• Вход
  • Чат
Смысловое чтение: что это, для чего нужно школьникам

Смысловое чтение: что это, для чего нужно школьникам

Умение читать, понимая смысл прочитанного материала или произведения, необходимо школьникам, как воздух. Поскольку образование невозможно при неумении правильно трактовать материал или задания, которые требуется выполнить. Верное решение задачи начинается с грамотного разбора действий, ведущих к ее выполнению.

В современном мире большинство людей думает, что знает, как нужно читать. Они не видят отличий между бездумным и осмысленным чтением. Кроме того, мало кто умеет понять суть, которую хочет донести автор, и погрузиться целиком в рассказываемую историю.

Смысловое чтение – это как раз то, что нужно, чтобы развить любовь к книгам как у детей, так и у взрослых. Этот метод поможет научить правильно понимать предоставляемую информации. В статье разберем сущность и пользу данного способа более подробно, а также познакомимся с приемами развития этого направления, используемого на уроках.

Что такое смысловое чтение

Смысловое чтение является методом, основанным на размышлении. Другими словами – это интерпретация. Рассмотрим на каких правилах она основана:

  1. Во время чтения думать нужно только о прочитанном. Это важный аспект. Можно сравнивать происходящее с аналогичными ситуациями из других произведений, осмысливать то, что хотел донести писатель в той или иной фразе и метафоре.
  2. Не стоит обдумывать прочитанное в момент чтения. Лучше делать паузы для размышлений и осознания прочитанной информации, а потом продолжать погружение в произведение.

В начале занятий выполнение этих предписаний может показаться сложным. Ведь погружение в произведение целиком требует регулярной практики и немалой умственной деятельности. Но если поставить перед собой цель – понять авторский замысел правильно, это поможет в совершенствовании читательских навыков.

что такое смысловое чтение.png

Литературные произведения таят в себе множество скрытого смысла, который каждый читатель воспринимает индивидуально. Допустим, при перечислении предметов интерьера автор сделал акцент на том, что комната была заставлена мебелью серого цвета. Возникает мысль: он пытался намекнуть на скучную и тоскливую жизнь человека, который проживает в этих стенах, или же этим он дополнил интерьер, где происходят главные действия рассказа. И версий на этот счет может быть много. Так вот каждый, кто выскажет свое понимание прочитанного, будет прав.

Литература – это площадка для фантазии. После прочтения книги должны быть обсуждения ее содержания, которые могут породить споры. Ведь один мог упустить момент, который заметил другой человек, прочитавший это произведение. Вспомнив, он сможет сделать совершенно другие выводы. Читатель должен задуматься о значении ситуации, раскрытой в произведении, и посмотреть на нее с разных сторон.

Для чего школьникам смысловое чтение

Умение читать, понимая смысл прочитанного материала или произведения, необходимо школьникам, как воздух. Поскольку образование невозможно при неумении правильно трактовать материал или задания, которые требуется выполнить. Верное решение задачи начинается с грамотного разбора действий, ведущих к ее выполнению. Это и является ответом на вопрос, зачем ребенку смысловое чтение.

С его помощью вырабатываются следующие умения:

  • поиск и выбор основных аспектов;
  • построение между ними логической связи;
  • умение отразить полученную информацию на графике (инфографика).

Освоение всех этих навыков способствует успешному обучению и повышению успеваемости детей. В развитии ребенка в этом направлении помогают преподаватели образовательного проекта «SportZania». Программы компании разработаны в основном с уклоном на изучение английского языка, но есть также много других направленностей. Например: «Скорочтение» и «Литературное мышление».

Программа «Скорочтение» поможет ребенку увеличить технику и качество чтения, а также научит размышлять о прочитанном. Вследствие чего появится интерес к этому увлекательному занятию. Кроме того, сформируется понимание прочитанного материала, повысится внимательность и успеваемость. Набирают две возрастные группы: от 5 до 7 лет и от 7 до 11.

Программа «Литературное мышление» подходит для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Здесь ребенку прививаются нестандартное мышление и творческие способности. После прохождения курсов повышается работоспособность: рождаются новые интересные идеи и повышается эффективность решения задач.

Кроме того, смысловое чтение обеспечивает получение еще нескольких полезных преимуществ:

  • повышение культуры и грамотности;
  • открытие новых интересов и хобби;
  • развитие навыка структурирования информации и анализа данных;
  • рост интеллектуальных способностей и самосовершенствование.

А совместное прочтение книг родителей с детьми способствует укреплению взаимопонимания в семье.

Этапы смыслового чтения

Разберем процесс смыслового чтения. Он состоит их нескольких этапов:

  1. Просмотр и подготовка. Читатель быстро просматривает текст. Изучает раскрываемую тему для того, чтобы понять, о чем будет идти речь.
  2. Ознакомление. Прочтение, определение основной идеи, разделение информации на главную и второстепенную.
  3. Изучение. Подробный анализ прочитанного.
  4. Рефлексивное чтение. Погружение в текст медленно с анализом каждой детали: образы героев, их действия и поведение. Выработка личной позиции о прочитанном, раскрытие идеи автора.

Объединив все эти уровни, человек изучает способ чтения, который помогает углубиться в произведение и понять его суть.

Поэтапное формирование смыслового чтения в начальной школе

Разберем процесс формирования смыслового чтения у детей младших классов:

  1. Первоклассники. У детей, которые только начали обучение в школе, чтение образное. Ребенок читает слово и представляет его образ с присутствием эмоционального переживания. происходит развитие воображения.
  2. Второклассники. На этой ступени развития у школьников появляются элементы эмоционально-смыслового чтения. Происходит работа над выработкой читательских эмоций с пониманием главной мысли текста. Практикуется прочтение произведений по ролям, а также детей знакомят с азами литературы.
  3. 3-4 класс. Ребята более старшего возраста читают с присутствием образов, эмоций и смысловых механизмов чтения. Дети работают над театрализацией, учатся различать жанры произведений. Знакомятся с психологическими портретами и отрабатывают навыки лучшего восприятия информации.

приемы смыслового чтения на уроках чтения.png

Для того чтобы у детей появилась осмысленность во время чтения, они должны владеть следующими навыками:

  • умением выделять главную мысль произведения;
  • обнаружением во время чтения слов, значение которых непонятно, с определением их смысла;
  • способностью определять характер книги по ее названию, обложке и иллюстрациям;
  • установлением подтекста произведения;
  • формированием темы текста маленького формата;
  • использованием ремарок автора при описании действующих лиц;
  • прогнозом содержания;
  • наличием личной точки зрения на действия персонажей;
  • пониманием отношения автора к героям;
  • выделением основных тезисов;
  • применением сносок и словарей;
  • нахождением ответов на вопросы по прочитанному тексту;
  • умением работать с заголовками: планировать содержание, исходя из его названия, выбирать тезисы, способность озаглавить главу или все произведение целиком;
  • сопоставлением главной мысли произведения с пословицами и выбором наиболее точной из них;
  • определением эмоциональной составляющей текста, способностью устанавливать мотив поведения и действий персонажей из ряда предложенных вариантов.

Методы обучения смысловому чтению                                           

Разберем 7 интересных и познавательных упражнений для изучения этой разновидности чтения, которые помогут закрепить имеющиеся навыки.

«Кластер»

Этот прием способствует улучшению способности систематизации, структуризации и обработки прочитанной информации. Он считается графическим, потому что нужно записать основное слово или тему (рассматриваемую на занятии) в центре листа, а вокруг него указать связанные с ним по смыслу словосочетания, формулы или тезисы. Перед занятием дети должны прочитать материал, который будет разбираться.

 «Синквейн»

Целью этого метода является развитие навыков выделения основных понятий прочитанного, определения сути текста. Ученик учится применять полученные знания на практике и проявлять при этом творческий подход.

Преподаватель просит детей написать «синквейн» по определенному слову из текста. Это значит, что нужно придумать слоган из пяти строк, где будет обобщена основная информация.

Для составления синквейна существуют определенные правила. Слова в нем формируются в следующей взаимосвязи:

  • существительное, характеризующее тему;
  • два прилагательных, описывающих главную мысль;
  • три глагола, отражающих действие;
  • фраза, состоящая из четырех слов, которая дополняет описание;
  • существительное, с помощью которого можно перефразировать тему.

«Верные или неверные утверждения»

Данный тип занятий универсален. Он способен активизировать мыслительные способности, расширить кругозор учащихся, а также улучшить восприятие информации. Методика основана на быстром включении в работу и изучении определенной темы. Ученикам нужно оценить несколько суждений и обозначить свое мнение: верны они или нет. С помощью такого приема формируется способность оценки и анализа различных событий или фактов, а также умение высказывать личную точку зрения.

«Тетрадь с печатной основой»

Метод применим при изучении информации из учебных пособий. Прочитанный текст рекомендуется структурировать и отразить в таблице.

«Верите ли вы»

Основной задумкой данного способа является создание заинтересованности у детей по отношению к разбираемому материалу. Предполагается появление мотивации к изучению информации самостоятельно. Преподаватель в начале урока знакомит учащихся с темой занятия и задает им несколько наводящих вопросов: «А вы знали, что…», «Верите ли вы…».

«Ключевые слова»

Способ основан на выборке слов, при помощи которых можно воссоздать произведение или определение изучаемого понятия.

«Инсерт»

Довольно интересный и эффективный метод совершенствования смыслового чтения. Его специфика и особенность в оставлении пометок в тексте во время его прочтения. За счет этого ребенок начинает более внимательно изучать материал. Учеба воспринимается как игра. На начальном этапе ученик читает текст и самостоятельно указывает на определенную категорию данных, помечая их:

  • ранее изученный материал (V);
  • новая информация (+);
  • думал по-другому (–);
  • не разобрался (?).

Следующий этап – вторичное прочтение с заполнением таблицы и указанием тех же пометок. Информацию записывают кратко, основываясь на главных понятиях. По окончании записей у детей на руках останется готовый конспект, который непременно пригодится в учебе.

По завершении занятия проводится обсуждение результатов. Осуществляется разбор всех возникших вопросов. В ходе беседы слово дается другим участникам; если же ответить никто из них не может, материал объясняет учитель. Данное упражнение развивает навыки классификации и отбора информации.            

Читайте также

Вам может понравиться

    • советы для родителей
    • спорт

    Мотивация ребенка на спорт

    Искренний интерес и стремление позволяют добиваться успеха в различных областях. Чтобы начать какую-либо осознанную деятельность, человеку требуется мотивация. Она может заключаться в желании одержать победу, завоевать какой-либо трофей, получить моральное или материальное поощрение, а также включать внешние факторы — влияние жизненных обстоятельств или воздействие со стороны другого человека.

    26.11.2024
    • советы для родителей

    Мотивация детей: виды

    Система внешней мотивации для детей часто не способна принести положительных результатов на продолжительный срок. Психологи не рекомендуют пользоваться подобными методами воспитания, несмотря на то, что они закрепились в социальном пространстве. Правильный путь развития ребенка — взращивание внутренней мотивации.

    26.11.2024
    • советы для родителей
    • интересные факты
    • обучение
    • развлечения

    Подкасты для детей

    Подростковый возраст – это период, когда проявляется активный интерес к миру и активизируется стремление к самостоятельности. Для детей от 7 до 10 лет и старше существуют подкасты, которые затрагивают сложные темы и вызывают интерес у более взрослых слушателей.

    26.11.2024
    • советы для родителей
    • интересные факты
    • обучение

    Почему ребенок учится на одни двойки и что делать

    Нет таких людей, которые в школьные годы успевали абсолютно по всем предметам (ситуацию с тупой зубрежкой не стоит даже рассматривать). Постоянные двойки по конкретному предмету могут означать, что у ученика просто другие наклонности – это совершенно нормально.
    Поэтому не нужно, если ребенок учится на двойки, делать из его жизни бесконечную гонку за оценками и разочарованно вздыхать.

    26.11.2024
    • советы для родителей
    • интересные факты
    • обучение

    Одаренный ребенок, индивидуальный подход

    Одаренный ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Особенности талантливых детей, работа с ними, причины трудновоспитуемости, советы родителям.

    20.10.2022