Расскажем, в каком возрасте ребенок может ходить в школу один, что об этом говорится в законах РФ, как подготовить школьника, чему научить и как перестать волноваться и беспокоиться.
Что говорится в законодательстве
Когда малыш идет в первый класс, родители стремятся сопровождать его и тревожатся за его безопасность. Но далеко не всегда мама или папа могут выделять утром время на то, чтобы вести школьника на уроки. Как говорят юристы, законом РФ не определено, в каком возрасте ребенок может ходить в школу один, но на плечи матери и отца ложатся обязанности по обеспечению безопасности и воспитанию. Если же по дороге оставшиеся без присмотра сын или дочь попадут в беду, может последовать административное наказание.
Маршрут до школы должен быть проверенным, лишенным опасностей, чтобы родители могли спокойно отпускать ребенка одного.
В каком возрасте ребенок может проявлять самостоятельность и как понять, что он к этому готов
Мама и папа хотят воспитать личность, которая способна самостоятельно решать многие жизненные задачи. И одной из первых важных проблем становится путь до школы. Родителям приходится взять себя в руки, чтобы меньше тревожиться и довериться как подростку, так и миру вокруг, перестав контролировать каждый шаг школьника.
Но и ребенок должен быть готов к подобному. Мало только физических возможностей и способностей — и семилетка способен запомнить нужный маршрут, требуется и психологическая работа над собой.
Чтобы малыш вел себя как взрослый, спокойно добирался от дома до школьного двора, вовремя приходил на уроки и возвращался сам, требуется многократно повторить с ним путь, а также научить его ответственности.
Подготовка школьника
Чтобы спокойно отпускать ребенка в школу одного, нужно научить его заботиться о себе. Если малыш оставался дома в один, умеет приготовить или погреть поесть, знает, как вести себя с посторонними и гуляет во дворе сам, проблемой прогулка на уроки не станет.
Также принять во внимание нужно удаленность учебного заведения. Если туда нужно ездить на общественном транспорте, переходить сложные перекрестки, придется потратить на подготовку больше времени.
Навыки, которыми должен обладать подросток, готовые отправиться в школу самостоятельно:
- умение отказывать и способность отстаивать собственное мнение, вещи;
- способность общаться с другими, просить о помощи;
- использование проездных для общественного транспорта, денег;
- понимание, что такое пассивная безопасность (не брать чужие бутылки, не есть предложенную незнакомцами еду, помогать только другим детям и старушкам).
Если малыш уже умеет сам ходить в магазин, рассчитывать заряд личного смартфона, знает, как постоять за себя, то и в школу его пора отпускать без лишнего контроля.
Информация о себе
Школьник должен знать имена и фамилию как свое, так и родителей, помнить точный адрес и телефоны мамы и папы. Важно, чтобы номер он мог набрать по памяти, ведь смартфон можно повредить, потерять или разбить, и тогда не получится связаться с близкими.
Дети с хроническими заболеваниями должны понимать, какие препараты и когда им нужно принять для поддержания стабильного состояния здоровья.
Подходящий маршрут до школы
Путь к учебному заведению нужно исследовать внимательно. Потенциально опасными могут быть парки и скверы, гаражи и пустыри, незавершенные стройки. Нельзя допускать, чтобы ребенок «срезал путь» через подобные участки. Маршрут надо построить по людным улицам, где находятся магазины, часто проезжает транспорт. Это безопаснее.
Существуют и правила поведения в подъезде и в лифте. Научите не входить в кабину или на лестничную клетку с незнакомцами.
Отдельное внимание нужно уделить переходу дороги, ориентированию по светофорам.
Общение с незнакомцами
Объясните, что не стоит поддерживать разговор с посторонними людьми, даже если они дружелюбны. Пусть школьник запомнит стандартную формулу, которой будет отвечать на любой вопрос со стороны чужака: «Мы незнакомы, мама и папа не разрешают мне разговаривать с чужими». Произнеся это, малыш должен немедленно уйти, не обращая внимания на заманчивые приглашения посмотреть на котят или щенков или попробовать мороженое или конфеты.
Расскажите, как обращаться за помощью, звать, если случилась неприятность, когда звонить родителям, в каких случаях нужно предупредить их.
Безопасное поведение
Психологи советуют начинать приучать малышей к безопасному поведению с трех лет, объяснять, кто из окружающих — свой, а кто такие «чужие», что позволяется родным и недопустимо со стороны постороннего человека. С шести лет стоит объяснить, что взрослые могут быть плохими, и рассказать о правилах поведения в потенциально опасной ситуации. С восьми, если школьник уже пользуется смартфоном и социальными сетями, научить безопасности и в Интернете.
Важно создать правильное представление, какую опасность могут представлять другие люди и что дружелюбные и улыбчивые, хорошо одетые незнакомцы тоже могут оказаться плохими.
Доверительная атмосфера в семье
Если между мамой, папой и ребенком устойчивые отношения, выстроенные на доверии, они окажутся первыми людьми, к которым малыш в опасной ситуации обратиться за помощью. Ощущая поддержку со стороны семьи, школьник ведет себя увереннее, становится самостоятельным раньше, у него не появляется склонности бездумно последовать за чужим человеком.
Как меньше волноваться
Мать и отец будут меньше тревожиться о ребенке, если хорошо знают его и доверяют, а также владеют собственными чувствами. Избыток беспокойства заставит паниковать и школьника, потому важно научиться контролировать собственное поведение и эмоции.
Рассказывая о потенциально опасных ситуациях и приводя примеры, не нужно намеренно запугивать малыша. Стоит воспользоваться книгами, проиграть каждый момент с помощью любимых персонажей.
Безопасность школьника
Разобравшись, в каком возрасте ребенок может ходить в школу один, нужно подумать о некоторых аспектах, которые помогут обеспечить безопасность. На выручку заботливым родителям приходят новые технологии.
Детские GPS-часы
Младшим школьникам подойдет наручный девайс, который потерять или разбить сложнее, чем смартфон. Синхронизировав часы с телефоном через приложение, мама и папа смогут в любой момент отследить маршрут, поговорить с ребенком или, активировав специальную функцию, прослушать, что происходит вокруг.
Смартфон
Дорогие телефоны в первом-четвертом классе покупать не стоит. Но мобильный — хороший помощник, который позволит оставаться на связи с младшеклассником, который отправился в самостоятельно путешествие.
Мобильные приложения
Существуют специальные программы родительского контроля, которые встраиваются в смарт-часы для детей, устанавливаются на смартфоны и позволяют матери и отцу отслеживать, как передвигается школьник, какие места посещает.
Такое приложение можно настроить таким образом, чтобы, попав в беду, подросток мог быстро позвонить близким или послать моментальный сигнал.