Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка делать уроки, а методы принуждения и длительные уговоры не дают нужного результата. Важно найти причину неправильного поведения и преодолеть ее совместными усилиями. Заставить ребенка учиться – значит сформировать у него ценный и полезный навык.
Стоит ли заставлять учиться
Взрослый человек понимает, что хорошее образование позволяет в будущем рассчитывать на интересную работу, высокооплачиваемую должность, достойный круг общения. Ребенку такая перспектива кажется весьма отдаленной, поэтому разговоры о профессиях не помогают. Родителям стоит задуматься о мотивации к учебе и понять, что интересует сына или дочь.
Заставлять делать уроки необходимо, но не методами принуждения. Приказать учиться нельзя. Навык обучения формируется в определенных условиях: надо создать в семье атмосферу интереса к знаниям и проявить истинное внимание к личности растущего человека. Таким образом воспитывается положительное отношение к школе.
По какой причине ребенок не хочет учиться
С самого раннего детства родителям следует поддерживать познавательную активность ребенка, отвечать на его вопросы, читать вместе книги. Развитая способность к восприятию новых знаний лежит в основе мотивации.
Причины отсутствия вовлеченности в учебу:
- недостаточный уровень развития психических функций — внимания, мышления, логики;
- невысокая самооценка, потеря веры в себя;
- постоянный стресс по причине плохих отношений со сверстниками;
- отсутствие помощи на уроке со стороны учителя;
- излишняя опека и давление взрослых.
Важно правильно установить причину, что позволит наметить пути решения проблемы. Современные методы психодиагностики и развивающие занятия помогут достичь требуемого уровня зрелости психических функций, а доверительные отношения между учеником, родителями и учителями будут способствовать снижению напряженности.
Правильная позиция родителей
Невозможно заставить ребенка учиться, если семья не заинтересована в этом. Точка зрения родителей очень важна для формирования позитивного отношения к учебе. Взрослые должны показать, что они ценят труд ученика, готовы поддерживать и помогать.
Адекватное восприятие ситуации
Даже простого перечня причин нежелания учиться достаточно для понимания сложности проблемы. Поэтому ситуацию не исправить криком и наказанием. Адекватным ответом со стороны родителей будет развитие у ребенка интереса к учебе, изменение мешающих ему обстоятельств.
Поддержка
Сталкиваясь с первыми трудностями, ребенок начинает думать, что его усилий недостаточно. Поэтому так важно оказать ему всестороннюю поддержку и научить побеждать. Почаще говорите, как вы его цените, что у него все обязательно получится, хвалите за активность независимо от результата, и тогда будет понимание, что любят не за хорошие оценки.
Помощь
В начальной школе можно посидеть рядом с ребенком, выполняющим домашнее задание, мягко направляя его усилия в нужное русло. В старших классах помощь заключается в обсуждении новой информации, совместном планировании дальнейшей учебы. Позиция родителей в отношении контроля результатов должна быть гибкой, ненавязчивой. Просто покажите свою заинтересованность и открытость диалогу.
Родители могут дать совет, нанять репетиторов, объяснить трудный материал, найти нужную информацию. Хороший контакт с учителем обеспечит объективную оценку поведения сына или дочери в школе. Желательно постоянно «держать руку на пульсе» школьной жизни, а не просто заставлять делать уроки.
Типы учебной мотивации
Внешние стимулы родители создают сами, поощряя хорошие оценки или наказывая за двойки. Положительная внешняя мотивация выражается, например, в подарках за успешную сдачу экзаменов, а отрицательная – в запрете долгожданной поездки на экскурсию.
Наиболее ценный тип мотивации – внутренняя положительная. Ребенок будет старательно выполнять задания, так как это приближает его к цели – получить определенную профессию.
Для развития внутреннего стремления учиться родители часто обещают вознаграждение или отказывают в просьбе, ставя жесткие условия. Но больше всего на мотивацию влияет атмосфера семьи: дружеская поддержка, совместные занятия. Отсутствие внимания со стороны родителей замедляет интеллектуальное и психическое развитие ребенка, препятствует возникновению стимулов к учебе.
8 эффективных способов мотивации
Необходимо постоянно предоставлять ребенку обратную связь в виде поощрения всех форм его учебной активности и самостоятельности. Что конкретно могут сделать родители:
- Объяснить важность знаний. Если ребенок обращается к вам с вопросом, отложите дела и совместными усилиями найдите ответ.
- Использовать игровую форму обучения для школьника младших классов, избегая длительных и скучных заданий.
- Интересоваться мнением ребенка больше, чем его оценками, вместе обсуждать полученную на уроках информацию.
- Внимательно выслушивать рассказы о школьной жизни, отношениях с другими ученикам. Это позволяет предупреждать конфликты.
- Строить планы, обсуждать будущую профессию. При совместном посещении банка, почты или магазина рассказывать ребенку о специалистах, которые там работают.
- Оптимизировать режим дня, отвести время на отдых, не перегружать дополнительными занятиями.
- Постараться выяснить причину плохих отметок в каждом конкретном случае.
- Не создавать дополнительное напряжение постоянным страхом наказания. Все проблемы решать в диалоге.
Эти несложные правила лежат в основе воспитания творческой личности с высокой внутренней мотивацией к учебе.
Топ-10 эффективных способов убедить ребенка учиться
Родители могут использовать различные приемы влияния на учебную активность в зависимости от возраста ребенка. 10 наиболее эффективных способов, по мнению психологов:
- Вместе выберите время для выполнения домашнего задания. Особенно это важно для подростка. Не требуйте приступить к урокам сразу после возвращения из школы. Предоставьте ему самостоятельность в решении этого вопроса.
- Приведите примеры успешных и неуспешных людей, обсудите с ребенком биографии известных ученых, писателей, артистов. Объясните ему, что одного таланта мало, успех обеспечивается упорным трудом.
- Ставьте понятные цели: исправить оценку по биологии, сделать интересный обзор по информатике и так далее. Не распыляйте усилия на множество занятий.
- Хвалите за любые достижения, даже за проявленную активность в решении задач, независимо от результата.
- Покажите ценность знаний. Например, известно, что лучшие повара профессионально разбираются в физико-химических свойствах продуктов.
- Поощряйте самостоятельность, не ругайте постоянно за ошибки, они – часть процесса обучения.
- Станьте авторитетом для ребенка, на собственном примере расскажите о достижениях в работе.
- Не позволяйте никому делать домашние задания за ребенка, не давайте готовых ответов. Лучше ищите нужную информацию вместе.
- Поощряйте общение со сверстниками. Для старшеклассника важно его окружение. Пусть друзья приходят в гости, иногда вместе делают уроки.
- Родительский контроль не должен быть тотальным. Ребенку надо предоставить карманные деньги и возможность самостоятельного принятия решений.
Топ-5 главных ошибок родителей
70% детей, которые не хотят учиться, находятся в состоянии напряжения из-за неумения наладить отношения с родителями или одноклассниками. Взрослым надо знать признаки стресса и помочь ребенку справиться с ним.
Ошибки родителей, влияющие на желание учиться:
- Отсутствие должного внимания к формированию учебной мотивации. Многие взрослые полагают, что дети должны понимать цель обучения. Но ребенок, особенно в начальной школе, не умеет пока сам себя мотивировать, ему надо помочь.
- Излишний контроль. В ситуации гиперопеки вырастают безынициативные люди, их трудно заинтересовать новой информацией. Поэтому с раннего возраста ребенку надо давать посильные самостоятельные задания, а не просто заставлять учиться.
- Игнорирование индивидуальных особенностей. Сделайте похвалу адресной. Покажите ребенку, что вы цените именно его достижения. Например, подчеркните, что сегодня он выполнил домашнее задание быстрее обычного или научился правильно организовать свой день.
- Сравнение с другими детьми. Такой прием ведет только к отрицательному отношению к тому, с кем сравнивают. Лучше обсуждать успехи и неудачи независимо от других учеников.
- Преобладание критических замечаний и наказаний. Понятна досада родителей на плохие оценки в школе. Но негативные эмоции не должны мешать открытому диалогу, совместным занятиям и планированию будущих успехов.
Если ребенок не хочет ходить в школу, постарайтесь применить простые правила, которые стимулируют желание учиться: интересоваться школьными делами, помогать и поддерживать, учитывать индивидуальные особенности, контролировать, но не опекать.