Какие страхи лечатся сказкой?
Сказка – это магический инструмент, способный проникнуть в самые глубины души и помочь исцелить страхи. Она является удивительным способом передачи мудрости и наставлений, которые помогают справиться с различными эмоциональными трудностями.
Если ребёнок боится темноты, врачей, гостей, критики, ругается с друзьями, обманывает, не убирает за собой, проявляет агрессию, поможет сказкотерапия, например, можно взять историю «Жадный великан» О. Шороховой. Главный герой, великан, был жадным, и от него отвернулись друзья. Он стал одиноким и он начал плакать. Потом герой сказкотерапии понял ошибку, нашел способ для преодоления своего порока, и у него вновь появились друзья. На этом примере дети осознают собственное поведение и перестают жадничать, больше не боятся одиночества.
Виды сказок в сказкотерапии
Для профилактики и лечения психологических проблем ребёнка используются следующие сказки:
- Художественные – обычные фольклорные сюжеты, которые легко адаптируются под конкретную личность. Применяются как поддерживающая терапия.
- Психокоррекционные – издания, необходимые для оказания мягкого влияния на характер и поведение ребёнка. Прорабатываются психологом под конкретную личность. Через переживания главных героев ребенок начинает анализировать собственные эмоции и внутренние конфликты. Это помогает понять и принять свои чувства, а также найти пути разрешения проблем. Например, через историю о герое, который справился смело и находчиво с трудностями, ребенок может узнать о том, как преодолевать неуверенность в себе. Развивается самооценка поступков и уверенность в своих силах.
- Психотерапевтические – сказки, темами которых становятся самоопределение личности, отношение ребёнка к миру и к людям. Цель сюжетов в оказании своевременной поддержки, избавлении от страха, лечении психоэмоциональной травмы. Одно из главных преимуществ заключается в том, что они позволяют ребенку идентифицироваться с героями и событиями истории.
- Медитативные – книги, лишённые конфликтов и негативных персонажей. Необходимы для психологического расслабления. Сказкотерапия как средство преодоления страхов у детей подбирает произведения в диалоговом формате.
Также подбираются дидактические сказки. Их задача заключается в обучении дошкольников, школьников. Применяются в школьной программе для проигрывания определённой ситуации. Например, сказки учат вежливости, правилам дорожного движения, социальным навыкам.
Список лучших сказок в зависимости от типа страха ребёнка
Страх каждый ребёнок воспринимает по-разному. Он вкладывает в понятие определенную эмоцию и узнаёт о его смысле через свой опыт. Каждый детский психолог руководствуется следующей классификацией страхов по возрасту для оказания помощи в борьбе с ними:
- 2-3 года – боязнь темноты, животных;
- 4 года – боязнь насекомых, персонажей из сказок;
- 5-6 лет – боязнь катаклизмов, школы, несчастных случаев;
- 7-8 лет – боязнь смерти.
Есть много книг, которые помогают перестать бояться. Их может прочитать любой взрослый малышу дома.
Перед отправлением в сад при страхе расставания у маленького ребёнка можно прочитать книгу «Зайка идёт в садик» О. Громовой.
При страхе перед школой у дошкольника стоит открыть следующие книги: «Кенгуренок Вася», «Сказка о котёнке», «Шустрик и Обжоркин».
В борьбе со страхом темноты поможет пособие «Сказкотерапия детских проблем» Р. Ткач.
Если малыш боится врачей, сам не справляется со страхом уколов, можно прочитать ему сборник «Лабиринт души», «Терапевтические сказки» О. Хухлаевой.
Варианты работы со сказкой
Если ребёнок испытывает сильный страх, можно предложить ему нарисовать те моменты, которые вызывают тревогу. Страх можно изобразить в виде дружелюбного, смешного персонажа, украсить бантами, шариками. Лучшим оружием здесь станет смех. Страшного монстра на рисунке можно нарядить в клоунскую одежду, поставить на ролики. Тогда он уже не будет ужасным. Если изображение приводит в ужас ребёнка, нужно смять лист и разорвать на кусочки. Можно предложить малышу посадить персонажа в клетку. Главное – победить страх.
Как самостоятельно написать сказку
Для обретения нужной волшебной силы и оказания помощи надо придерживаться определённых правил создания сказки:
- Сочинение должно отображать суть страха.
- В произведении необходимо передавать опыт преодоления отрицательных эмоций, метод разрешения ситуации. Например, при страхе темноты в сказке предлагается волшебный фонарь.
- Продумывая сюжет, стоит быть последовательным. Вначале читателя знакомят с персонажами, потом со страхом. Затем читателю предлагается перечень средств для преодоления тревоги. В конце сюжета от страха не остаётся следа.
Дополнительно к сказке родителю можно придумать заклинание. Когда ребёнку будет страшно, он мысленно вспомнит придуманное средство, и у него не останется и следа от чувства тревожности. Примером служит песенка из дошкольной сказки о трёх поросятах, которые боялись волка.
Советы родителям
Если ребёнок чего-то боится, в борьбе с его страхом взрослым стоит придерживаться следующих правил:
- Не ругать, а проявить заботу. Спросить, пак выглядит страх, можно ли с ним подружиться.
- Принять, понять тревогу малыша. Рассказать о своём опыте, как лично удалось справиться с тревогой.
- Прочесть книгу на определённый сюжет, обсудить поведение персонажей, поинтересоваться, откуда появился страх.
При слабости нервной системы у ребенка, повышенной чувствительности, боязливости необходимо избегать крика, ругани, скандала дома. Маме и папе нужно говорить ласковые слова, обнимать малыша. Ребенку необходимо сразу объяснять, откуда появился шум или запах, почему после выключения света ничего не видно и т.д. Обращение к психологу необходимо, если тревожность сохраняется длительное время.