Подскажем, что делать, если ребенок витает в облаках и невнимателен, как устроено внимание и как научить школьника концентрироваться.
Устройство внимания
Мозгу человека ежесекундно приходится обрабатывать множество информации, поступающей от органов чувств. Чтобы разграничить этот плотный поток, появился особый механизм, который отфильтровывает не имеющие ведущего значения данные. Это внимание.
Существует ряд характеристик этого механизма, которые у каждого человека развиты в различной степени:
- Объем. Возможность удерживать в зоне внимания определенное количество информации. Тренировать помогают задачи на логическое мышление.
- Концентрация. Умение сосредотачиваться, анализировать факты, вникать в суть происходящего или задачи. Развивать ее можно, решая головоломки, игры с поиском отличий и т. д.
- Распределение. Это навык поддерживать многозадачность. Отличной тренировкой для ребенка могут стать развивающие компьютерные игры, где отслеживать приходится сразу несколько объектов.
- Устойчивость. Способность удерживать сосредоточенность продолжительный срок, не отвлекаясь на посторонние факторы. Прокачать эту характеристику помогают пазлы и головоломки-медитации.
- Переключаемость. Возможность быстро переносить фокус с одного дела на другое, менять вид деятельности. Чтобы повысить скорость переключения, нужно выполнять задачи на время. Таких много среди компьютерных игр-головоломок.
Чтобы разобраться, почему ребенок витает в облаках и невнимателен, нужно понаблюдать за ним и выяснить, какие из перечисленных характеристик нужно развивать дополнительно.
Причины детской невнимательности
Дети могут быть рассеяны, учеба ускользает от них, отчего снижается невнимательность. Но винить в этом лень не стоит. Причин может быть несколько, и каждая требует отдельного рассмотрения.
Большая нагрузка
Современные школьники нередко оказываются погребены под учебными заданиями, дополнительными курсами и занятиями с репетиторами. Дополнительно могут идти и кружки, и спортивные секции. Такой перебор с нагрузкой приводит к недостатку сна, а дальше появляется рассеянность.
Решением станет корректное распределение задач и четкий режим сна и отдыха. У детей должно быть время на развлечения.
Отсутствие мотивации
Ребенок может скучать на уроках из-за отсутствия мотивации. Чтобы подтолкнуть к учебе, достаточно сделать ее интересной. В младших классах отличным способом становится введение в учебный процесс игровых элементов. А вот подростку нужна цель, ради которой он должен получать конкретные знания. Если он не видит в них пользы, то вряд ли заинтересуется и проявит внимательность. Существуют разные варианты мотивировать детей, подбирать подходящий следует, опираясь на интересы, увлечения и характер ребенка.
Проблемы со здоровьем
Способность фокусировать внимание и воспринимать новую информацию напрямую зависит и от состояния здоровья. Детям важно получать сбалансированное питание и гармонично развиваться физически. Регулярные прогулки и активный отдых помогут укрепить иммунитет.
Можно отдать школьника в спортивную секцию, но следует заранее обдумать, не станет ли такая нагрузка для него чрезмерной.
Домашняя обстановка
Когда атмосфера в доме далека от спокойной, звучат ссоры и ругань или у школьника нет собственной комнаты и хорошо организованного рабочего места, концентрироваться на учебе он не сможет. Во время занятий следует минимизировать внешние раздражители — приглушить звук телевизора в соседней комнате, убрать другие факторы.
Если семья претерпевает сложный период, ребенок вынужден адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В таком случае он уже не способен сосредотачиваться на уроках. Негативное влияние оказывают конфликты с другими людьми в школе, гиперопека. В отдельных случаях желательно обратиться за помощью к психологу.
СДВГ
Иногда психика ребенка развивается особым образом. Получить диагноз СДВГ школьник может только после 12 лет, и предварительно его долгое время наблюдает специалист. Беспокоиться стоит, если наблюдаются тревожные симптомы:
- возникают трудности с восприятием устной речи;
- не получается выполнять последовательные задачи;
- вырываются тревожные звуки;
- совершаются хаотические движения;
- постоянно теряются вещи.
Дети с диагнозом СДВГ не способны ждать, беспокойны и непоседливы. Но даже весь комплекс симптоматики не обязательно будет свидетельствовать о наличии такой особенности развития. Только врач способен сделать правильный вывод.
Что делать, если школьник невнимателен
Развивать внимательность и научить ребенка противостоять внешним раздражителям помогут такие советы:
- Обращайте внимание и подталкивайте школьника замечать мелкие детали: цветы на клумбе, изменения в природе и т. д.
- Контролируйте количество времени, которое дети проводят со смартфонами.
- Вносите разнообразие в повседневный быт: новые места, дороги, перестановка в квартире помогут с развитием осознанности и концентрацией.
- Демонстрируйте личный пример, будьте наблюдательны и собранны.
Не стоит критиковать подростка за невнимательность. Результат будет обратным. Поощряйте и хвалите школьника в тех ситуациях, когда он проявил сосредоточенность, указал на важную деталь.
Упражнения для развития концентрации
Регулярные веселые упражнения помогут ребенку сосредотачиваться и фокусироваться на задаче:
- Путь котика. Расчертите поле из девяти (после можно больше) клеток, в центре которого будет сидеть котенок. Диктуйте, как он двигается, пока малыш отслеживает траекторию, например: «Вправо, вверх, вниз» и т. д. Когда появится кодовое слово: «Котик спит», нужно показать, в какой клетке поля он оказался. В первое время можно следить за движениями котика пальцем.
- Найти предмет. В Интернете достаточно интересных картинок, где нужно находить отличающиеся объекты. Регулярно занимаясь с такими изображениями, дети учатся фокусировать внимание. Также можно подобрать игры на смартфон или ПК с поиском предметов на картинке. Важно контролировать время, проводимое перед экраном.
- Числа по порядку. На листе нужно расчертить прямоугольник, в который вписать числа в произвольном порядке от 1 до 20. Играть можно вдвоем с ребенком, суть в том, чтобы находить и показывать числа по порядку. Кто найдет правильное первым, получит 1 очко.
Существуют и другие похожие игры. Они помогут улучшить когнитивные способности.
Игры на внимательность
Потренировать внимание также помогут игры. Многие не требуют никакой дополнительной экипировки, так что занять ребенка можно даже во время прогулки:
- Снежный ком. Первому участнику предстоит назвать слово, а второму добавить к нему еще одно и повторить оба, цепочка продолжается, пока кто-то не сбивается. Вместо забытого слова добавляется «снежный ком» и дальше повтор будет включать и это словосочетание.
- Поиск объекта. На прогулке или в комнате — в любом месте достаточно предложить школьнику внимательно посмотреть вокруг, а потом закрыть глаза и по памяти отыскать какой-то предмет или описать детали увиденного.
Каждая игра может усложняться по мере взросления ребенка, оставаясь удобным, простым и захватывающим тренажером, а заодно и приятной возможностью провести время вместе с семьей.
Развитие эхоической памяти
Кратковременная память на прослушанную информацию называется эхоической. Если у младшеклассника проблемы с запоминанием на слух, это может помешать учебному процессу. Потренироваться не забывать полученную информацию можно в игровой форме — существует множество подобных занятий, игры с карточками и т. д., либо предоставив ребенку инструкцию, которая поможет вовлечь его в полезную деятельность.
Собираясь в магазин, попросите запомнить, какие продукты нужно купить. В супермаркете скажите, что никак не можете вспомнить, что же собирались купить, и предложите подсказать вам. Не ругайте, если малыш не справится с задачей идеально, похвалите за то, что он напомнил вам, какие товары нужно добавить в корзину.
Аналогичные просьбы могут звучать и дома — когда нужно принести несколько предметов из другой комнаты, подать продукты для приготовления обеда из холодильника, сервировать стол к ужину.
Помните, что ребенок витает в облаках и невнимателен не всегда оттого, что ленится. Найдите истинную причину и помогите малышу справиться со сложностями.