изучить мир вокруг себя. Поэтому важно понять, что выдумки необходимы и способствуют развитию ребятишек.
- Позитивная реакция.
Вместо того чтобы запрещать фантазировать, хорошо будет проявить интерес к мыслям ребенка. Поддерживающая реакция родителей поможет улучшить воображение.
- Понимание границ.
Важно научить ребятишек различать вымышленный и реальный мир. Помогите понять, что некоторые идеи или истории возможны только в воображении, а в настоящей жизни есть определенные ограничения и правила.
- Диалог и коммуникация.
Задавайте детям вопросы, интересуйтесь их мыслями и идеями. Это поможет установить контакт, усилить доверие и понять их восприятие действительности.
- Разнообразие опыта.
Предлагайте ребятишкам различные средства для выражения и развития фантазии. Книги, игры, рисование, конструирование и театральные постановки будут полезными инструментами для расширения их воображения.
Хорошо если ребенок фантазирует. Это здоровый способ развить его творческий потенциал.
Как сберечь «полезную» фантазию?
Период фантазирования это не просто игра, а ключ к развитию способностей детей. Воображение имеет огромное значение для их эмоционального, познавательного и социального роста. Поэтому основная задача родителей сохранение и стимулирование фантазии. Рассмотрим стратегии помогающие поддержать и развить "полезную" выдумку у ребенка.
- Создание безопасной и подходящей среды.
Такое пространство позволит малышу свободно развивать фантазию. Обеспечьте доступ к различным игрушкам, книгам, материалам для рисования и конструирования. Позвольте ребенку самому выбирать с чем играть и создайте условия для развития его воображения.
- Поощрение ролевых и активных игр.
Ролевые забавы развивают у ребятишек фантазию и социальные навыки. Поощряйте участие в них, предлагайте различные роли и сюжеты.
Поддерживайте интерес к активным играм требующих движения и фантазии. Тем самым вы способствуете развитию логического мышления и умению решать нестандартные задачи.
- Прочтение книг.
Книги выступают хорошим источником вдохновения. Читайте книги разных жанров и стилей, обсуждайте истории и дайте возможность говорить о своих мыслях, позвольте создать собственные концовки и продолжения. Задавайте вопросы, они помогут углубить понимание и фантазию.
- Время для свободной игры.
Это содействует еще большему развитию воображения у ребенка. Предоставляйте время для игры без правил и разрешите делать все без ограничений.
- Не ограничивайте.
Позволяйте ребятишкам экспериментировать, создавать собственные истории и придумывать новые идеи. Не ограничивайте творческое мышление, а поддерживайте и вдохновляйте.
- Прогулки на природе.
Устраивайте семейные походы в парк или на природу. Открытое пространство активизирует воображение и помогает развитию креативности.
Поддерживая и стимулируя фантазию, родители содействуют совершенствованию творческого мышления у ребятишек. В процессе воображаемой игры, дети используют память, внимание, концентрацию, логическое мышление и планирование. Этот опыт развивает умственные способности, помогает учиться и применять полученные знания в жизни.