• Вход
  • Чат
Вальдорфская школа - что это такое, особенности методики

Вальдорфская школа - что это такое, особенности методики

В 1992 году в России появилась первая вальдорфская школа. На данный момент насчитывается более двадцати аккредитованных школьных заведений. Стали открываться вальдорфские классы в традиционных общеобразовательных школах.

Вальдорфская школа – это учебное заведение для детей и подростков. По программе оно рассчитано на 11 лет. От обычных учебных учреждений методику отличает подход к образованию, система оценки знаний детей, внеурочная деятельность и многое другое.

В данной статье мы рассмотрим особенности работы вальдорфской обучающей методики, поступление в данное учреждение и уровень образования, который получают дети.

Как появилась методика

Вальдорфская педагогика появилась в первой половине XX века. Она возникла благодаря жалобам сотрудников компании «Вальдорф Астория». Жалобы были направлены на методики, которые заставляют лишь зазубривать материал и не давали возможности развивать познавательные способности и творчество.

что такое вальдорфская школа.png

Владелец одной фабрики подхватил идею создания новой идеальной школы. В ней должны были учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей. Суть данной педагогики заключается в том, что ребенок учится по принципу неопережения, то есть развивается в своем темпе.

Эмиль Мольт счел необходимым обратиться за помощью к австрийскому оккультисту, философу и педагогу Рудольфу Штайнеру. Он смог разработать специальную программу обучения. В сентябре 1919 года была открыта первая вальдорфская школа – независимое и экспериментальное учебное заведение. Строительство такого учреждения было завершено через год. Программу вальдорфской школы одобрило министерство образования и культуры Германии.

Первоначально в вальдорфском учебном заведении обучались дети работников фабрики. Позднее методика такого обучения стала популярной в стране и даже выходила далеко за ее пределы. Эти учреждения были открыты для всех детей независимо от социального положения семьи. Обучение в таком месте длилось 12 лет.

Основы вальдорфского метода образования

Суть вальдорфского метода заключалась в том, что ребенку предоставлялась возможность раскрыть свои способности, свой потенциал в комфортной обстановке. В ней он не испытывает страха перед педагогами, не получает стресс из-за поставленной оценки. Раннее развитие в вальдорфских школах не приветствовалось. Педагоги школы считали, что ребенок должен быть подготовлен к обучению эмоционально. Только после его можно развивать интеллектуально. А процесс обучения надо построить так, чтобы дети познавали мир не за партой, а во время трудовой и творческой деятельности.

В вальдорфских школах обучение принимало комфортную, доброжелательную обстановку. Это способствовало раскрытию возможностей ребенка, развитию умения отвечать за свои поступки, способности помогать другим, творить добро.

Принципы преподавания по методике

Есть ряд принципов, по которым работает эта методика преподавания:

  1. Важным принципом стал культ детства. Ребенку давалось больше времени наслаждаться радостями юных лет.
  2. В вальдорфской школах создается комфортная, уютная обстановка, которая напоминает дом. Группы разновозрастные.
  3. В таких школах полностью отсутствуют планшеты, телефоны, телевизоры и компьютеры. Дети проводят много времени на свежем воздухе. Они выращивают растения, ухаживают за животными, собирают природный материал, придумывают с ним игры, украшают им помещения школы.
  4. Педагоги вальдорфских школ соблюдают индивидуальный подход к детям, учитывают особенности созревания детского мозга. В основном, ученики до пятого класса занимаются рисованием, музыкой, учатся высказывать свои мысли, выражать чувства, сопереживать. Все это помогает развивать чувственную сферу.
  5. С пятого по восьмой класс школьникам дается возможность проявить себя в театрализованной деятельности. Они ставят спектакли участвуют в фестивалях – так детей учат абстрактному мышлению. И только старшеклассники начинают изучать академические дисциплины, так как их мозг уже созрел для понимания сложных наук.
  6. Новый материал изучается «эпохами» – блоками по три-четыре недели. Педагоги пользуются методом погружения.
  7. Школьная программа предусматривает принцип «душевной экономии». В процессе обучения ученик овладевает теми знаниями, которые понимает и усваивает на данном этапе, не испытывая отторжения.
  8. Следующий немаловажный принцип направлен на народную культуру, творчество, на духовное развитие. Дети самостоятельно изготавливают игрушки из натуральных материалов, используя упрощенные формы. Они учатся их обыгрывать, создавать новые экспонаты. Большая роль отведена сюжетно-ролевым играм. Так детей учат находиться в социуме, прививая им умение общаться, решать проблемы, договариваться.
  9. Немаловажно использовать разные виды деятельности. Ритм в обучении меняется: спокойный на активный, активный на спокойный.
  10. Одним из принципов вальдорфских учебных заведений является активное привлечение семей к активностям. Хорошей традицией стали совместные праздники, события. Родители вместе с детьми участвуют в оформлении помещений, изготавливают необходимые украшения, атрибуты. Делают игрушки своими руками.
  11. Еще один принцип – новый, малоизвестный вид искусства – эвритмия. Это движение тела под музыку, которое сопровождается речью и пантомимой.

Педагоги, общаясь с учеником учитывают тип его темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), тип восприятия (слуховом, визуальном, кинетическом), а также типах сигнальной системы.

вальдорфская школа что это простыми словами.png

Педагоги вальдорфских школ – это прежде всего наставники, уважаемые люди, объекты для подражания,авторитет.

Эффективность методики

На протяжении нескольких лет ученые Стэнфордского университета изучали интеллектуальное, эмоциональное, физическое и творческое развитие учащихся из вальдорфских и традиционных школ.

Детям предложили пройти стандартные тесты, по которым впоследствии удалось определить наличие или отсутствие поведенческих и других проблем, вовлеченность в образовательный процесс. В 2015 году был опубликовал отчет исследований методик воспитания и обучения детей вальдорфских школ. Дети этих заведений не пропускают занятия, они были более заинтересованы в обучении, дисциплины была на хорошем уровне (даже у ребят из неблагополучных семей).

Ряд исследований был проведен и другими учеными. Они тоже пришли к выводу, что ученики вальдорфских школ мотивированы на обучение лучше, чем дети из обычных образовательных учреждений. А вот академические результаты оказались ниже. Этот факт не смогли аргументировать, поскольку не нашли доказательств этого явления в несовершенстве педагогической системы.

Преимущества и недостатки системы

В каждом отдельно взятом случае имеются как положительные моменты, так и отрицательные. В вальдорфских школах тоже есть свои плюсы и минусы.

Рассмотрим их подробнее, начав с преимуществ:

  1. Все вальдорфские школы проходят аккредитацию, программы соответствуют рекомендациям Министерства просвещения.
  2. Дети проходят аттестацию, сдают ОГЭ, ЕГЭ.
  3. В процессе обучения дети не подвержены стрессовым ситуациям из-за оценок.
  4. В помещениях создана уютная, комфортная обстановка, напоминающая дом.
  5. Родители принимают активное участие в жизни школы и ребенка.
  6. У учеников развиваются творческие способности.
  7. Как итог – позитивный взгляд на жизнь, способность сопереживать, помогать, сочувствовать. У детей развит высокий эмоциональный интеллект.

Однако, следует отметить, что у вальдорфской школьной системы есть и недостатки:

  1. В заведении полностью отсутствуют учебники: носитель знаний – это учитель. А учитель в свою очередь – это навязанный авторитет.
  2. Ребенок не может адаптироваться к реальному миру.
  3. Дети изучают только лишь эзотерические представления о мире.
  4. Во время всего обучения ребенок обращается только к игрушкам из природного материала.
  5. Если ребенок переходит учиться в государственную школу, возникают сложности в отношении оценочного подхода.

Кому понравится подход

Несомненно, обучение в вальдорфской школе станет отличным вариантом для семей, которым близки учения Рудольфа Штайнера. Основа его методики заключается в духовных благах, уважении к народной культуре, любви к искусству. Однако, ребенку, склонному к точным наукам – математике, физике – такой вариант обучения не подойдет.

что такое вальдорфская школа это вальдорфская.png

Семьям следует хорошо изучить методику обучения, познакомиться с педагогом, все проанализировать, взвесить все «за» и «против». И только после этого принять решение об обучении по подобной программе.

Вальдорфские учебные заведения на территории России

В 1992 году в России появилась первая вальдорфская школа. На данный момент насчитывается более двадцати аккредитованных школьных заведений. Стали открываться вальдорфские классы в традиционных общеобразовательных школах.

Школьная программа рассчитана на одиннадцать лет обучения. Только Иркутские дети осваивают программу вальдорфских школ за двенадцать лет – так же, как и немецкие ученики.

Государственное финансовое обеспечение доступно не всем вальдорфским учебным заведениям. Школы существуют главным образом за счет ежемесячной родительской платы, которая составляет 20000-30000 рублей. Некоторые учебные заведения берут плату и за поступление.

Перед поступлением в школу на собеседование приходят родители с ребенком, по результатам общения происходит зачисление. Родителям предлагается предоставить пакет документов: медицинскую карту, справку о прививках, паспорт одного из родителей, копию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства и копию медицинского полиса.

Иногда желающих посещать вальдорфскую школу бывает очень много, а количество мест ограничено. Тогда приоритет отдается семьям детей, проживающих рядом со школой или в ближайшем районе.

Более надежный способ получения места в школе – начать посещать вальдорфский детский сад или прийти в учреждение заблаговременно. В некоторых учебных заведениях такого типа существует испытательный срок от двух недель до двух месяцев. По некоторым причинам детей могут отчислить из школы.

В вальдорфских школах существуют правила для обучающихся, в том числе им запрещено пользоваться гаджетами. На сайтах школ выставляется расписание занятий. При необходимости родитель может связаться со своим ребенком исключительно на перемене. Первый звонок в школе звенит не ранее 8:00 часов и заканчивается не позднее 15:30.

В некоторых школах к занятиям привлекают и родителей. Они могут присутствовать на репетиции хора, занятиях эвритмией, гимнастике.

школа вальдорфская что это такое за образование.png

За качество образовательного процесса и подготовку педагогических кадров для работы по данной методике в вальдорфских учебных заведениях следит «Ассоциация вальдорфских школ России».

В настоящее время такие школы открыты в Москве и в Подмосковье. Количество этих образовательных учреждений растет, они начинают появляться и в других регионах. Частично идеи вальдорфских методик стали применять во многих учебных заведениях.

Часто задаваемые вопросы

Люди часто задают вопросы об этой методике образования. Разберем самые популярные из них.

Кто был создателем методики

Появление системы обучения вальдорфских школ принадлежит австрийскому философу и педагогу Рудольфу Штайнеру. Цель его метода состояла в саморазвитии и духовном познании мира с помощью мышления.

Как оценивают знания в школе

Оценок ребенку не ставят, но система мотивации, безусловно, существует.

Аккредитация школ в России

За качеством образовательного процесса и подготовкой педагогических кадров для работы по данной методике в вальдорфских учебных заведениях следит «Ассоциация вальдорфских школ России».

Читайте также

Вам может понравиться