• Вход
  • Чат
Теория множественного интеллекта: история появления и основные моменты

Теория множественного интеллекта: история появления и основные моменты

Теория множественного интеллекта достаточно крепко связана со стандартами РФ в области дошкольного и школьного образования. Эта связь заключается в том, что российская образовательная система учитывает наличие у детей различных типов интеллекта и предусматривают разнообразные формы и методы обучения и развития, которые соответствуют их индивидуальным особенностям и потребностям.

В образовательной практике часто можно наблюдать существенные различия в проявлении способностей у учеников: одним проще дается изучение иностранных языков, другие более успешны в математике, а третьи одинаково хороши в целом ряде предметов. Этот феномен привлек внимание американского психолога Говарда Гарднера, который на основе своих наблюдений разработал теорию множественного интеллекта. В конце XX века она стала одним из основных аргументов противников IQ-тестов. Однако в наши дни эту теорию подвергают такому же резкому критицизму, как и IQ. Попробуем разобраться, насколько обоснованы идеи Гарднера или это просто еще один миф из области педагогики.

С чего все началось

Теория множественного интеллекта впервые была предложена американским психологом и гарвардским профессором Говардом Гарднером в 1983 году в его книге «Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences».

теория гарднера о множественном интеллекте.png

Разрабатывал свою теорию Гарднер на основе исследований как одаренных людей, так и страдающих от разных поражений мозга, детей с различными формами аутизма и других категорий, которые не подходили под традиционное понимание единого интеллекта.

Гарнер крайне скептически относился к стандартным тестам IQ (intelligence quotient — коэффициент интеллекта), которые измеряли только некоторые аспекты интеллекта, такие как логико-математический, вербальный и визуально-пространственный. Он считал, что такой подход не позволяет в полной мере определить все спектры когнитивных способностей и не учитывает индивидуальные различия, интересы и потенциал человека. Гарднер предложил рассматривать интеллект как набор относительно независимых модулей, эффективность работы каждого из которых зависит от конкретной ситуации и контекста.

Суть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера

Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает несколькими типами интеллекта, определенного как способность решать проблемы или создавать продукты, которые ценятся в определенной культуре или сообществе.

При этом Ховард утверждал, что типы интеллекта не статичны и могут развиваться и изменяться под влиянием разных факторов, среди которых: образование, опыт, культура и личные интересы. Он также считал, что хоть они и разные, но могут работать вместе, создавая комплексные и творческие продукты и решения.

На данный момент теория множественного интеллекта имеет уже достаточно много применений в образовании, психологии, педагогике, карьерном консультировании и других сферах деятельности, хорошо показывая себя на практике.

Типы множественного интеллекта

Теория множественных интеллектов была предложена Гарднером в 1983 году. Он выделил 7 основных видов интеллекта, которые отражают различные способности человека. И только в 1999 году профессор дополнил свою теорию восьмым типом — натуралистическим, который связан с пониманием природы и окружающей среды. Кроме того, он упомянул возможность существования девятого типа интеллекта — экзистенциального, который относится к способности задавать фундаментальные вопросы о смысле жизни и вселенной, однако не был уверен в его наличии и не включил его в свою официальную классификацию.

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта характеризуется способностью к визуальному мышлению, то есть созданию и манипулированию образами в уме. Люди с визуально-пространственным интеллектом легко ориентируются в пространстве, умеют рисовать и воспроизводить карты, схемы, диаграммы. Они также обладают творческим воображением и любят фантазировать. Этот тип интеллекта является важным для профессий, связанных с искусством, дизайном, архитектурой и анимацией.

Лингвистический

Лингвистический интеллект проявляется в умении эффективно использовать язык как средство общения, выражения своих мыслей и убеждения. Ребенок такого типа обладает богатым словарным запасом, хорошо пишет и говорит, любит читать и слушать разного рода художественные произведения. Плюс имеет способности к изучению иностранных языков. Лингвистический интеллект является необходимым для профессий, связанных с литературой, журналистикой, переводом, редактированием текстов.

Музыкальный

Музыкальный интеллект отражает способность к восприятию, созданию и исполнению музыки. Люди такого типа имеют хороший слух, чувство ритма, мелодии и гармонии. Они легко учатся играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять песни, а также могут писать стихи и запоминать мелодии на слух. Музыкальный интеллект позволяет сделать имя на профессиях, связанных с музыкой, пением и поэзией.

Межличностный

Межличностный интеллект означает умение понимать и взаимодействовать с другими людьми. Люди такого типа хорошо улавливают настроение, мотивы, желания и потребности окружающих. Они умеют налаживать контакт, сотрудничать, убеждать и руководить, а также хорошо себя показывают в дискуссии и аргументации. Межличностный интеллект является ценным для профессий, связанных с управлением, дипломатией, психологией и политикой.

Внутриличностный

Внутриличностный интеллект представляет собой умение понимать и управлять собственными эмоциями, мыслями и ценностями. Люди такого типа обладают высокой степенью самосознания, рефлексии и самоконтроля, способны к саморазвитию и самоактуализации. При этом они предпочитают работать самостоятельно, а не в группе. Внутриличностный интеллект является важным для профессий, связанных с философией, литературой и журналистикой.

Натуралистический

Натуралистический интеллект выражается в умении наблюдать, классифицировать и понимать природные явления и объекты. Люди такого типа больше интересуются биологией, химией, физикой и экологией. Они любят проводить эксперименты, изучать животных и растения, путешествовать и исследовать мир. Натуралистический интеллект является полезным для профессий, связанных с наукой, геологией, защитой природы и туризмом.

Телесно-кинестетический

Телесно-кинестетический интеллект описывает способность к координации и контролю движений тела. Людям такого типа проще дается обучение физическим навыкам, таким как спорт, танец, акробатика. Они способны выражать свои эмоции и идеи через тело. Телесно-кинестетический интеллект является необходимым для профессий, связанных со спортом, танцами, скульптурой и актерством.

Логико-математический

Логико-математический интеллект характеризуется способностью к логическому и математическому мышлению. Людям такого типа проще работать с числами, формулами, графиками, диаграммами. Они умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию, способны к решению задач, построению гипотез и доказательств. Логико-математический интеллект является основой для профессий, связанных с математикой, программированием, инженерией и бухгалтерией.

Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект относится к способности задавать и исследовать фундаментальные вопросы о смысле жизни, судьбе, смерти и вселенной. Люди такого типа интересуются философией, религией, этикой, метафизикой. Они умеют мыслить глобально, критически и творчески. Экзистенциальный интеллект является редким и крайне спорным, так как его трудно измерить и доказать. Тем не менее, он может быть полезным для профессий, связанных с духовностью, лидерством, наукой, искусством.

Ведущий тип интеллекта и повышение эффективности

Согласно теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, каждый человек обладает несколькими видами интеллекта, которые определяют его способности к обучению, творчеству и решению разного рода проблем. Однако среди них часто встречается один или несколько ведущих, которые лучше всего соответствуют индивидуальным особенностям и потребностям конкретной личности.

г гарднер теория множественного интеллекта.png

Определение ведущего типа интеллекта у ребенка помогает ему эффективнее использовать свои сильные стороны и находить постоянные ресурсы для успешного развития.

Понять же, какой тип интеллекта является преобладающим, можно просто понаблюдав за поведением малыша в различных ситуациях, которые предполагают выбор между разными видами деятельности. Важно учитывать, на что ребенок обращает внимание в первую очередь, как он взаимодействует с окружающим миром, какие эмоции испытывает. Например, кинестетический тип интеллекта характеризуется активностью и подвижностью; визуально-пространственный — зрительным восприятием, ориентацией в пространстве, изобразительным творчеством; натуралистический — любовью к природе, животным, растениям; вербально-лингвистический — умением оперировать словами, работать с текстом; логико-математический — способностью к логическому мышлению, анализу, рассуждению; межличностный — коммуникабельностью, эмпатией; внутриличностный — самопознанием, рефлексией, интуицией. Определив ведущий тип интеллекта, будет проще подобрать соответствующие способы обучения, которые покажут максимальную эффективность.

Так, ребенку с логико-математическим типом интеллекта легче усваивать литературу, если он будет строить логические схемы произведений и выделять ключевые идеи, а вот с кинестетическим полезнее слушать аудиокниги во время физической активности, чтобы стимулировать свой мозг. В то же время, не стоит забывать о множественности интеллекта и необходимости развивать все его виды, чтобы малыш мог лучше адаптироваться к разнообразию жизненных ситуаций.

Развитие множественного интеллекта

Согласно теории множественного интеллекта, как уже говорилось выше, существует 9 типов интеллекта, которые определяют способности человека к различным видам деятельности. Они есть у каждого, хоть и в разной степени. Однако, любой тип интеллекта можно развить, если правильно подобрать методы и средства обучения.

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта отвечает за способность воспринимать, анализировать и создавать визуальные образы. Поэтому для его развития требуется:

  • познакомиться с визуальными произведениями искусства (живопись, скульптура, архитектура, фотография и т.д.);
  • заняться подбором иллюстраций и графических изображений для текстов и презентаций;
  • заняться рисованием, живописью, лепкой, дизайном, моделированием и другими видами визуального творчества;
  • развитие насмотренности, то есть способности запоминать и воспроизводить визуальную информацию.

Лингвистический

Этот тип интеллекта отвечает за способность понимать и использовать язык в устной и письменной форме. Поэтому для его развития требуется:

  • чтение художественной и научной литературы, анализ и критика текстов;
  • изучение иностранных языков, расширение словарного запаса и грамматических навыков;
  • развитие письменной речи, написание эссе, отчетов, статей, рецензий и других текстовых жанров;
  • развитие устной речи, участие в дебатах, дискуссиях, презентациях, выступлениях перед аудиторией.

Музыкальный

Этот тип интеллекта отвечает за способность воспринимать, анализировать и создавать музыку. Поэтому для его развития требуется:

  • прослушивание различных жанров и стилей музыки, анализ и критика музыкальных произведений;
  • игра на музыкальных инструментах, освоение нотной грамоты, композиции, аранжировки и других музыкальных навыков;
  • прочувствовать музыку, то есть развить способность погружаться в музыкальное произведение, понимать его ритм, настроение, эмоции, смысл;
  • знакомство с поэзией, формирование чувства ритма, рифмы, метафоры и других средств поэтического выражения своих мыслей.

Межличностный

Этот тип интеллекта отвечает за способность понимать и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому для его развития требуется:

теория множественного интеллекта разработал.png

  • развитие коммуникативных навыков, общение с разными людьми, умение слушать и выражать свою точку зрения;
  • решение задач в группе, участие в командных проектах, сотрудничество и кооперация с другими;
  • интерес к тому, чем живет общество, и к последним тенденциям в разных сферах (от моды до технологий), умение анализировать и критически оценивать социальные явления;
  • развитие эмпатии, то есть способности понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей, умение поддерживать и помогать им.

Внутриличностный

Этот тип интеллекта отвечает за способность понимать и управлять собой. Поэтому для его развития требуется:

  • постановка целей, ведение дневника, планирование, саморазвитие, рефлексия, познание себя, выяснение: чего я хочу, где мои сильные и слабые стороны;
  • развитие самоконтроля, самодисциплины, самооценки, самоуважения, самоактуализации, самоэффективности и других психологических качеств;
  • развитие интуиции, то есть способности принимать решения на основе внутреннего ощущения, а не только логического анализа;
  • развитие духовности, то есть способности искать и находить смысл в своей жизни, ценить и уважать свои и чужие ценности, верования, убеждения.

Натуралистический

Этот тип интеллекта отвечает за способность воспринимать, анализировать и создавать живую среду. Поэтому для его развития требуется:

  • интерес к природе, наблюдения за закономерностями и развитие в себе понимания того, как устроена живая среда, живые организмы;
  • изучение биологии, экологии, зоологии, ботаники, генетики и других наук, связанных с живой природой;
  • занятие садоводством, флористикой, животноводством и другими видами деятельности, связанных с уходом за живыми существами.

Логико-математический

Этот тип интеллекта отвечает за способность мыслить логически и математически. Поэтому для его развития требуется:

  • построение пошаговых инструкций, алгоритмов, поиск доказательств и обоснование точки зрения, организация своей жизни: составление планов и расписаний;
  • изучение математики, физики, химии, информатики и других наук;
  • развитие критического мышления, то есть способности анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы и оценивать информацию;
  • развитие творческого мышления, то есть способности находить нестандартные решения, генерировать новые идеи, комбинировать и модифицировать существующие. ‍

Телесно-кинестетический

Этот тип интеллекта отвечает за способность контролировать и использовать свое тело и физические навыки. Поэтому для его развития требуется:

  • работа над координацией, постоянное движение, физическое развитие тела, забота о здоровье, занятие спортом, танцами;
  • развитие моторики, то есть способности управлять мелкими и крупными мышцами, особенно рук и пальцев;
  • развитие сенсорики, то есть способности воспринимать и использовать информацию, поступающую от пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. ‍

Экзистенциальный

Этот тип интеллекта отвечает за способность задавать и исследовать фундаментальные вопросы о существовании и смысле жизни. Поэтому для его развития требуется:

  • изучение религии и философии, исследования космоса, изучение взаимосвязи живых объектов между собой, развитие глобального мышления;
  • развитие метафизического мышления, то есть способности выходить за рамки физического мира и рассматривать его как часть более широкой реальности;
  • развитие этического мышления, то есть способности определять и следовать своим и общим моральным принципам, ценить и уважать права и свободы других людей.

Как теория Гарднера влияет на преподавание

Теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером, утверждает, что человек обладает не одним, а несколькими видами интеллекта, которые развиваются независимо друг от друга. Эта теория часто путается с концепцией стилей обучения, которая гласит, что каждый человек имеет свой предпочтительный способ восприятия и обработки информации. Однако Гарднер настаивает на том, что эти понятия не эквивалентны и не следует строить обучение только на основе стилей.

Одним из примеров ошибочного использования стилей обучения является теория об аудиалах, визуалах и кинестетиках, которых, по мнению некоторых авторов, нужно обучать разными методами. Однако научные исследования не подтверждают эту гипотезу и показывают, что увеличение объема аудиальной или визуальной информации не влияет на итоговые результаты. Гарднер также предупреждает: не стоит думать, что человека с высоким визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только картинками. Такой подход может снизить эффективность обучения и подавить развитие других интеллектов.

Гарднер критикует концепцию стилей обучения за то, что она не дает четкого критерия для выбора оптимального способа обучения для каждого ученика. Кроме того, он считает, что стили обучения не являются стабильными и измеримыми характеристиками человека.

х гарднер теория множественного интеллекта.png

Гарднер также призывает не навешивать ярлыки на учащихся и не делать поспешных выводов об их интеллектуальных способностях. Например, если ученик испытывает трудности с запоминанием таблицы умножения, это не значит, что у него низкий логико-математический интеллект. Возможно, ему нужен другой способ представления и закрепления этого материала. В то же время не стоит зацикливаться на одном и том же методе обучения для одного и того же ученика, даже если он кажется наиболее подходящим. Важно учитывать индивидуальные особенности студента, но также давать ему возможность развивать свой разум сразу по нескольким направлениям.

Для того, чтобы теория работала на практике, Гарднер давал педагогам следующие рекомендации:

  1. Стремитесь к индивидуализации обучения. Не используйте один и тот же подход для всех учеников, а изучайте их сильные и слабые стороны, интересы и мотивацию. Подбирайте наиболее эффективные и комфортные способы обучения для каждого конкретного учащегося. Для этого рекомендуется использовать специальные приложения-органайзеры, где можно записывать краткую характеристику каждого ученика и на ее основе формировать индивидуальные задания.
  2. Обучайте разнообразно. Не ограничивайте себя одним индивидуальным способом обучения для каждого ученика, даже если вы уверены, что знаете его лучше всех. Представляйте информацию разными способами — используйте рассказы, иллюстрации, графики, ролевые игры и т.д. Такой подход, по мнению Гарднера, способствует развитию разных интеллектов ученика. Он позволяет задействовать его сильные качества для лучшего усвоения темы, а также улучшить его слабые стороны. Кроме того, такой подход делает обучение более полным и глубоким, а также повышает интерес и вовлеченность учащихся в образовательный процесс.
  3. Откажитесь от термина «стили обучения». Он может привести к стереотипизации и негативно повлиять на вас и ваших учеников.

Теория множественного интеллекта Гарднера получила широкое признание среди педагогов, так как она помогает сделать обучение более ориентированным на ученика и его потребности. Теория Говарда учит не спешить с оценкой учащегося и помогает раскрыть его потенциал с новой стороны. Таким образом она способствует борьбе с социальной несправедливостью, которую, по мнению психолога, порождают IQ-тесты и традиционная система образования.

Исследования подтверждают, что использование разных методов объяснения материала способствует лучшему усвоению информации учащимися. К такому выводу пришел Джон Хэтти — педагог и автор проекта Visible Learning, посвященного эффективному обучению. Возможность показывать свои знания и навыки тем способом, который удобен самим ученикам, увеличивает интерес, вовлеченность и эффективность обучающей программы.

За что критикуют теорию множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером, имеет много сторонников в образовательной сфере, но не находит поддержки в научном сообществе. Главные претензии к теории связаны с отсутствием достаточных экспериментальных данных, пристрастностью автора к своим гипотезам и нечеткостью понятия «интеллект». Гарднер сам признает, что его теория основана на субъективных критериях.

Так, критики утверждают, что Гарднер путает интеллект с другими психологическими конструктами, такими как таланты, способности, навыки и черты личности. Они также указывают на сильную корреляцию между различными видами интеллекта, которые Гарднер считает независимыми. Например, люди с высоким межличностным интеллектом часто демонстрируют и хорошие логические способности, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности в области юриспруденции или дипломатии.

Некоторые исследователи считают теорию множественного интеллекта псевдонаучной. Один из них, нидерландский психолог Пит ван дер Плуг, проанализировал несколько работ, которые якобы подтверждали теорию Гарднера, и обнаружил много нарушений в методологии исследований.

Он отметил, что в контрольных группах использовался устаревший и неэффективный подход к обучению, а в экспериментальных — современные и интересные методики, основанные на теории Гарднера. Кроме того, экспериментальным группам давали больше времени на учебу, чем контрольным. А незначительные различия в результатах трактовались в пользу теории множественного интеллекта.

Другой оппонент теории, психолог Линда Готтфредсон, утверждает, что IQ является важным фактором, определяющим успех в учебе и карьере. Это подтверждается многочисленными исследованиями и метаанализами, проведенными в разных университетах. Теория Гарднера же не может похвастаться такой научной основой.

Связь со стандартами РФ

Связь теории множественного интеллекта со стандартами РФ можно проследить на примере образовательных стандартов для дошкольников. Там четко определены основные цели и задачи образовательного процесса, а также требования к его содержанию, организации и результатам.

Так, одной из главных задач дошкольного образования считается развитие индивидуальных способностей и потенциала ребенка, учет его интересов, потребностей и особенностей. Для достижения данной цели необходимо учитывать разнообразие и множественность интеллекта у детей, а также создавать условия для их взаимодействия и саморазвития.

В структуре дошкольного образования выделяются следующие образовательные области:

Образовательные области

Описание

Типы интеллекта

Познавательное развитие

Развитие внимания и концентрации, памяти, мышления, воображения, логического и аналитического мышления

Вербально-лингвистический; Логико-математический; Натуралистический

Социально-коммуникативное развитие

Умение слушать других и отвечать, сотрудничество и лидерство, уверенность в себе, развитие эмпатии, независимости, понимание эмоций других людей во взаимодействии

Межличностный; Внутриличностный

Речевое развитие

Задания со знаками и символами, изучение новых слов и понятий, рассказ предлагаемой истории, словесная творческая деятельность, коммуникация со взрослым и сверстниками

Вербально-лингвистический; Логико-математический

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, театрализация, музыка, словесное творчество и фольклор

Музыкальный интеллект; Пространственно-визуальный

Физическое развитие

Развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики

Телесно-кинестетический;

Так что, если кратко подытожить, теория множественного интеллекта достаточно крепко связана со стандартами РФ в области дошкольного и школьного образования. Эта связь заключается в том, что российская образовательная система учитывает наличие у детей различных типов интеллекта и предусматривают разнообразные формы и методы обучения и развития, которые соответствуют их индивидуальным особенностям и потребностям.

Читайте также

Вам может понравиться