• Вход
  • Чат
Травля ребенка в школе учителем: причины, признаки и действия

Травля ребенка в школе учителем: причины, признаки и действия

Ребенок не всегда готов говорить с родителями о том, что происходит в школе. Особенно, если дела идут не лучшим образом. В подростковом возрасте ситуация усугубляется, а ученик часто не готов обсудить проблему, даже если раньше охотно делился переживаниями и жаловался, если его что-то не устраивало.

Школа – это не только образовательное учреждение, но и место, где школьник проводит львиную долю времени на протяжении долгих лет: учится, знакомится, социализируется. Школьные годы считаются золотым временем в жизни ребенка, но их может сильно омрачить буллинг, или травля. Традиционно считается, что этим занимаются лишь дети, но это ошибочное мнение. Травить детей могут и учителя. Насилие со стороны преподавателей можно пресечь или вовсе не допустить, но нужно знать, что делать.

Что такое педагогическое насилие?

Педагогическое насилие многолико. Часто родители даже не догадываются, что поведение учителя наносит вред их детям, так как повышение голоса, сравнение и обесценивание долгое время были стандартом и нормой в советской и российской системе образования.

detivshkole

Насилие со стороны педагога – это прежде всего неуважительное отношение к ребенку, пренебрежение его статусом, психологическая, а иногда и физическая агрессия в адрес учеников.

Признаки учительского абьюза

Отношения учителей с учениками могут складываться непросто: школа – небольшое закрытое сообщество, где часто возникают конфликты. Но это не повод применять по отношению к ученику те или иные формы абьюза.

Однако, как показывает практика, многие дети, особенно в государственных школах в регионах, регулярно сталкиваются с насилием со стороны преподавателя. Можно выделить несколько популярных форм абьюза, которые чаще всего практикуют учителя.

Крик

Громкий голос или крик – это всегда сигнал. В первобытных обществах он выступал в качестве меры предупреждения или агрессии, поэтому даже у современного человека при крике организм включает режим опасности – реакцию на стрессовую ситуацию.

Каждый раз, когда учитель кричит, ученик испытывает стресс. Но так не может продолжаться бесконечно: жить в состоянии вечного напряжения нельзя, поэтому рано или поздно у школьника либо начинаются психические проблемы, либо его организм начинает игнорировать сигнал, что также нехорошо.

Невербальное насилие

Мы общаемся не только голосом, но невербальными сигналами. Поза, жесты, нарушение личного пространства – часть из них. Может показаться, что грозно нависший над ребенком учитель – дисциплинарный ход, который не может нанести ученику вреда. Это не так. Педагог нарушает личные границы и оказывает давление.

Некорректная критика − оскорбления личности

Не все дети одинаково хорошо учатся, но это не значит, что умственные способности и личность школьника необходимо подвергать критической оценке. Учитель имеет полное право комментировать результаты работы, но он не должен опускаться до едких замечаний в адрес учеников.

Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание

Вспомните детство: суровый учитель перед доской на виду у всего класса устраивает разнос нерадивого ученика: кричит на него, унижает при сверстниках, сравнивает с другим детьми. Оказаться на месте такого ребенка никто не хочет, но педагог, добиваясь дисциплины и послушания таким образом, жертвует ментальным здоровьем ученика. Такого быть не должно.

Оценка внешности

Коллектив детей сильно отличается от коллектива взрослых людей. В частности дети придают большое значение внешности других, позволяют критиковать человека за его вкус и опрятность.

Гораздо хуже, когда таким начинает заниматься педагог. Он – авторитет для учеников. Критика от такого человека неизбежно влияет на психологическое состояние ребенка, приводит к комплексам и проблемам в будущем.

Оценка достатка ученика

Финансовое состояние семьи ребенка никак не должно волновать учителя. Из-за большого разрыва между богатыми и бедными дети остро реагируют на финансовые возможности своей семьи и часто комплексуют из-за того, что их родители беднее других.

Если травлей по финансовому признаку будет заниматься еще и школьный учитель, комплексов и проблем в семье точно не избежать.

Нарушение приватности

Каким бы маленьким ни был ребенок и какими бы нелепыми ни казались учителю его секреты, он обязан уважать право на приватность учеников. Забрать записку, которую ребенок передает другому, можно, но читать ее и особенно вслух при других детях – форма насилия.

Чтобы учителя уважали, он сам должен уважать учеников. В частности – их право на приватность.

Игнорирование физических потребностей, прямое насилие

Когда ребенок хочет в туалет, чувствует недомогание, просит воды, педагог обязан помочь ему. Игнорирование – форма насилия. Еще хуже, когда учитель начинает поднимать руку на детей. Это экстраординарная ситуация, которая требует немедленного решения.

К слову, физическое насилие – это не только агрессия с применением силы в адрес ученика, но и физическое воздействие на его личные вещи. Например, учитель, рвущий тетрадь ребенка, также применяет насилие.

Причины

Педагог может травить школьников или целый класс по многим причинам, но чаще всего выделяют 3 первоисточника травли:

bullingvshkole

  1. Для достижения результата: у профессионального учителя много способов повысить успеваемость. У посредственного – меньше, а самый простой из них – абьюз класса.
  2. Для укрепления авторитета: заслужить уважение – большой труд, а получить послушание (которое путают с авторитетностью), издеваясь над изгоями или классом в целом – простая задача.
  3. Из-за личных проблем: учителя – обычные люди. У них могут быть комплексы, психологические проблемы, низкая самооценка, поэтому они компенсируют свою неудовлетворенность жизнью, доминируя над детьми.

Но на самом деле причины не так важны. Нет никакой разницы, травит ли учитель учеников из-за низкой самооценки или для успешного усвоения школьной программы. Насилие есть насилие. Неважно, какие цели преследует педагог, абьюз и травля – это то, что должно исчезнуть из систем образования.

Как понять, что ребенка травит учитель?

Ребенок не всегда готов говорить с родителями о том, что происходит в школе. Особенно, если дела идут не лучшим образом. В подростковом возрасте ситуация усугубляется, а ученик часто не готов обсудить проблему, даже если раньше охотно делился переживаниями и жаловался, если его что-то не устраивало.

Тревожные симптомы можно разглядеть без разговоров. Главное: внимательно следить за состоянием детей и обращать внимание на следующие признаки:

  • насколько охотно ребенок ходит в школу: если ему там плохо, желание посещать учебное заведение будет стремиться к нулю;
  • насколько хорошо школьник учится, не упала ли успеваемость: дети начинают учиться значительно хуже, когда становятся объектами травли;
  • как изменился характер ребенка: если он стал замкнутым, много времени проводит в одиночестве, а на все вопросы отвечает односложно, стоит задуматься о возможном буллинге в школе.

Также стоит обратить внимание на успеваемость по отдельным предметам и то, как школьник описывает учителей. Еще один способ: осторожно спросить о ситуации у родителей других детей.

Главное – разговор. Детям бывает сложно делиться переживаниями. Часто они чувствуют себя виноватыми, поэтому боятся рассказать, что происходит в школе. Давить не стоит, но нужно проводить регулярную работу, чтобы узнать об абьюзе и пресечь его.

Как защитить ребенка от педагогического насилия

Дети, особенно в подростковом возрасте, часто отвергают любую помощь и изо всех сил пытаются решать проблемы самостоятельно. Это нужно уважать: скандал, который родитель устроит в администрации школы, может сделать ситуацию еще опаснее, а к травле со стороны учителя подключатся и дети.

Есть и более эффективные способы защиты от буллинга. Ими нужно пользоваться, даже если с ребенком все хорошо.

Доверительные отношения с ребенком

Чтобы работать с проблемами, о них нужно знать. А для этого необходимо выстраивать доверительные отношения с детьми. Это большая работа, доверие не возникает по мановению волшебной палочки, но зато очень просто может исчезнуть.

Основа доверия – понимание, что родитель – это человек, который всегда поможет в трудную минуту, не осудит, примет ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками. Только на этом фундаменте могут возникнуть по-настоящему доверительные отношения в семье.

Ни в коем случае нельзя допускать физического насилия внутри семьи. Всего один неосторожный поступок, совершенный необдуманно, может разрушить месяцы работы над отношениями.

Обучение личным границам

Проблема психологического насилия часто заключается в том, что ребенку поведение педагога кажется естественным. Он может и не осознавать, что учитель калечит его психику своими действиями.

Поэтому ребенка нужно обучить нормам, принятым в здоровом обществе, рассказать о личных границах, их нарушении и правах человека независимо от его возраста.

Анализ успеваемости

У низкой успеваемости есть много причин, но если падение случилось резко без видимых на то причин, стоит задуматься о душевном состоянии ребенка и возможной травле в учебном заведении.

Ни в коем случае нельзя винить ребенка, предварительно не разобравшись в ситуации. Способный ученик даже с угасшим интересом к учебе держится на стабильно высоком уровне в плане оценок, но травля может все изменить.

Спокойствие и здравомыслие

Часто родители слишком трепетно относятся к ребенку и начинают паниковать, заметив неладное. Это толкает на необдуманные поступки. Прежде чем действовать, нужно обстоятельно изучить ситуацию, подумать над решением проблемы, выбрать несколько вариантов и лишь потом спокойно подобрать лучший из них.

Как бороться с травлей со стороны учителей

Учитель, допускающий психологическое или физическое насилие в адрес учеников, не должен работать в образовательном учреждении. Нужно понимать, что иногда абьюз происходит ненамеренно: учитель – человек. Проблемы в личной жизни или карьере сложно маскировать, поэтому срывы бывают даже у профессионалов. Главное, чтобы они не носили систематический характер.

shkola

Несмотря на обширные возможности по защите ребенка, прежде чем обращаться в прокуратуру или управление образования, стоит подумать, является ли конкретный случай веским поводом для обращения.

Обращение к администрации школы

Прежде всего следует обратиться в администрацию школы, а также дополнительно поговорить с учителем. Как правило, этого бывает достаточно, если проступки педагога не носят систематический характер и он работает над решением своих проблем.

Жалоба в Управление образования

Если абьюз продолжается, а администрация лишь разводит руками и всеми силами покрывает учителя, родителю необходимо идти дальше. Заявление в управление образования отрезвляет представителей даже несговорчивых школ, и они начинают решать проблему.

Обращение в полицию или прокуратуру

В случаях, если насилие носит систематический характер и принимает угрожающий вектор, переходя в физическое воздействие, а из управления образования приходит отказ за отказом, нужно идти в прокуратуру. У них нет мотивации покрывать учителей, поэтому справедливость должна восторжествовать.

Что нельзя делать родителям

Игнорирование проблемы – главная ошибка родителей. Надежды, что в течение учебного года ученик сам разберется с буллингом, наладит отношения со сверстниками и педагогом – фантомны. Без участия родителей школьнику будет еще сложнее; это может привести к трагическим последствиям. Детям и их проблемам нужно уделять внимание

Гиперопека – другая крайность; этого нужно избегать. Во всем нужно уметь искать баланс и иногда вопреки всему давать возможность школьнику разобраться во всем самостоятельно при моральной поддержке и помощи семьи. Благодаря этому ребенок сможет научиться справляться с трудными ситуациями самостоятельно и перестанет быть жертвой.

Еще одна ошибка – несерьезное отношение к проблеме и буллинг внутри семьи. Может, абьюз и кажется мелочью, но для школьника – это трагедия, поэтому к детским проблемам нужно подходить со всей серьезностью.

Четвертая ошибка – экстраполяция чужого опыта на свою ситуацию. Родители любят черпать чужой опыт из статей в интернете и применять на себе и своих детях без нормальной адаптации к текущей ситуации. Этого быть не должно.

Пятая ошибка – делать из ребенка виноватого. Подобного сценария чаще всего и боятся дети. Им и так говорят, что они плохие. Услышать подобное от родителей – значит окончательно разочароваться в себе. Критиковать можно поступки детей, их поведение, но не их самих.

Также родители часто пренебрегают услугами психологов, считая, что ребенок вырастет и обо всем забудет. Но травля школьника учителем в школе не забывается, а тяжелым грузом ложится на психологическое здоровье в будущем.

Читайте также