Мария Монтессори была известной женщиной философом и педагогом, которая разработала педагогическую систему по созданию среды, где дети формируют различные способности самостоятельно. Это так называемые «уроки тишины», которые доктор проводила в своих группах. Длительность занятия составляла несколько минут.
Урок тишины по Монтессори развивает внимание, тактильные ощущения, а также слух, вкус и обоняние. В статье мы более подробно рассмотрим суть этих занятий и их преимущества, а также другие виды развития слухового восприятия.
Что из себя представляет «игра в тишину» и зачем она нужна
Урок-игра по Монтессори воспитывает в детях дисциплину и развивает слуховое восприятие. Он позволяет воспринимать звуки по-другому и замечать то, что в обычных условиях незаметно. На занятиях создается атмосфера спокойствия и делается особый акцент на звуках вокруг.
Идея таких занятий родилась у Марии Монтессори во время работы с детьми, которые имели проблемы со слухом. Наблюдая за ними, она обратила внимание на то, что в условиях тишины и глубоком вслушивании в окружающие звуки слуховое восприятие у ребят повышается. Спустя годы ее методикой стали пользоваться во многих школах мира и практиковать данные уроки в детских садах.
Рассмотрим, в чем заключается эта игра:
- Дети садятся в круг, после звонка колокольчика нужно замолчать и слушать звуки вокруг. Ребятам заранее дают понять, что они должны сидеть тихо и стараться не издавать посторонних звуков. Во время игры разрешено закрывать глаза – это помогает сконцентрироваться.
- Преподаватель встает сзади от ребят и начинает называть по очереди их имена, произнося их тихо.
- Услышав свое имя, ребенок должен подойти к преподавателю, не издавая лишнего шума.
- Игра заканчивается тогда, когда все дети оказываются рядом с преподавателем.
Во время игры в тишину большинство детей прилагает много усилий, чтобы создать спокойную обстановку в классе и прислушаться к тому, что их окружает. Ведь если кто-то из них будет шуметь, он помешает другим услышать свое имя. И с каждым уроком их умения совершенствуются.
Как преобразить и сделать интереснее игру в тишину
В правила игры в тишину по Монтессори можно вносить различные дополнения, которые сделают занятие еще интереснее для ребят. Рассмотрим некоторые из них:
- Проведение игры с приглушенным светом или при свечах.
- Дополнение необычного звукового сигнала, свидетельствующего о начале и об окончании игры.
- Необходимость закрыть и открыть глаза в определенных условиях.
- Использование специальных табличек с заданиями.
- Концентрирование внимания на определенных звуках или словах.
- Возможность одиночной игры. В кабинете можно выделить тематический уголок тишины, где будет находится корзинка со специальными принадлежностями. Этот вариант занятия предусматривает, что ребенок должен расположиться на коврике и ровно минуту сидеть, слушая окружающие звуки. Время можно засечь с помощью песочных часов, которые будут находится в реквизите.
Другие способы развития слухового восприятия
При воспитании детей развитию слухового восприятия важно уделять особое место. Это будет полезно как ребенку младшего возраста, так и школьнику. Кроме уроков тишины существуют другие упражнения по совершенствованию этих способностей. Приведем примеры интересных развивающих игр:
- «Прогулка в поиске звуков». Смысл игры заключается в том, что дети во время прогулки стараются уловить звуки вокруг себя, определяют, откуда они доносятся, а также кто их издает. Развивается слух, внимание и ориентирование на местности.
- «Назови звук». Во время занятия воспроизводятся различные аудиозаписи. Задача ребят заключается в распознавании звуков в этих записях. Это может быть мяуканье кошки, лай собаки или шум моря и многое другое.
- «На месте замри». Детям предлагается бегать, играть и танцевать во время звучания музыки. Как только музыкальное сопровождение замолкает, ребята должны встать на месте и замереть. Эту игру очень любят дошкольники, поэтому она практикуется во многих детских садах.
- «Аплодисменты». Игра «Аплодисменты» подойдет как для маленького ребенка, так и для школьника. Преподаватель прохлопывает определенную мелодию или какой-то ритм, а участники должны его повторить.
- «Коврики». Учитель раскладывает на пол небольшие коврики. Их количество должно соответствовать числу участников. Включается музыка, а дети ходят, бегают, прыгают и играют. В момент остановки мелодии каждый игрок должен стоять на своем коврике.
- «Повтори за мной». Данная игра является музыкальной и очень увлекательной. Чтобы поиграть в нее, понадобится реквизит: несколько одинаковых музыкальных инструментов. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в детском магазине игрушек. Музыкальные инструменты раздаются ребятам, после чего преподаватель издает какой-то звук на своем реквизите и просит детей его повторить. Далее количество звуков увеличивается (два, три, четыре и т.д.). Смысл игры – повторить звучащую мелодию.
- «Звуковой Бинго». Для такого варианта занятий понадобится изготовить карточки «Бинго». На них должны быть изображены определенные предметы, которые издают какой-то звук (кошка – «мяу», гитара – «дзынь», петух – «кукареку»). Карточки раздаются ребятам; как только они слышат звук, характерный для изображения, им нужно закрыть нужную картинку жетоном.
- «Кто я?». Правила этой игры просты: каждый ребенок по очереди садится в круг, ему завязывают глаза, и ребята из круга подходят к водящему спрашивая: «Кто я?». Целью является определить, чей голос был услышан.
- «Что это?». Для данной игры подготавливается несколько предметов, которые можно узнать по издаваемым звукам. Например, колокольчик, бубен или погремушка. Эти вещи располагаются так, чтобы их было не видно, затем каждым из них издаются характерные звучания. Задача детей угадать, что это такое.
Такие игры позволяют развить слух и восприятие окружающего мира у детей разного возраста.