Сейчас стало модным заниматься ранним развитием детей. Многие родители чуть ли не с младенчества начинают водить детей на различные развивающие занятия. Но насколько это полезно для ребенка? Есть ли в этом смысл? А может быть, искусственное ускорение развития ребенка и вовсе вредно для него? Будем разбираться в этих вопросах.
Раннее развитие ребенка — это хорошо или плохо
Родители всеми силами стремятся к тому, чтобы их ребенок был не хуже сверстников, а в идеале, даже намного превосходил их в своем развитии. Поэтому ребенок с самого раннего детства должен посещать различные кружки, как можно раньше научиться читать и писать, стать дисциплинированным и послушным, всегда поступать так, как нужно, а не как хочется. К ребенку предъявляют чрезмерно завышенные требования, а если ребенок им по каким-то причинам не соответствует, это воспринимается как трагедия для родителей, а у ребенка вырабатывается комплекс вины за то, что он не оправдал родительские ожидания.
Так называемые занятия по раннему развитию детей, которые получили распространения в современных условиях, скорее вредны, чем полезны. Точнее вредны не сами занятия, а чрезмерная увлеченность родителей ими. Они пытаются все свободное время ребенка посвятить посещению каких-то кружков, секций, занятий. Это с одной стороны неплохо, так как у ребенка не остается времени на разные глупости, но, в то же время, такой напряженный график, стремление во что бы то ни стало добиться успеха во всех сферах и оправдать возложенные на него ожидания родителей может обернуться эмоциональным выгоранием ребенка и различными проблемами психологического характера.
Чем опасно раннее развитие детей
Чем вредно излишнее стремление родителей к раннему развитию их детей:
- Ребенок фактически лишен детства. У него нет времени на беззаботное времяпровождение, общение с друзьями и т.д. Он все время чем-то занят. Хотя родители и считают, что таким образом ребенок лучше подготовится ко взрослой жизни и ее сложностям, но это не так.
Всему должно быть свое время. Ребенок еще успеет вкусить все прелести взрослой жизни с ее нагрузкой и повышенной ответственностью. У него для этого впереди целая жизнь. А вот детство уже не вернется к нему никогда. И того, что ребенок недополучил в детстве, те эмоции, то общение, беззаботность, свободу он скорее всего во взрослом возрасте компенсировать уже не сможет.
- Ребенок начинает неправильно воспринимать свою ценность. Ему начинает казаться, что он заслуживает любви только когда получил хорошую оценку, успешно сдал экзамен и т.п. То есть его ценность как личности зависит только лишь от его успешности в учебе и каких-то занятиях. Если успеха добиться не получилось, для ребенка это становиться большим ударом, приводит к сильным переживаниям, даже страданиям. Ребенок живет в постоянном стрессе, который на самом деле ничем не обоснован.
- Ребенок утрачивает возможность распознавать свои чувства, желания, эмоции. Он делает только то, что говорят ему родители, занимается тем, что ему нужно, по мнению родителей. Это приводит к тому, что ребенок не имеет своего мнения и права голоса, и даже во взрослом возрасте будет полностью зависим от мнения родителей.
- Ребенок не имеет навыков принятия самостоятельных решений. Ведь все решения за него принимают родители. В будущем такой ребенок вырастает растерянным и несамостоятельным взрослым, которому очень трудно ориентироваться в окружающем мире.
- Жизнь в постоянном стрессе и напряжении приводит к проблемам физического и психологического здоровья ребенка.
Как видно, у искусственного раннего развития есть немало минусов, которые способны существенно испортить ребенку жизнь и навредить в будущем. Поэтому родителям не стоит чрезмерно увлекаться этим новым веянием. Все должно идти своим чередом, а задачей родителей должна стать помощь ребенку выбрать свой личный путь и поддержка своего ребенка во всех его начинаниях.