• Вход
  • Чат
Упражнения на уверенность в себе для детей — как повысить самооценку ребенка через игру

Упражнения на уверенность в себе для детей — как повысить самооценку ребенка через игру

Откуда берется низкая самооценка у детей и какие могут быть последствия во взрослом возрасте, как узнать, что подросток не уверен в себе, мероприятия по повышению самооценки, упражнения и игры.

Здоровая самооценка – залог уверенности в своих силах, важный фактор адекватных отношений в будущем, успехов в социуме и на работе. Корректировать ее можно в любом возрасте, но эффективнее всего делать это в детстве. Вот почему так важно, чтобы ребенок не только развивался физически и духовно, но и работал над своей самооценкой.

Низкая самооценка — откуда берется

Уровень самооценки зависит от множества параметров. В детском и подростковом возрасте человек наиболее восприимчив и гибок, поэтому любая мелочь, которая кажется незначительной взрослому, может оказать существенное влияние на самооценку ребенка.

 К числу основных причин низкой самооценки относят:

  1. Негативное отношение родителей к способностям и навыкам подростка. Постоянная критика, сравнение со сверстниками, оскорбления и просто снисходительный тон могут сильно занизить уверенность в своих силах и подорвать веру в себя.
  2. Конфликт между собственным мироощущением и требованиями близких. Родители формируют видение мира ребенком, но часто оно вступает в конфликт с тем, что ощущает сам подросток. Из-за этого возникают проблемы в социуме и появляется неуверенность в себе.
  3. Буллинг со стороны окружающих, негативный внешний фон. Если человеку регулярно внушают мысль, что он – ничтожество, он начнет бояться сделать что-либо сам, будет не уверен в себе, скован, а его самооценка будет занижена.

 Важно отметить, что родители и окружающие часто больно бьют по самооценке ребенка, не замечая этого. Например, отмечают некоторые из его качеств негативно, хотя в обществе, наоборот, принято считать подобные черты положительными.

 Другой пример: постоянное сравнение с окружающими. Это не стимул для развития, а лишь удар по эго. Педагогический эффект от такой процедуры минимален, а негативных последствий столько, что от них порой не удается избавиться в течение всей жизни.

Как узнать, что у вашего подростка низкая самооценка

Подростки не любят делиться своими эмоциями и переживаниями. Особенно те, кто имеет низкую самооценку. Подросткам кажется, что такое восприятие себя – нечто постыдное, поэтому начинают закрываться еще сильнее.

 Вывод прост: ребенок не расскажет об этом сам, а значит, определить проблемы с самооценкой можно лишь эмпирическим путем. С этим могут возникнуть сложности, так как человек без опыта часто склонен трактовать результаты наблюдений превратно, оправдывая молчаливость интровертностью, а не проблемами с уверенностью в себе.

Если родитель наблюдает проблемы с ребенком, но не понимает, откуда они, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Но если есть уверенность в своих силах, можно попытаться поискать признаки низкой самооценки самостоятельно.

Сложности общения со сверстниками

К основным проявлениям низкой самооценки относят:

  1. Сложности в общении со сверстниками. Если у ребенка мало друзей, их количество постоянно уменьшается, либо их нет вовсе, нужно глубоко задуматься о происходящем.
  2. Низкий уровень мотивации, нет желания заниматься чем-либо. Апатичный и равнодушный ребенок, который ничем не интересуется – это редкость, на которую стоит обратить внимание.
  3. Регулярный страх неудач. Подростка со здоровой самооценкой неудача не способна заставить отказаться от чего-либо, тогда как ребенок с заниженной самооценкой часто сдается, столкнувшись с малейшим сопротивлением.
  4. Избегание нового опыта. Свидетельствует о желании замкнуться в себе, что связанно с заниженной самооценкой.
  5. Негативный разговор с самим собой. Если ребенок презрительно относится к своим достижениям и личности – это важный сигнал, свидетельствующий об уровне самооценки.

Но важно не делать поспешных выводов. Низкая самооценка – это постоянное состояние. Часто дети могут избегать общения со сверстниками, учиться хуже и испытывать страх неудач из-за трудностей в личной жизни, стресса или проблем в семье. Важный маркер, сигнализирующий о проблемах – постоянность. Если этого нет или подобное состояние наблюдается недолго, говорить о проблемах с уверенностью в себе рано.

Долгосрочные последствия низкой самооценки у подростка

Проблемы с самооценкой типичны для подростков, но если не предпринимать никаких шагов по их устранению, пустив ситуацию на самотек, они могут сильно испортить детство и оказать негативное влияние на процесс взросления.

Проблемы, к которым может привести низкая самооценка:

  1. Ментальные заболевания. К ним относятся тревожность, депрессия и другие психические расстройства, мешающие нормальному функционированию в обществе.
  2. Наркотическая зависимость. Люди часто используют наркотики, чтобы чувствовать уверенность в себе.
  3. Социализация. Низкая самооценка препятствует нормальному функционированию в обществе, приводит к проблемам в отношениях.

 Но главная опасность низкой самооценки заключается в том, что зрелый человек зачастую не осознает, что именно является источником его проблем. Поэтому регулярно сталкивается с депрессивными состояниями, не может избавиться от наркотической зависимости, так как корень его состояния гораздо глубже, чем кажется.

Мероприятия для повышения самооценки у подростка

Ребенку не всегда удается справиться в одиночку с давлением извне и сформировать у себя здоровую самооценку, уверенность в своих силах. На выручку должны прийти родители. Они отвечают не только за физического и материальное благополучие ребенка, но и за его ментальное здоровье.

Сейчас существует множество техник, позволяющих добиться впечатляющего результата. Разберем часть из них.

Свидетельство о победе

У человека очень избирательная память. Люди с низкой самооценкой склонны помнить только свои неудачи, забывая о победах. Задание «Свидетельство о победе» позволяет справиться этой проблемой.

На листе бумаге ребенок чертит диаграмму, разделенную на 4 части:

  • успехи в возрасте 5-9 лет;
  • успехи в возрасте 10-14 лет;
  • недавние успехи;
  • цели, которых хочется достичь в течение ближайших 5 лет.

 Заполняя диаграмму, ребенок получит сильное позитивное подкрепление. Но на этом останавливаться не нужно: с первой попытки записать все достижения не получится, поэтому нужно постоянно дополнять схему, указывая новые пункты.

Заполнение «Свидетельства о победе»

 Список побед будет увеличиваться, а вместе с ним начнет расти уверенность в своих силах.

Герб / фамильный герб

Упражнение для детей, которые любят рисовать. Задание: изобразить фамильный герб с лозунгом «Что делает меня великим?».

 Детали герба – достижения, успехи и таланты ребенка, которые отражают, что делает его хорошим человеком, который может собой гордиться.

 Также упражнение можно модернизировать. Не все любят рисовать, но адаптировать практику можно ко всем творческим активностям. Например, музыканты могут написать песню, а те, кто любит писать, способны сочинить небольшое эссе по теме.

День положительного подтверждения

Подростку важно понимать, что его ценят, поэтому раз в неделю можно проводить день положительного подтверждения.

 В этот день подросток обязан думать о себе лишь позитивно, а близкие должны подкреплять уверенность в его силах, подтверждая положительные качества подростка.

 Важно быть честным: ребенок должен ощущать, что родители искренне считают те или иные качества, что у него есть, положительными. Поэтому не нужно врать. Правда всегда всплывает наружу, а горькое разочарование больно бьет по самооценке и разрушает тот успех, которого удалось достичь.

Книжка ошибок

Важным фактором, формирующим здоровую самооценку, является признание и работа со своими ошибками. Подросток должен понять, что ошибаться – нормально, а неприятности можно исправить, приложив достаточное количество усилий.

 Для этих целей можно завести книгу ошибок. В ней ребенок поделится своими неудачами и провалами, а затем взрослые вместе с подростком попробуют придумать, как можно разрешить ту или иную ситуацию.

 Подобное упражнение формирует трезвый взгляд на неудачи, позволяет легче переживать ошибки и решать возникающие проблемы наиболее эффективно.

Рабочий лист завершения предложения

Упражнение, позволяющее добиться большей открытости в отношениях с родителями. Задача взрослого – составить список открытых вопросов и попросить подростка честно ответить на них в конце дня.

Упражнение для повышения самооценки

 Тем самым ребенок научится охотнее делиться мыслями с окружающими, а также сможет наглядно проследить, как меняется его отношение к тем или иным вещам на протяжении нескольких недель.

Журнал благодарности

Люди с низкой самооценкой часто не замечают счастливых моментов, которые делают их жизнь лучше, переживая это как должное. Важно отметить подобные моменты в жизни ребенка.

 Для этого можно вести журнал благодарности. Нужно договориться с ребенком, чтобы он каждый день записывал вещи, за которые он благодарен своей жизни. Стоит  попросить его каждый день увеличивать список.

 Спустя месяц можно сравнить записи, сделанные в начале журнала, с теми, что получились в конце.

Упражнение на отрицательный разговор с самим собой

Негативные разговоры с внутренним критиком – источник постоянного недовольства собой. Упражнение призвано решить эту проблему. Для этого следует попросить ребенка:

  • записать мысль или событие, которое вызвало у него негативный разговор с собой;
  • объяснить мысль и рассказать, почему она вызвала негативный разговор;
  • попросить рассказать о чувствах, которые испытал подросток в связи с этой мыслью;
  • придумать альтернативный, положительный разговор с собой, разбивающий в пух и прах доводы внутреннего критика.

 Благодаря этому упражнению ребенок сможет понять, что его негативные мысли часто возникают из-за вещей, которые не достойны подобной реакции. Он поймет, что на любую негативную точку зрения есть как минимум одна положительная.

 Упражнение хорошо показало себя в случаях, когда необходимо укрепление самооценки ребенка и закрепление позитивной реакции на определенные события.

Проблема основных убеждений

В основе низкой самооценки лежат убеждения. Большая часть из них ложна и не соответствует действительности. От них нужно избавляться, как от мусора, который регулярно выносят из дома.

 Нужно регулярно проводить разговоры с ребенком, анализируя его убеждения. Это должен быть обстоятельный, но дружеский разговор, основанный на доверии.

 Подросток должен открыто говорить о своих убеждениях и чувствах. Часто, проговаривая свои проблемы, ребенок самостоятельно убеждается в их несостоятельности.

 Но и взрослый должен отмечать несостоятельность его убеждений, мешающую ясно оценивать себя.

Разговор с подростком

 Упражнение нужно проводить регулярно, чтобы наблюдать в реальном времени развитие взглядов, убеждений подростка и позитивные сдвиги в оценке себя и окружающей действительности.

Протоколы настойчивой коммуникации

Людям с низкой самооценкой сложно коммуницировать с другими людьми. Поэтому развитие социальных навыков – важная часть работы над развитием уверенности в себе.

 Следует попросить ребенка записать все случаи, когда он выступал в роли активного участника общения, выражал свою позицию, отказывал собеседникам в случае необходимости.

 Вместе с фиксацией самих событий необходимо указать те чувства, которые испытывал подросток. Это позволит быть более уверенным в общении и выражать свои ощущения и мысли открыто и ясно.

 Если таких событий в жизни ребенка еще не было, следует договориться, чтобы они произошли, а подросток записал свои эмоции от совершенного поступка.

Таблица самооценки

Самооценка – это способность оценивать себя. Стоит попросить ребенка завести таблицу, где он будет ежедневно записывать что-то хорошее о себе: качества, навыки, черты характера.

 Постепенно записи будут становиться все сложнее и структурнее, а ребенок научится ценить все положительное, что в нем есть.

Положительное слово дня

Здоровая самооценка складывается из мелочей и оптимистичного взгляда на мир и свои поступки. Над развитием этих вещей можно и нужно регулярно работать.

 Следует попросить ребенка придумывать каждый день положительное слово-оценку, характеризующую его достижения за день. Так можно и нужно оценивать даже незначительные достижения. Например, помытая посуда или вовремя сделанные уроки – достаточный повод для самоуважения.

 Не нужно обесценивать важность маленьких дел. Ведь именно из них и складывается не только позитивная самооценка, но и успехи в будущем.

Время зеркала оценки тела

Комплексы, связанные с внешностью, часто становятся серьезным препятствием для формирования здоровой самооценки. Решить эту проблему и справиться со стеснением поможет простое упражнение.

 Раз в день подросток становится у зеркала и выделяет те качества внешности, которые ему искренне нравятся. На следующий день процедура повторяется, а к вчерашним особенностям прибавляются новые.

Девочка подросток

 Ребенок научится ценить свое тело и его особенности, станет комфортно ощущать себя в своем в нем.

Задача мотивационной цитаты

Цитаты вдохновляют людей, поэтому придумывание собственных цитат поможет легче воспринимать трудности и с большим вдохновением браться за новые задачи.

 Нужно приучить ребенка придумывать цитаты, которые позволят с большей эффективностью решать текущие задачи. Прелесть упражнения еще и в том, что ребенок учится лаконично и емко выражать свои мысли, что является отличным подспорьем для развития социальных навыков.

Тест на язык тела

Тело человека ярко сигнализирует о тех мыслях и эмоциях, которые он испытывает. Попросите подростка встать у зеркала и изучить, как ведет себя тело, когда он думает о чем-то позитивном. А после посмотреть, как изменится язык тела, когда речь зайдет о негативном опыте.

 После нужно попросить ребенка контролировать свое тело так, будто сейчас он настроен позитивно. Язык тела не только способен выражать состояние человека, но и изменять его. Это упражнение абсолютно безболезненно повышает самооценку и уверенность в своих силах у подростка.

Рекомендательное письмо

Родители часто забывают мотивировать детей небольшими, но очень важными бонусами. Рекомендательное письмо может стать отличным элементом подкрепления, которое повысит уверенность подростка в себе.

 Суть проста: всей семьей написать письмо ребенку, в котором будет рассказано обо всех положительных качествах, которые ему присущи. Нужно быть честным и искренне рассказывать о том, что в подростке хорошего.

 Другой вариант: сделать таблицу и попросить ребенка заполнить ее, указав уникальные позитивные качества, которые есть у него. Таблицу можно повесить в комнате. Там она будет регулярно напоминать подростку обо всем положительном, что в нем есть.

Час физической активности

Спорт и физическая активность отлично повышают самооценку. Можно записать ребенка в спортивную секцию, купить ему велосипед или скейтборд, на личном примере показать, насколько полезными бывают занятия спортом.

 Занимаясь всего час в день, уже через некоторое время можно будет заметить положительные изменения в ребенке. Он станет увереннее, активнее и смелее, начнет чувствовать себя значительно лучше.

Физическая активность

Часто ребенку не хватает мотивации. В таком случае на помощь придет личный пример. Стоит заниматься вместе с ребенком, дать ему время втянуться, и результат не заставит себя долго ждать.

Как повысить самооценку: 5 коротких упражнений

Часто подобные техники вызывают затруднения. Их сложно внедрить в жизнь, а еще сложнее придерживаться рекомендаций на протяжении долгого времени. В таком случае на помощь придут несложные упражнения, учитывающие слабости, которые, как правило, есть у каждого подростка с низкой самооценкой.

К их числу относят:

  1. У каждой слабости есть положительная сторона. Нужно понять, что не все черты характера, которые подросток считает негативными, являются таковыми. Суть задания: попросить ребенка выписать все черты характера, которые он считает негативными, а после посмотреть на них под позитивным углом.
  2. Борьба с внутренним критиком. Голос в голове, говорящий гадости, сильно демотивирует. Цель задания: послушать, что он говорит, а после разобрать все аргументы, сделав их несостоятельными.
  3. Любовное письмо самому себе. Суть задания: подросток должен написать себе письмо, рассказав, почему люди его любят. Это позволяет оценить свою личность с положительной стороны и отыскать те качества, которые раньше казались несущественными.
  4. Создание внутреннего «Я». Критик в голове – это полезная функция, но лишь в том случае, если он работает в паре с позитивным помощником. Цель подростка – создать такого для себя.
  5. Создание лучшей версии себя. Упражнение на фантазию. Нужно попросить ребенка представить лучшую версию себя. Найти то, чего ему не хватает в жизни. Сравнение с собой мотивирует гораздо лучше сравнения с окружающими.

 Упражнения на уверенность в себе для подростков – это отличный психологический тренинг, который способствует формированию здорового поведения счастливого и самодостаточного человека.

 Можно воспользоваться помощью специалистов или сформировать программу тренировок самостоятельно, превратив ее в увлекательную игру. Но оставлять проблемы с уверенностью в себе не стоит. Будущее ребенка во многом зависит от его самооценки.

 Нужно развивать в ребенке здоровую самооценку, так как она дает множество возможностей для самореализации в будущем. Но еще важнее не слепо копировать советы из интернета, а действовать в соответствии с ситуацией, отдавая себе отчет в том, что будущее ребенка всецело в руках родителей.

Читайте также

Вам может понравиться