В конце зимы и ранней весной школьники теряют энергию. Всё меньше энтузиазма вставать по утрам и куда-то идти. Внешний вид явно об этом сигнализирует: бледность, темные круги под глазами. Характер тоже портится: дети становятся раздражительными, нервными, порой агрессивными. Снижается иммунитет, и всё чаще атакуют инфекционные болезни.
В связи с этим портится и успеваемость. Особенно у первоклассников и без пяти минут выпускников. Синдром третьей четверти – это настоящее мучение для некоторых детей. В статье мы расскажем, что это такое, каковы его причины и какие рекомендации стоит соблюдать, чтобы легче перенести данный период времени.
Что такое синдром третьей четверти
Синдромом третьей четверти принято называть состояние утомления, иногда даже упадка сил у учеников в период с конца зимы до начала весны. Четко акцентированных симптомов нет, подвержены этому не все школьники. Однако дети со слабым здоровьем и трудностями в учебе находятся в зоне риска в данном триместре.
Синдром третьей четверти имеет следующие основные признаки:
- жалобы на постоянную усталость;
- ребенок плохо спит и ест без аппетита;
- школьник вялый и сонливый;
- у учащихся снижается внимание и память;
- некоторые подростки могут стать агрессивными, их выводит из себя любая мелочь;
- у девочек наблюдается излишняя плаксивость и чувствительность;
- некоторые дети становятся замкнутыми;
- не хочется не только учиться, но и выполнять обычные дела, даже заниматься хобби;
- школьники часто болеют и пропускают уроки: сниженный иммунитет пропускает в организм любой вирус.
Причины развития синдрома третьей четверти
Синдром может развиться по разным причинам, например:
- Отсутствие достаточного количества дневного света. Всему виной – длинный зимний период. Нехватка ультрафиолета плохо сказывается на самочувствии детей и подростков и на их настроении.
- Утомление. Третья четверть встречает ребенка особенно уставшим. Этот отрезок учебы является самым длинным и сложным. В это время у детей накапливается недосып, развивается авитаминоз, проблемы с ЖКТ (из-за быстрого питания на бегу).
- Дефицит свежего воздуха, малоподвижный образ жизни.
- Трудное преодоление гормональных изменений в подростковом периоде. Синдром третьей четверти – это катализатор бурной реакции на биохимические колебания в организме.
- Весенняя переменчивая погода. При небольшом потеплении может подуть прохладный ветерок – и ребенок, уже легко одетый, рискует заболеть. Снижается иммунитет, а с ним растет и восприимчивость к вирусам.
- Конфликты в семье, ссоры, непонимание.
- Атмосфера социума, в котором находится школьник, эмоциональный фон общества.
- В выпускных 9 и 11 классах повышается школьная нагрузка, растет напряжение в ожидании важных экзаменов. Обилие нового материала и домашней работы. Усиливается синдром третьей четверти.
- Если у учащихся есть пробелы по прошлым темам, они дают о себе знать при изучении нового материала в третьей четверти. Таким образом, у школьников развивается неуверенность в собственных знаниях и способностях. И, как следствие, желание учиться пропадает.
Как помочь ученику преодолеть сложную третью четверть
Общие рекомендации
- Не пренебрегать жалобами на здоровье. Это важно, особенно, если школьник имеет хронические заболевания. Все симптомы, о которых рассказывает ребенок, нельзя оставлять без внимания. Это могут быть проблемы со зрением, боли в спине, в желудке, головные боли. Лучше предотвратить развитие болезни, обратиться к врачу и соблюдать все его рекомендации.
- Физические упражнения. Дети должны больше двигаться на улице в перерывах между учебой и домашней работой. Можно выйти на прогулку в лес всей семьей или просто дать задание погулять и побегать с собакой. Комнату школьника необходимо регулярно проветривать.
- Соблюдать режим дня. Ложиться спать учащиеся должны вовремя. Никаких гаджетов в постели и просмотра динамичных фильмов перед сном. Питаться также нужно правильно: никаких «сухих пайков» на бегу, обязательно в обед – горячие блюда, суп, фрукты и овощи. Детский организм необходимо насытить витаминами.
- Питание. В питание ребенка обязательно должны быть включены мясные и рыбные блюда, сложные углеводы, местные сезонные фрукты и овощи. Можно немного баловать детей выпечкой и сладостями, но в умеренных количествах.
- Соблюдать водный баланс. Во время нагрузок, в том числе и умственных, необходимо пить обычную воду. Чай, сок, компот, кефир не входят в способы поддержания водного баланса. Во многих школах, в классах устанавливают кулеры. Это значительно облегчает данную задачу. В крайнем случае, ученик может брать с собой бутылку негазированной воды. Следует придерживаться правила: 30 мл воды на 1 кг веса.
- Цветотерапия и атмосфера ароматов. Хотя в начале весны световой день становится длиннее, яркие цвета в жизни никогда не помешают. Создать особенное настроение поможет новое яркое постельное белье, ваза с фруктами. Полезный совет: цитрусы (апельсины, лимоны) издают необыкновенный аромат, который дарит позитив. Можно купить школьнику новые канцелярские принадлежности ярких цветов.
- Устроить день отдыха. Поскольку до каникул еще далеко, один день в неделю можно просто не нагружать школьника делами. Уроки сделать, когда есть желание, секцию или кружок – пропустить. Не заставлять помогать по дому. Можно просто полежать на диване с гаджетом или перед телевизором. Но все же стоит выйти и на прогулку.
- Окружить ребенка любовью и заботой. С детьми необходимо всегда поддерживать контакт. Родители обязаны интересоваться его интересами, делами, здоровьем, проблемами. Хорошо, если взрослый может поддержать диалог, обсудить интересующие школьника темы. Не вредно иногда баловать свое чадо: небольшие подарки поднимут ему настроение.
- Поддержание самооценки на должном уровне. Дети ищут поддержки в семейном кругу. Школьнику необходимо ощутить, что родители его любят, подбадривают, вселяют оптимизм. Так он будет чувствовать себя увереннее, и энергии прибавится.
Учебные рекомендации
Специалисты дают следующие рекомендации в плане процесса обучения:
- Учет биоритмов. К четвергу обычно усталость уже ощущается. Администрация школы это знает, и старается подогнать расписание таким образом, чтобы в этот день «программа» была более или менее легкой. Если необходимо пропустить занятия (не по болезни), то сделать это лучше именно в четверг. Синдром третьей четверти – это свидетельство крайнего переутомления ребенка.
- Налаженный диалог с педагогами. Если школьник имеет какие-то пробелы в учебному году, стоит обсудить это с преподавателем, чтобы найти вариант проработки неусвоенных знаний. Например, внеурочные консультации.
- Режим выполнения домашних заданий. Необходимо делать перерыв каждые 45 минут при выполнении уроков. Достаточно 10-15 минут. Но в это время лучше подвигаться, а не сидеть в телефоне.
- Снижение дополнительной нагрузки. Внеурочные занятия хороши, когда они не наносят ущерба здоровью. Кружки, секции, факультативы можно сократить или иногда пропустить, если ребенок сам не настроен туда идти. Но если что-то ему в радость – посещение такой внеурочки с удовольствием пойдет даже на пользу.
Советы психологов для родителей
Вот какие рекомендации дают психологи, чтобы третья четверть прошла легче, и синдром этого периода не проявлял себя во всей «красе»:
- Школьнику необходим полноценный сон.
- В день ребенку следует проходить не менее семи километров.
- Снизить интеллектуальную нагрузку.
- Среди недели устроить еще один дополнительный выходной.
- Обеспечить положительную дружелюбную атмосферу в кругу семьи.
- Утром школьнику нужно сказать, что позитивного его ждет в этот день.
- Помощь родителей даже в мелочах, если ребенок не против.
Внимание к собственному ребенку – залог его психологического здоровья.