Иногда родители и учителя сталкиваются с тем, что ребенок боится отвечать на уроках. Это может происходить по разным причинам, среди которых специалисты выделяют внутренние и внешние. В данной статье рассмотрим их и способы исправить ситуацию со страхом и стеснением на уроке.
Почему дети боятся отвечать на уроках
Причин, по которым ребенок может бояться отвечать на уроках, довольно много. Они могут быть вызваны как внешними обстоятельствами, так и внутренними конфликтами. Наиболее распространенные из них следующие:
- Боязнь неудач. Более склонны к этому дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе. Эти ребята могут знать правильный ответ, но не решаются его озвучить. Обычно виной тому – строгие родители, которые предпочитают наказывать своих детей физически или лишать их чего-то (компьютера, телефона, интернета, карманных денег) за плохие оценки.
- Боязнь конкретного преподавателя. Как правило, для таких детей свойственно молчать только на тех уроках, которые ведет этот педагог. Такие люди часто унижают учеников, которые ошибаются, критикует их. Соответственно, у детей в такой ситуации довольно быстро формируется страх отвечать на занятиях этого учителя.
- Дефекты речи (или физические недостатки). Ребенок банально боится начать говорить на уроке у доски, потому что в этот момент на него смотрят одноклассники и сам преподаватель. Он чувствует себя некомфортно, потому что отличается от других. Это и становится причиной ошибок, которые впоследствии заставляют чувствовать себя неудачником.
- Обстановка в классе. Если ребенок подвергается буллингу со стороны одноклассников, он чаще ошибается во время устных ответов. В дальнейшем это приводит к тому, что ученик выбирает вариант, при котором он отсиживается, и над ним издеваются меньше. Так он старается избегать неудач и насмешек.
Каждая из этих причин требует тщательной проработки, поскольку может привести к тому, что ребенок замкнется в себе и станет нелюдимым. В контексте школьного обучения это неизбежно приводит к снижению успеваемости, плохим оценкам и неудачам на экзамене.
Как помочь ребенку отвечать на уроках: советы учителям и родителям
С причинами данной проблемы придется бороться по-разному в зависимости от того, что спровоцировало ее появление. Рассмотрим основные рекомендации для родителей.
Если ребенок слабо знает предмет
Если ученик не готов ответить на заданный вопрос на уроке, он будет молчать, стоя у доски. Причин этому несколько:
- Лень. Ребенок не подготовил тему или не выполнил домашнее задание. Причина кроется в лени и нежелании работать над предметом. В этом случае стоит заинтересовать ребенка чем-то, что он нашел бы интересным в данной дисциплине.
- Непонимание, сложность предмета. Если ребенок не справляется с дисциплиной самостоятельно, он не будет делать задания учителя, потому что не понимает, чего от него хотят. В такой ситуации родителям стоит нанять репетитора или попросить школьного педагога провести несколько индивидуальных консультационных занятий.
Если ребенок боится публичных выступлений
Иногда ситуация складывается так, что ученик отлично делает домашние задания, справляется с текстами и письменными упражнениями, но за устные ответы стабильно получает двойки. Причиной тому может быть страх публичных выступлений.
Такие дети отказываются от участия в различных школьных мероприятиях, по возможности избегают устных ответов на уроках.
Помочь в данном случае можно следующим образом:
- Не ругать ребенка и не давить на него. Это вызовет обратную реакцию. Для ребенка подобное станет стрессом, после которого он может замкнуться в себе еще больше. Кроме того, доверия к родителям у него станет куда меньше.
- Поощрение. Когда ребенок начинает говорить, его не стоит перебивать. Отличным вариантом будет внимательно выслушать чадо, задать ему вопросы по теме, поблагодарить за рассказ. Так ребенок начнет понимать, что его мнение важно.
- Книги по ораторскому искусству и курсы театрального мастерства помогут развить уверенность в себе при говорении. Идти на это стоит лишь в том случае, если ребенок согласен попробовать.
Если ребенок боится учителя
Ребенок может бояться учителя по разным причинам. Например, преподаватель строгий и наказывает за малейшие ошибки двойками. Обратная ситуация складывается, когда ученик настолько уважает учителя, что боится расстроить его неправильным или неполным ответом. Вот что можно с этим сделать:
- Выяснить у подростка истинную причину страха перед педагогом.
- Поговорить с педагогом и описать ситуацию. Впоследствии он может смягчиться и подобрать к конкретному ребенку другой подход.
- Поговорить с ребенком и объяснить ему, что даже очень строгий преподаватель просто хочет, чтобы дети лучше знали его предмет. Стоит упомянуть о том, что это не личная неприязнь к ученику.
Если ребенок – перфекционист и боится ошибиться
Нередко подобная ситуация происходит в жизни детей, которые взяли на себя слишком большую ответственность или были признаны лидером коллектива. У них формируется нездоровое отношение к учебе: если не могу сделать идеально, лучше просто не буду пытаться. Любая ошибка воспринимается таким ребенком как личное поражение.
Помочь с этим можно следующим образом:
- Объяснить ребенку, что родители будут любить его в любом случае, даже если он получит тройку или другую отрицательную оценку.
- Самим относиться к учебе детей более спокойно. Чем меньше будет вспышек ярости из-за низких оценок, тем лучше будет для ментального здоровья чада.
Если ребенок боится одноклассников
Буллинг в школе – бич современности. Дети часто смеются и издеваются над слабейшими в коллективе. Последние, соответственно, замыкаются в себе и стараются лишний раз «не высовываться», чтобы не быть подверженными насмешкам. Естественно, это отражается и на нежелании отвечать у доски на уроке.
Помочь ребенку можно следующим образом:
- Поговорить с классным руководителем и ребенком. Если подтвердится, что травля присутствует, нужно работать именно с ней.
- Классный руководитель может придумать способ решения проблемы. Если этого не произошло, стоит подумать о переводе ребенка в другой класс или даже школу.
Советы психолога: как помочь ребенку обрести уверенность
Психологи, которые работают со стеснительными и замкнутыми детьми, создали примерный алгоритм действий для родителей. Он способен помочь понять истинную причину проблемы и принять правильные меры:
- Выявить причину. Для этого можно поговорить с самим ребенком, если между родителями и чадом установлен доверительный контакт. Также дополнительно можно поговорить с классным руководителем и отдельными педагогами, чтобы узнать о поведении подростка на уроках.
- Проанализировать проблему. Отследить динамику изменения оценок: когда это началось, по каким предметам, какие из заданий ребенок выполняет лучше и хуже всего.
- Устранить травмирующий фактор. В зависимости от причины возникновения проблемы будет несколько способов ее решения.
При наличии дефектов речи можно обратиться к логопеду или работать с ребенком самостоятельно. В некоторых случаях такая ситуация требует подрезания уздечки языка или других медицинских вмешательств.
Если ребенок постоянно подвергается буллингу, стоит подумать о том, чтобы перевести его в другой класс или даже школу.
Также родителям не стоит забывать о том, что они – самые главные критики для своих детей. Если мама и папа ругают за тройки, наказывают лишением мобильного телефона, интернета, ребенок будет бояться получать плохие оценки. Позже он начнет их скрывать, что разрушит отношения в семье окончательно.
Также дополнительно можно развивать в ребенке ораторские способности. Для этого можно отдать его на специальные курсы или практиковаться дома, выполняя упражнения. Так ему будет гораздо проще отвечать у доски.
Помимо указанных, есть и техники, которые помогают ребенку контролировать страх и волнение. Эти навыки помогут не только в школе, но и во взрослой жизни.
Если родители подойдут к вопросу именно таким образом, а не накричат и надавят на ребенка, он будет им очень благодарен. Может быть, не сразу, но в будущем – точно.
Готовимся к устным ответам правильно
Проблема также может крыться в том, что ребенок неправильно готовится к устным ответам. Корректный алгоритм должен выглядеть следующим образом:
- Уверенные шаги при выходе к доске. Если ребенок научится так ходить, он будет больше сосредоточен, а его самооценка повысится.
- Продумывание реакции и обстановки. Заранее нужно подумать о том, как на ответ могут отреагировать одноклассники и учитель. Если ребенок готов к тому, что все засмеются, если он прокрутил это в голове, ему будет не так плохо, если это произойдет на самом деле.
- Фокусировка зрения и внимания. Рекомендуется смотреть на объекты, которые не двигаются. Это помогает сосредоточиться и не отвлекаться при ответе у доски.
- Голос. Ребенок при ответе должен звучать уверенно и четко. Чем громче он говорит, тем внимательнее его слушают. Не рекомендуется делать большие паузы при разговоре.
- План рассказа. Его нужно составить дома при подготовке, а на уроке необходимо ему следовать.
- Вопросы по теме. Учителя часто задают дополнительные вопросы. Родителям следует задать их дома в спокойной обстановке, чтобы ребенок был к ним готов.
Можно отрепетировать устный ответ или доклад дома в спокойной обстановке, чтобы ребенку не было страшно отвечать на занятии.
Взгляд на проблему глазами учителя: кого чаще всего вызывают к доске
Учителя спрашивают детей не просто так. Таким образом они развивают в детях следующие навыки:
- развитие речи;
- умение правильно излагать мысли и точку зрения;
- развитие памяти;
- развитие критического мышления и самооценки.
Также у учителей есть критерии, по которым они выбирают учеников для ответа у доски:
- по списку в журнале;
- по оценкам – так исправляют двойки и тройки;
- по реакции – когда учитель видит, что ребенок не готов, он постарается помочь ему разобраться в материале.
Вызов к доске редко является наказанием. Нередко могут спросить ученика, который постоянно отвлекается или мешает остальным. У доски учитель контролирует его и проверяет усвоенные знания.
Устный ответ – один из множества способов проверки темы или общих знаний по предмету. Так педагог может проконтролировать, насколько хорошо ребята разобрались с пройденным материалом.