В педагогике и психологии есть разные термины, которыми обозначают особые качества детей. Часто между собой путают понятия «талант», «гениальность» и «одаренность». Предлагаем разобрать эти термины и определить их отличительные особенности.
Как эти понятия связаны между собой
Особые качества человека формируются в следующем порядке:
- задаток;
- способность;
- талант;
- гениальность.
Задатком называют врожденную предрасположенность к конкретному виду деятельности. К примеру, у человека хорошо развита память, он легко запоминает новые слова и их значение.
Благодаря задатку появляется возможность развить способность. Однако для перехода на новый уровень недостаточно врожденной предрасположенности. Для этого нужно прикладывать усилия и трудиться.
Способностями называют развитые умения, позволяющие выполнять определенные действия лучше других. Например, человек с хорошим запоминанием слов легче осваивает иностранные языки.
Отличие способностей от задатков – необходимость практического развития. Они бывают разных видов:
- интеллектуальные, как творческое мышление, развитое воображение, способность к вычислительным действиям;
- природные, как острый слух, гибкое тело, сильный голос;
- специальные, когда человек успешен в определенной сфере, например, в математике, спорте или программировании.
Часто способности определяют образ жизни человека, его профессию, здоровье. Они различаются по степени развитости. Так, люди бывают:
- способными;
- одаренными;
- талантливыми;
- гениальными.
Таким образом, талант, гениальность и одаренность – это разные степени развития способностей человека.
Что такое «одаренность»
Одаренностью называют одну или несколько развитых способностей, которые позволяют добиться успеха в определенной сфере деятельности. Ее признаки часто обнаруживаются еще в детстве. Одаренный ребенок:
- Мыслит оригинально. Он часто находит нестандартные решения.
- Хорошо учится по одной или нескольким дисциплинам.
- Активно проявляет себя творчески.
Одаренные дети обгоняют сверстников в нравственном и интеллектуальном развитии. В эмоциональном и физическом плане они находятся на одном уровне с одногодками.
Одаренность проявляется:
- Явно. Окружающим очевидно, что определенные виды деятельности ребенок выполняет легче, быстрее и качественнее, чем остальные.
- Скрытая. Ребенок не может или не хочет ярко проявлять свои способности. В этом случае может сложиться ошибочное мнение об отсутствии одаренности.
Особые способности выявляются в разном возрасте, независимо от темпа психического развития.
Что такое «талант»
Талантом называют высокую степень развитости способностей. Он возникает на базе природных задатков, определяющих предрасположенность к какой-либо сфере деятельности, и чаще всего связан с психофизиологическими или другими особенностями.
Например, талантливыми называют людей с:
- музыкальным слухом;
- быстрыми психическими реакциями;
- развитыми активными центрами головного мозга, отвечающими за математические, творческие или другие способности.
Важно, что такие природные особенности – это потенциал для дальнейшего развития. Если их не совершенствовать, то стать талантливым человеком не получится.
К примеру, у ребенка развитое воображение и мелкая моторика. Он с детства рисует лучше сверстников. Если не развивать эту способность, то он не овладеет талантом художника.
Считается, что люди, сумевшие усовершенствовать природные задатки до высокой степени, встречаются достаточно часто.
Что такое «гениальность»
В отличие от одаренности и таланта, гениальность – это высочайший уровень развития способностей, выходящий за пределы принятых норм. Это позволяет не просто реализовать свой потенциал в определенном виде деятельности.
Гении способны оставить след в истории человечества, оказать влияние на развитие цивилизации. Их отличительные черты:
- Склонны к спонтанной креативности. Часто новые идеи возникают без предпосылок.
- У гениев интуиция развита сильнее, чем рациональное мышление. Нередко они принимают верные решения, и не могут сразу объяснить причину действий.
Гениальные люди полностью погружаются в сферу деятельности, способность к которой они развили до высочайшего уровня. Иногда они доходят до одержимости.
Врожденная одаренность, заинтересованность, колоссальные усилия, приложенные для развития, позволяют достигать такие результаты. Нередко гении готовы пожертвовать ради своего дела здоровьем, семьей, отношениями с друзьями и близкими.
Благодаря развитой интуиции они часто опережают время, и достигают успеха в совершенно разных областях. Например, Михайло Ломоносов был гением математики и химии, а также занимался поэзией.
Гениями становятся или рождаются
Считается, что гением можно только стать. Однако без врожденных навыков достичь высочайшей степени развитости невозможно. Поэтому правильно называть гениальность симбиозом из врожденных задатков и усилий, приложенных для их усовершенствования.
В данном случае предрасположенность имеет большее значение, чем социальные условия, в которых находится гений. Если не заниматься собственным развитием, способности так и останутся на среднем уровне.
Важно определить потенциал и работать над его улучшением. Достичь высочайшего уровня без приложенных усилий не получится. Если бездействовать, гениальность окажется подавленной. В этом случае наличие задатков не окажет существенного влияния на развитость.
В настоящее время нет универсальной теории, которая с научной точки зрения могла бы объяснить гениальность. Психоаналитики считают, что это явление – следствие сублимации, когда слабые качества компенсируются за счет развития более сильных.
Можно ли вырастить гения
Невозможно предугадать, когда родится гений. Статистика говорит, что развить способности до максимально высокого уровня чаще удается мальчикам. Гениальность невозможно получить или передать по наследственности.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок достиг высочайшей степени развития. Однако действительно гениальные люди встречаются очень редко. Поэтому, когда у ребенка не отмечается особых способностей, не заставляйте его развивать то, чего нет.
Если же родители видят, что есть предпосылки вырастить гения, стоит:
- Поощрять ребенка, когда он проявляет любознательность и активность.
- Заниматься ранним развитием в игровой форме.
- Работать над расширением словарного запаса и кругозора. Лучше всего в этом помогает чтение.
- Полноценно общаться с ребенком. Задавайте уточняющие вопросы, интересоваться мнением.
- Предложить пойти в музыкальную школу или кружок. Такие занятия позволяют развить разные навыки, в том числе память.
- Помогать ребенку изучать окружающий мир. Ходите вместе в зоопарк, театр, океанариум.
- Заниматься творчеством. Рисование, лепка, вышивание развивает мелкую моторику, воображение, фантазию.
Родителям следует собственным примером учить будущего гения любознательности, целеустремленности, креативности.