Правильное личностное развитие невозможно, если ребенок чувствует себя неполноценным, недостойным, испытывает неуверенность в своих силах. Это называется низкой самооценкой. В подростковом возрасте она наиболее опасна, мешает социализироваться, адаптироваться в обществе, двигаться к успеху. Можно ли повысить самооценку и уверенность подростку, во многом зависит от действий родителей, учителей.
Степени подростковой самооценки
Существенное значение для правильной самооценки имеют установленные подростком цели на будущее и приверженность окружающих взрослых высокоморальным принципам. Иногда формируется существенная разница между реальностью и тем, как ребенок себя оценивает.
Выделяются 3 градации подростковой самооценки:
- Адекватный уровень — оценка соответствует реальности. Подросток правильно воспринимает собственные умения и способности, понимает, сможет ли выполнить поставленные цели, совершить нужные действия. Ребенок, адекватно воспринимающий себя, отличается широтой интересов и связей с другими индивидуумами. Он умеренно активен, в своих действиях оценивает их необходимость и эффективность, общение для него — способ раскрытия собственного «Я» и познания собеседника.
- Высокий уровень — неадекватное, превышающее реальные показатели восприятие своих навыков и способностей. Подросток, воспринимающий себя лучше, чем он есть на самом деле, более нацелен на диалоговый контакт, причем общение отличается низкой содержательностью. Склонность к самовыражению через продуктивные действия и поступки слабая.
- Низкий уровень — неадекватное, принижающее реальные показатели восприятие собственных умений и способностей. Ребенок, воспринимающий себя в негативном ключе, с высокой вероятностью столкнется с депрессией. Причем как заниженная самооценка может стать причиной депрессивного проявления, так и, наоборот, депрессия влияет на снижение личностной оценки.
Завышать самооценку подросток склонен обычно следствие низких требований к его поведению и поступкам со стороны сверстников. А занижение — результат слабой психоэмоциональной устойчивости.
Диагностика подростковой самооценки
Чтобы оценить степень подростковой самооценки, в психологической практике применяются несколько разных методик:
- Метод Дембо-Рубинштейна на оценивание уровня подростковых требований к себе. Техника применима к детям 10–16 лет. Она подразумевает установление степени расхождения между притязаниями и самооценкой.
- Интегральная самооценка личности «Кто есть я в этом мире» — психологический тест, разработанный Ю.М. Забродиным и В.В. Новиковым. По результатам исследования устанавливается в разной степени выраженная тенденция к повышению либо понижению уровня самооценки подростков, а также насколько личность адекватна в восприятии себя и окружающих людей.
- Тест на количественное определение самооценки С.А. Будасси. Проводится методом ранжирования. Определяется градация восприятия себя, устанавливается, насколько индивидуум адекватный или неадекватный в самооценке.
Особенности формирования самооценки у подростков
Формирование подростковой самооценки — следствие адаптации в социуме. Подросток оценивает себя в процессе межличностного контакта и собственной деятельности. Девушки обычно оценивают себя ниже, чем юноши аналогичного возраста. Для девушек-подростков значимость имеют успешность межличностных отношений и собственная внешняя привлекательность. Для юношей более значимый фактор оценки — индивидуальные качества: интеллектуальные, физические, эмоционально-волевые.
Перечислим, какими ключевыми особенностями характеризуется развитие самооценки в подростковом возрасте:
- становление личности, формирование собственного «Я»;
- развитие понимания себя как части социума;
- сравнивание себя с окружающими людьми, с вымышленным или реальным «идеалом»;
- попытки самоутверждения в представляющей значимость социальной группе;
- связывание оценивания с целями, жизненными устремлениями, иными вещами, имеющими особый индивидуальный смысл;
- влияние на самооценку успешности в социуме, а не в личных достижениях;
- влияние на восприятие себя степени благоприятности отношений в семье, особенностей проявляемого родителями воспитания.
В подростковые годы общение — ключевое условие личностного становления. У подростка, испытывающего затруднения в общении с людьми, которые для него значимы, проявляются тревожные и стрессовые состояния, страдает самооценка.
Второй по значимости фактор — самоутверждение. Если у подростка нет возможности самоутверждаться положительными способами, он начнет проявлять деструктивное поведение, свяжется с аналогичной компанией. И это тоже будет попыткой самоутверждения с его стороны. Чтобы сверстники считали его крутым, подросток начнет противодействовать требованиям учителя, поскольку будет воспринимать их как акт унижения. Так начинает формироваться тип «трудного» ребенка.
Причины понижения самооценки
Особенности самооценки подростка определяются множеством факторов: интеллектуальными и физическими способностями, характером, родительским воспитанием, типом темперамента. Причем в плане родительского влияния вредны любые крайности: и гиперопека, и, наоборот, холодное, отстраненное отношение.
Ребенок, от которого с ранних лет отстранились родители, чувствует себя ненужным, лишним и мешающим в этой жизни. С таким ощущением не может сформироваться здоровая личность. Унижения и насмешки со стороны родителей приводят к обесцениванию эмоций, мыслей и способностей ребенка. В подростковом возрасте самооценка страдает еще больше, это выливается в неспособность любить себя, в постоянное ощущение собственного ничтожества.
Подросток трепетно воспринимает мнение о себе окружающих людей, как близких, так и посторонних. Слыша, как учителя, школьные друзья или даже незнакомые люди на улице позволяют себе отрицательно говорить о его внешних или внутренних качествах, он может стать отстраненным, замкнутым, нелюдимым либо, наоборот, агрессивным, раздражительным.
Одним подросткам такое негативное влияние внушает мысли о суициде. Другие дети реагируют иначе: начинают отчаянно доказывать свой высокий уровень, превосходство.
В повседневность современной молодежи прочно вошел интернет. Поэтому, помимо негатива со стороны реальных людей, подросток может столкнуться с буллингом в сети, способным занизить самооценку до катастрофического уровня. Эта проблема более опасна, чем негативное людское мнение в реальном мире. Специфика в том, что травля в интернете фактически ничем не ограничена, доказать что-либо очень сложно, и ребенок попадает словно в засасывающий водоворот негатива. Повышается тревожность, появляется рассеянность, развивается депрессия, сопровождающаяся мигренями, бессонницей, отсутствием аппетита.
Как повысить самооценку у подростка
Коррекцией подростковой самооценки должны заниматься родители и педагоги-психологи. Поэтому так важно, чтобы взрослые знали принципы формирования самооценки. Родительское влияние имеет особую значимость, ведь ребенок в действиях и поступках всегда, даже сам того не осознавая, зависит от мнения отца и матери.
Приведем основные тезисы, как повысить самооценку и уверенность подростку:
- Отсутствие завышенных требований к ребенку. Многие родители перекладывают на ребенка свои не реализовавшиеся желания и стремления. Возникают «токсичные» отношения, когда родители хотят, чтобы подросток жил по их установкам, делал то, что они считают правильным. В большинстве случаев ребенок хочет совсем не того, что требуют родители. Хуже всего, когда близкие люди начинают сравнивать свое чадо с другими детьми, ставить вторых в пример. Подростку нужна не родительская оценка, а умение выслушать, понять, дать совет.
- Исключение мотивирования путем сравнения. Немало родителей, желая, чтобы их ребенок смог добиться большего, начинают его подстегивать, ставя в пример более успешных сверстников. Например: «Вот соседская Оля отличница, а ты кое-как четверть окончил». Такой мотивационный метод эффективен, только если подростку нравится конкурентная борьба. Но если ребенок не настроен конкурировать, от такой жесткой мотивации у него вообще отпадет желание что-либо делать. К таким подросткам лучше применять мягкое развитие способностей. Сначала требуется выявление сильных сторон. Затем психолог должен помочь связать полученные навыки и подходящие профессиональные направления, что поможет личности раскрыться. Подросток постепенно проникнется понятной ему деятельностью, возрастет уверенность в себе.
- Похвальба. Такая рекомендация кажется странной, ведь, хваля ребенка, родитель дает оценку, что противоречит предыдущим пунктам. В действительности есть способ хвалить, но не оценивать. Для этого оценивающие фразы нужно заменить словами, подчеркивающими достижение успехов и позитивные эмоции по этому поводу. Например, если подросток принес отличную отметку, родитель должен подчеркнуть, что рад этому, ведь раньше получить такую оценку по этому предмету не выходило, а значит, ребенок стал серьезнее относиться к учебе. Такой принцип ведения диалога важен потому, что в переходный период детям интересны не столько достижения в учебе, сколько общественный статус, мнение окружающих, открывающиеся возможности. Родитель должен продемонстрировать, что он уверен в ребенке, что нынешние школьные достижения — старт для будущих взрослых успехов. При таком подходе не только повышается самооценка подростка, но и возрастает его уверенность в благополучном будущем.
- Исключение критики ребенка при посторонних людях. Критикуя подростка на глазах других людей, родитель причиняет ему большую боль. Подростки болезненно воспринимают отношение к ним, как к малышам. Они считают это унижением, подрывом статуса, полагают, что за этим последуют унижения и насмешки. Взрослым такая мнительность кажется глупой и надуманной, но стоит вспомнить себя в подростковые годы, как хотелось быть крутым и важным в чужих глазах. Критикуя подростка, родитель может не только спровоцировать у него снижение самооценки, но и разжечь конфликт. Родительская критика — обычно следствие игнора со стороны ребенка. В действительности подросток игнорирует взрослых не нарочно, он просто «копается» в себе, изучает «Я», определяет собственные границы.
Влияние подхода в семейном воспитании на самооценку
Воспитательный подход оказывает следующее влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте:
- если родители практикуют благоприятный демократичный подход в воспитании, то подросток отличается уверенным поведением, позитивным характером, правильной самооценкой;
- если родители демонстрируют диктаторский стиль воспитания, то ребенок вырастает с низкой самооценкой, видит вокруг только негатив.
Чтобы повысить самооценку и уверенность подростку, родители должны практиковать следующие воспитательные подходы:
- находить время для общения с ребенком, учитывать его мнения;
- поощрять детскую инициативность, деятельность;
- определить логичные и обоснованные правила поведения для всех членов семьи с учетом их возраста и мнения;
- формировать у ребенка социально корректное поведение путем дисциплинарных требований, но без ограничения свободы;
- приучать ребенка к самостоятельности, ответственности за свои действия, но при необходимости помогать;
- поддерживать родительский авторитет в детских глазах.
Заключение
Эффективный способ личностного развития ребенка и повышения его самооценки — участие в специальных развивающих программах. Такие программы предлагает проект «SportZania». Это детские лагеря отдыха с программами по комплексному развитию ребенка.
Лагерные программы «SportZania» подразумевают системный подход, развитие ребенка в разных направлениях происходит в развлекательной и непринужденной игровой форме. Через общение, занятия с опытными педагогами и игры дети совершенствуют личностные качества, становятся увереннее и коммуникабельнее, у них формируется адекватная самооценка и позитивное восприятие мира, исчезают комплексы.