Одна из задач организаторов летнего отдыха школьников – оздоровить детей, помочь им восстановить силы после учебного года. Важной составляющей в этом плане является крепкий сон. И даже если ребенок или подросток не привык ложиться днем – не беда. Тихий час в детском лагере поможет расслабиться и отдохнуть перед интересными вечерними занятиями. Ведь программа лагерей «Спортзания» включает много праздников и других увлекательных дел.
Почему в детских лагерях есть тихий час
Тихий час в лагере — неотъемлемая часть распорядка дня. По наблюдениям врачей и педагогов, недостаток сна делает ребенка возбудимым и эмоционально неустойчивым. Нарушается внимание и познавательная активность. Дети, которые спят после обеда, меньше подвержены заболеваниям, более эмоционально уравновешены и сосредоточены.
Действующие СанПины предписывают не менее 1,5 часов оздоровительного сна в дневное время. Установлено, что максимальную пользу детскому организму принесет отдых, который длится с 13-30 до 15-30 ч.
Чем полезен ребенку дневной сон
Тихий час в детском лагере дает возможность отдохнуть и восстановить силы. Дневной сон положительно влияет на здоровье:
- дарит заряд энергии и бодрости;
- повышает устойчивость организма к заболеваниям;
- улучшает внимание, память и интеллект;
- снижает склонность к перееданию и появлению лишнего веса;
- улучшает эмоциональный фон;
- стабилизирует нервную систему и улучшает качество ночного отдыха.
Не меньше необходим дневной отдых взрослым — вожатым и воспитателям. Он улучшает физическое самочувствие, настроение, предупреждает развитие болезней сердца и сосудов.
Чем занять детей, которые не спят
Старшие школьники могут обходиться без дневного сна. Нередко для них тихий час в детском лагере – самые скучные часы. Насильно заставлять подростков ложиться спать не стоит. Вместо этого можно предложить варианты спокойного досуга:
- Чтение – можно взять с собой любимую книгу или то, что задали на лето. Если книги занимают много места в багаже, можно загрузить их в телефон в электронном виде.
- Рукоделие – плетение фенечек из бисера, цветных резинок и пр. За несколько дней можно сделать украшение себе, подругам или вожатым. В последние годы заниматься этим стало популярно и у мальчиков.
- Кроссворды – благодаря им время тихого часа в лагере может пролететь незаметно. Кроме того, это еще и полезно - разгадывание кроссвордов расширяет кругозор и тренирует память.
- Настольные игры – «Монополия» и пр. В них можно позвать играть друзей. Не стоит брать с собой карты – они считаются азартной игрой и могут быть запрещены уставом лагеря.
- Ведение дневника – помогает упорядочить мысли, выплеснуть эмоциональное напряжение и просто зафиксировать важные события. Те, кто хочет защитить информацию от посторонних глаз, могут придумать собственный шифр.
Это далеко не полный список того, чем можно заняться во время дневного отдыха. Главное – соблюдать тишину и не мешать тем, кто решил выспаться.
Советы педагогам и вожатым
Организация тихого часа в лагере зависит от возраста детей в отряде. К каждой группе можно найти свой подход:
- Малышам можно предложить полежать с закрытыми глазами, пообещав после этого интересное занятие – рисовать, клеить фигурки и пр. Большинство ребят через некоторое время засыпает. Самым «стойким» можно предложить «награду» - фломастеры, журнал с яркими картинками и ножницы. Ребенок будет занят до конца тихого часа и не будет мешать спать остальным.
- Средним школьникам в качестве средства от скуки можно предложить книги или тихие игры - морской бой, быки-коровы. Основное правило – не выходить из палаты, соблюдать тишину и не мешать спящим.
- С подростками 14-17 лет можно заключить «договор о тишине». За его соблюдение установить преференции, за нарушение – штрафы.
Средним и страшим детям важно объяснить, что тихий час – это еще и требование дисциплины, которую обязаны соблюдать все. А вечером их ждет интересное дело, для которого потребуются силы.
В программу смен лагерей «Спортзания» включены развлекательные мероприятия – дискотеки, концерты, праздники, мастер-классы. При этом режим дня выстроен с учетом физиологических возможностей и потребностей детей.